astana-view

Бразды правления - в женские руки

13 Октября 2015
24995 просмотров

О перспективах развития женского предпринимательства рассуждает глава Совета деловых женщин Мангистауской области

Женщина и бизнес - понятия очень даже совместимые.  Добиться успеха в бизнесе, сделать большую карьеру, будучи женщиной? Реально. Для представительниц прекрасной половины человечества нет ничего невозможного, уверена наша героиня.  

Как известно, в Актау при Палате предпринимателей был создан Совет деловых женщин Мангистауской области,  которую возглавила директор студии «Территория дизайна deSali», член регионального Совета Палаты предпринимателей Мангистауской области Сауле Салихова. Наша собеседница поделилась с нами существующими проблемами в сфере женского предпринимательства в Мангистау. 

- Сауле Халеловна, для начала расскажите пожалуйста, каким видом бизнеса Вы занимаетесь?

- Начала заниматься своим любимым делом в 2002 году. Дизайном, сама того и не подозревая, я «болела» давно.  Закончила самый что ни на есть технический вуз - Московский институт нефти и газа им. Губкина, причем с отличием, видела себя нефтяником, как и большинство членов моей семьи. Но творческая составляющая характера не давала покоя, всегда замечала за собой, что вижу отсутствие вкуса у человека или стиля какой-либо квартиры, дома. Хотелось подсказать, подправить, а чаще кардинально изменить интерьер. И однажды решилась на крутой поворот в профессии, причем произошло это по  настоянию  друзей. И нисколько об этом не жалею. Считаю, что человек должен ходить на работу как на праздник. Это чувство еще меня не покидало. Значит, все отлично. И, как итог всего этого состояния, заказчики довольны нашей работой. А это дорогого стоит.

Естественно, опираясь только на свои ощущения, нельзя стать профессиональным дизайнером. Я много времени посвятила обучению этой профессии и продолжаю это делать до сих пор. Совершенству нет предела, поэтому учиться надо всю жизнь.

- Сауле Халеловна, Вам было предложено возглавить Совет деловых женщин при Палате предпринимателей Мангистауской области. Почему Вы согласились?

- Предложение возглавить Совет деловых женщин для меня стало неожиданным. Почему согласилась? Считаю, что каждый из нас может и должен приносить пользу обществу. Может, это пафосно звучит в наше время, когда каждый занят собой и эго - составляющая сейчас превалирует везде и во всем. В истории человечества  были и до нас  непростые времена, но всегда находились люди, которые общественные интересы ставили выше личных. Я пытаюсь внести в это очень необходимое дело свою скромную лепту. Новое - это всегда трудное дело, но всегда интересное! Наверное, с возрастом приходит ощущение, что нужно делиться опытом, помочь кому-то. Ведь, как Вы знаете,  во многих казахских семьях родители прививают детям мысль о том, что оставить достойный след самого имени Человека после себя - это один из главных смыслов жизни. Считаю необходимым помочь начинающим тернистый путь предпринимательства женщинам и девушкам дельным советом или конкретным продвижением их бизнес-идей.  В целом, растет достойное образованное поколение.  И наша задача -  поддержать новые женские инициативы. В стране много женщин, с которых можно и даже нужно брать пример. Они, несмотря на разные жизненные трудности, смогли найти в себе силы стать успешными. Это и надо культивировать. Наш лозунг - «Мы растим женский бизнес!».

- Принято считать, что в бизнесе женщины не справляются как мужчины? Согласны ли Вы с этим?

- В большей части, нет. На протяжении многих лет и сейчас считается, что главенствующее место в бизнесе занимают и должны занимать исключительно представители сильного пола. Представительницам прекрасной половины человечества с детства внушают, что они должны быть хорошими матерями, женами, воспитывать детей и заниматься домашними хлопотами. Это бесспорно, это аксиома.  Но время вносит свои коррективы. Сейчас никого не удивишь тем, что женщины заявляют о себе громко и в политике, и в бизнесе. Увеличивается число женщин, которые стремятся организовать собственный бизнес. Массовый приход женщин в малый и средний бизнес начался в 90-е годы прошлого века, когда в стране резко возрос уровень безработицы. Эти непростые  жизненные обстоятельства вынудили тогда женщин искать пути для того, чтобы заработать, и надеяться только на свои силы, ведь до этого считалось, что главным кормильцем семьи был мужчина. Сейчас окрепшие в бизнесе сами, а также воодушевленные после примера других женщин наши современницы наравне с мужчинами осваивают совершенно новые бизнес-тенденции, добиваясь значительных результатов и становясь примерами для тех, кто все еще мечтает уйти в бизнес. Поэтому все могут наши женщины. Было бы только желание.

- Могут ли опередить женщины в бизнесе мужчин по статистике?

- На мой взгляд,  могут. Хотя мы все еще продолжаем говорить, что в Казахстане бизнес, в основном, имеет мужское лицо. Как правило, женщины работают в низкорентабельных отраслях. В основном, это сфера услуг, которая не дает больших денег, но требует огромных вложений морального труда. Нас ведь всегда удивляет уровень сферы  услуг за пределами СНГ. К такому уровню привел  целый комплекс образовательных, культурных, духовных и других мер на протяжении десятков лет. Все согласятся, что таким бизнесом мужчины не будут заниматься... Услуги в стране тоже нужно развивать, страна не может жить только за счет сырья. Сегодняшний день с ценами на нефть тому доказательство. Если брать малый и средний бизнес, то по республике 41 % предприятий находится под управлением женщин. Это более 500 тысяч субъектов. Однако в разрезе республики в Мангистауской области статистика не самая лучшая. Есть три причины: первая  - финансовая, то есть нет стартового капитала, откуда, например,  на селе могут быть деньги? Банки не всегда поддерживают бизнес на селе и неохотно выдают кредиты, даже несмотря на то, что ты можешь в качестве залога предоставить огромный коттедж. Практически все банки второго уровня стараются брать в залог дома только в городах. Вторая причина имеет социальный характер: принято считать  - зачем вообще женщине предпринимательство, срабатывает казахский менталитет. Третья причина - недостаток знаний для развития бизнеса, это образовательная составляющая.

- Почему женщины не активны в бизнесе, по сравнению с мужчинами?

- Есть проблемные вопросы. Домашние хлопоты, неуверенность в своих силах, страх, переживание, недоступность финансовых средств, все это тормозит женские бизнес-инициативы. Многие согласятся с утверждением, что женщине сложно делать карьеру и заниматься бизнесом, не все могут посвятить  все свои силы и драгоценное время работе. В Совете деловых женщин намерены доказать обратное, что именно женщины в бизнесе могут добиться многого благодаря природной гибкости мышления, широким социальным связям, терпению, интуиции и, конечно же, природной красоте. Совет деловых женщин готов заниматься поддержкой женских бизнес-идей как в городах, так и в районах, в том числе и в отдаленных селах: уже начали на регулярной основе для женщин проводить тренинги и семинары, впереди мастер-классы, форумы, деловые встречи и другие важные мероприятия, направленные на поддержку развития женского предпринимательства.

- Как Вы думаете, какие прозводства для женщин нужно поддержать в такое непростое время?

- Сейчас важно поднимать малые производства, в Мангистау, в первую очередь,  это ремесленные производства на селе, а также сфера услуг. Есть села, где нам рассказывали, что стричься они ездят в районный центр, а некоторые даже в областной центр. Общеизвестно, что мангистауские мастерицы славятся тем, что изготавливают уникальные казахские национальные и свадебные костюмы, камзолы, жилеты, чапаны, корсеты с орнаментом, саукеле разных моделей, головные уборы, которые  отличаются от таких же изделий других регионов Казахстана. В Атырау, Алматы и Астане наши изделия пользуются большим спросом. Ещё одно направление, требующее большого развития, это агрокомплекс, а именно развитие производства молочной продукции, овощехозяйство, переработка шерсти.

В исполнительных органах  нас всячески стараются уверить в том, что в районах и селах максимально стараются трудоустроить всех, но надо констатировать тот факт, что самозанятость женщин на селе очень низкая. Согласно последним данным республиканской статистики,  в нашем  регионе самый низкий показатель занятости сельских женщин. Надо поднимать бизнес-образовательный уровень женщин, научить их  с чего начать, куда обращаться, пошагово объяснить всю цепочку действий для открытия своего дела. На селе грамотных женщин много, их нужно только поддержать. Палата предпринимателей совместно с Советом деловых женщин уделяет большое внимание семинарам и тренингам для сельских женщин.

- Практически все банки второго уровня заявляют, что они всегда готовы идти навстречу бизнесу и помочь с финансами. Так ли это на самом деле?

- Не всегда. Принято считать, что предпринимателям не хватает смелости брать кредиты. Однако получить кредиты в банках второго уровня (БВУ) не так-то просто. Очень многое зависит от самой личности менеджера в банке, к которому впервые обращается человек. Если есть мотивация у менеджера банка помочь предпринимателю, тогда последний может расчитывать на всяческую поддержку, а  если отнестись к нему безразлично, то о положительном результате такого обращения в банк говорить не приходится. Мы знаем многих женщин, которые по разным причинам не смогли получить деньги в банках для открытия своего дела. Когда слышишь истории женщин, которых мы приглашали на встречи в Совет деловых женщин, о том, что они не могут получить кредиты в банках по 6-11 месяцев, то действительно не хватает слов... Большинство из них говорит, что у них опустились руки и пропало желание заниматься бизнесом. Люди устают бегать из одного банка  в другой в надежде получить стартовый капитал и открыть свое дело. В таких случаях женщины стараются сберечь свое здоровье, нервы и драгоценное время. Во время одного из заседаний  Совета деловых женщин с участием представителей БВУ и регионального фонда «Даму» члены Совета поинтересовались у представителей фонда «Даму», филиалы каких банков в Мангистау активно кредитуют малый и средний бизнес? По уровню и квалификации менеджмента были отмечены филиалы «ВТБ», «Сбербанк России» и «Народный Банк». Тогда одна из присутствующих бизнес-вумен рассказала свою историю о том, что не могла целых 11 месяцев получить кредит в одном из вышеназванных банков в г. Жанаозен.

- Как обстоят дела с женским предпринимательством в районах?

- Не так давно мы побывали в Каракиянском и Мунайлинском районах. Очень много разного рода магазинов, производств мало. Проблемы одни и те же. Практически все жалуются на то, что хотели бы развиться, но не могут получить кредиты в банках. В основном, очень долго рассматриваются заявки. До конца года Совет деловых женщин РПП планирует объездить остальные районы (Тупкараганский, Мангистауский, Бейнеуский) и г. Жанаозен. Нам интересно, что думают акимы на местах. Ведь они лучше знают, что надо бы развить в районе или на селе. Наверняка нужны детский сад, химчистка или развивающий центр для детей. Анализ результатов наших встреч показывает, что в основе многих проблем бизнеса лежит отсутствие знаний по юридическим аспектам, налогообложению и финансовой грамотности. Поэтому очень важен опыт распространить опыт обучающих курсов для начинающих предпринимательниц по районам.

- У каких стран мы должны учиться? В качестве примера не могли бы Вы назвать те страны, где бизнес действительно развивается?

- Достаточно назвать одну из них. Казахстан в качестве примера не перестает говорить о Турции. 70 % бюджета этой страны составляют поступления от малого и среднего бизнеса. Существует государственная программа, принятая 15 лет назад по созданию турецких брендов и продвижению их на мировой рынок. Сегодня такие турецкие бренды, как «LC Waikiki», «DeFacto», «Collezione», «Koton» заполонили магазины не только в Казахстане и России, но покорили и европейские страны. Все рекламные затраты по продвижению турецких брендов  возмещает государство, но, самое главное, возмещает аренду площадей.  В тестильной промышленности, чтобы выйти на мировой рынок и считаться брендом, существуют жесткие стандарты. Если ты создал новый бренд, как пример - совсем молодой бренд «LC Waikiki», он должен быть сертифицирован международными сертифицирующими органами. Поизводитель отвечает за качество сырья, фурнитуру  и  каждый шов. Вот поэтому турецкие товары пользуются огромным спросом. Государство продолжает поддерживать приоритетные отрасли малого и среднего бизнеса: туризм и текстильную промышленность. И, как итог, высокоразвитая система семейного отдыха и  высококачественная легкая промышленность - почти все мировые бренды шьются в Турции.

- Пожалуй, сегодня в Актау можно встретить ресторан или кафе с европейской или азиатской кухней. Вас не удивляет, что у нас в Мангистау  нет заведения с полноценной казахской кухней, где можно было бы вкусно поесть, заказав национальные блюда? 

Действительно, заведения с уйгурской, кавказской, узбекской и другими кухнями есть. А вот национальной казахской не встретишь. На это есть, в большей степени, исторические причины. Кочевой образ жизни казахов не позволил разнообразно развить национальную кухню. В ней мало специй, трав, каких-то изысков. Это, на мой взгляд, и является основной причиной, почему нет чисто казахского ресторана, например, в той же Москве. Поэтому не надо акцентировать на этом внимания. Невозможно вечно «изобретать велосипед». Хотя возможно, появятся когда-нибудь казахские шеф-повара, которые глубоко изучат этот вопрос и займутся действительно новой кухней - придумают блюда на основе известных казахских продуктов и будут их продвигать.

На мой взгляд, надо обратить внимание на развитие национального кисломолочного производства - кумыса и шубата. Все мы прекрасно знаем, что кумыс и шубат являются древними напитками казахского народа. Они очень полезны для здоровья, их применяют при лечении туберкулеза, заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта, сосудов. Сегодня очень важно продолжить традиции предков - развивать верблюдоводство и коневодство, увеличить производство  кисломолочных продуктов, тогда можно говорить и о выходе на экспорт. К сожалению, сейчас разведению лошадей и верблюдов внимание уделяется не на должном уровне. Проблемных вопросов в этом деле очень много. Бизнес на селе всегда будет нуждаться в поддержке и многое зависит не только от местных исполнительных органов, но и от центральных органов республики. Как мне известно, из-за непростого экономического состояния, к великому сожалению, правительству приходится урезать именно агро-программы. Может, в данной ситуации нужен неординарный подход, ведь даже в благополучные годы сельскохозяйственной отрасли не везло? Недавно прочитала, что рассматривается вопрос о привлечении на государственную службу экспатов, так вот, самая востребованная отрасль для этого - сельское хозяйство. Может быть, надо подумать о привлечении для работы в это министерство высококвалифицированных специалистов из Дании, Голландии или другой аграрной страны? Даже Монголия далеко впереди Казахстана и в развитии животноводства. На основе продуктов переработки животноводства в Монголии развивается легкая промышленность. Но здесь есть своя опасность: надо понимать, что западные специалисты принесут с собой новейшие технологии, как, например, использование ГМО-посевов. Ведь о вреде таких технологий вопрос так и стоит открытым до сих пор. Есть над чем поразмыслить...

- Согласны ли Вы с тем, что состояние бизнес-климата в некоторой степени зависит от местных исполнительных органов?   

- Абсолютно согласна. Сегодня именно акимы должны понять, что партнерство с бизнесом приведет к желаемому результату и сотрудничество с бизнес-сообществом поможет поднять регионы. Понятно, что акиматы  - это машина «тяжелого» бюрократического плана и «двигается» такая машина очень медленно, иногда с неохотой. Инертность госорганов очевидна всем. У местных исполнительных органов есть свои принципиальные позиции. Сейчас во власти важно понимание того, что бизнес не может вечно ходить с просящей рукой в местные исполнительные органы. Исполнительная власть обязана понять, что у бизнеса всегда будет спрос на земельный участок, к тому же за счет бюджетных средств необходимо провести все коммуникации. Получение различных разрешительных документов должно быть максимально коротким.  Ведь Глава государтсва перед местными органами поставил задачу  - открытие новых производств, больших и малых, любых! И здесь непосредственно сам аким  любого уровня  должен понимать, что результат того стоит. В выиграше все - от акима и предпринимателя до работника, которого приняли на работу.

В целом, аким Мангистауской области Алик Айдарбаев понимает и поддерживает инициативы Регионального совета Палаты предпринимателей. Было выделено отдельное здание для работы РПП, где расположены бизнес-школа, коворкинг-центр и первый в Казахстане центр обслуживания предпринимателей (ЦОП). Сегодня ЦОП  работает по принципу «одного окна». Все услуги для предпринимателей абсолютно бесплатны и доступны. Все это делается для развития и поддержки бизнеса, в том числе и женского.  

- Как Вы думаете, каким будет женский бизнес, допустим через 5 лет?

- Совет деловых женщин создан не для галочки. Действительно, мы хотим чтобы женский бизнес в регионе имел свои успехи. Планы есть и мы намерены работать на результат. При этом мы ставим цель - не только помочь пройти обучающие курсы, но и содействовать дальнейшему росту женского предпринимательства. Впереди предстоит много работы. Бизнес для женщины может стать родной стихией,  женщина и деньги могут и должны идти вместе, ведь в любой семье дела обстоят именно так. Предстоит многому научить начинающих предпринимательниц: от психологии до экономики. Возможности для улучшения климата в сфере развития женского предпринимательства в Мангистау есть и здесь нам необходимо работать сообща с местными исполнительными органами. Все озвученные вопросы предпринимателей мы всегда будем брать на заметку и стараться решать их, это наша общая задача. Сам Совет деловых женщин будет бессилен, и это надо признать, если акиматы и банки не будут заинтересованы в сотрудничестве и не будут идти навстречу предпринимателям. Ведь в свете поручений Главы государства надо всем нам изменить видение на экономику: безоглядно надеяться на сырьевые богатства нашей земли это просто недальновидно. Именно сейчас, в кризис, надо создать надежный фундамент для  роста всего предпринимательства, в том числе и женского. Через пять лет, я уверена, нас, женщин, в бизнесе будет намного больше!


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры