astana-view

Ельдос Рамазанов: «Правила закупок должны быть цивилизованными»

10 Июня 2016
12933 просмотров

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» одним из приоритетов своей деятельности ставит вопросы обеспечения прозрачности государственных закупок и тендеров квазигосударственных компаний. Не секрет, что сегодня зачастую отечественным товаропроизводителям ограничен доступ к конкурсам на поставку товаров, работ и услуг. Чаще всего они остаются за бортом при проведении закупок.

Почему сложилась такая ситуация? Какие меры принимает в этом направлении «Атамекен», пытаясь помочь отечественному бизнесу в участии тендеров?  На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя Председателя Правления НПП «Атамекен» Ельдоса Рамазанова.

- Ельдос Муратович, сегодня для наших производителей вопросы закупок являются актуальными.  Им очень сложно участвовать в тендерах, проводимых в сфере государственного и квазигосударственного секторов. Ситуация усугубляется тем, что Казахстан является членом ЕАЭС и ВТО, по условиям которых наша страна не должна ограничивать в конкурсах зарубежные компании. Но, может, все же есть какой-то выход, чтобы помочь казахстанскому бизнесу, не нарушая международных соглашений?

- Ситуация, действительно, сложная. Сегодня в условиях резкого падения спроса на внешнем и внутреннем рынках государственные закупки и закупки квазигосударственного сектора, системообразующих компаний-недропользователей видятся одним из важных источников средств для развития отечественного бизнеса. И, можно без преувеличения сказать, что Нацпалата проделала большую работу для обеспечения доступа казахстанских компаний к тендерам госхолдингов. Так, в декабре прошлого года Председатель Президиума Национальной палаты  предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель Правления Фонда национального благосостояния «Самрук - Казына» Умирзак Шукеев  подписали соглашение о взаимодействии в вопросах поддержки отечественных производителей. Данный документ подписан с целью увеличения доли местного содержания и реализации программу импортозамещения. Безусловно, соблюдая при этом обязательства, принятые в рамках ВТО и ЕАЭС. А в мае текущего года аналогичное соглашение, но уже с конкретными обязательствами сторон, было подписано с каждой из восьми дочерних компаний ФНБ «Самрук-Казына». В их числе - АО «КазМунайГаз», АО «Қазақстан темір жолы», АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго», АО «Казахтелеком» и другие компании.

С целью расширения контактов компаний с отечественными предприятиями в 16 регионах страны созданы рабочие комиссии с участием акимов областей, которые  будут осуществлять мониторинг цен на товары, работы и услуги поставщиков, определять казахстанские предприятия, которые потенциально могут выступать поставщиками в тендерах. Стоит отметить активность казахстанского бизнеса: в заседаниях комиссий приняло участие свыше 700 отечественных предпринимателей.  Замечу, что такой подход не противоречит соглашениям в рамках ВТО и ЕАЭС, поскольку все участники рынка действуют в конкурентной среде. Мы лишь коллегиально помогаем определять тех, кто соответствует критериям «цена-качество», обеспечивая тем самым необходимую транспарентность процессу закупок.

Также еженедельно на площадке Национальной палаты мы продолжаем проводить встречи производителей-поставщиков и компаний ФНБ «Самрук-Казына», на которых поставщики и потребители без посредников могут обмениваться информацией о планируемых к закупу компаниями товаров, работ, услуг. Уже состоялись такие встречи с представителями отечественного машиностроения и нефтехимии, которые оказались небезрезультатными: количество заключенных долгосрочных договоров составляет 5537 договоров на сумму 6,7 трлн тенге.  Из этого числа договоров 955 договоров на 410 млрд тенге заключено при поддержке «Атамекена».

- Скажите, какова емкость этого рынка? Можете назвать объем закупок в сфере госсектора и квазисектора в этом году?

- По госсектору: на май 2016 года было запланировано проведение госзакупок на 2,3 трлн тенге. Что касается компаний группы «Самрук-Казына», то они планируют к освоению 3,2 трлн тенге.

-  Достаточно серьезные суммы. Но давайте вернемся к нашему вопросу.  Как известно, в Астане планируется построить новый железнодорожный вокзал. Отечественные производители смогут принять участие в этом  проекте?

- Мы тщательно прорабатываем этот вопрос. Провели несколько встреч представителей отечественных предприятий  с руководством Центра крупных проектов АО «НК КТЖ» и турецкой компанией-подрядчиком «Сембол». Уже достигнуты соглашения в таких сферах, как обеспечение мебелью и озеленение. Объем предполагаемой сделки - 1 млрд тенге. 

- В подписанном между НПП «Атамекен» и ФНБ «Самрук-Казына» соглашении есть норма о наблюдателях, которые будут отслеживать прозрачность тендеров на заявленную сумму свыше 250 млн тенге. Как будет реализовано это положение?

- В начале года Национальной палатой утвержден пул из 63-х наблюдателей, куда вошли представители отраслевых ассоциаций. И это закономерно: кому, как не отраслевикам, лучше знать,  какая продукция где и по какой цене производится? Кроме того, наблюдатели будут следить за прозрачностью процедур и влиять на объективность принятия решений.

- Согласитесь, одни только нормы соглашений не могут служить основанием для таких значимых изменений в тендерных процедурах. Нужна законодательные механизмы...

- Совершенно верно. Имеющиеся проблемы в сфере закупок, можно сказать, достигли такого апогея, что потребовалось принятие каких-то законодательных новелл. В связи с этим НПП и Министерство финансов проделали большую работу по разработке поправок в закон «О государственных закупках», с помощью которых удалось  решить ряд наболевших проблем. В частности, законом вводится механизм предварительного обсуждения проектов технической спецификации. Отныне за пять дней до объявления конкурсов все данные о техспецификациях размещаются на портале государственных закупок. Это дает потенциальным поставщикам возможность обсуждения технических параметров закупаемых товаров, работ и услуг. Таким образом, впредь, если техспецификации будут сформированы под конкретного поставщика, это будет очень сложно скрыть. В таких случаях потенциальные поставщики имеют право подать жалобу организатору конкурса, который либо согласится и изменит технические параметры закупаемого товара, работ или услуг, либо даст мотивированный отказ. Примечательно, что аналогичная норма, инициированная Нацпалатой,  отражена и в Правилах закупок ФНБ «Самрук-Казына», которая действует с 18 апреля т.г.

Помимо нормы о техспецификациях, закон «О госзакупках» содержит немало других прогрессивных новаций. В частности, установлена ответственность заказчика за задержку оплаты поставленной продукции и произведенных работ. Теперь заказчик будет обязан выплатить неустойку (пеню) в размере 0,1 процента от причитающейся суммы за каждый день просрочки. При этом общая сумма неустойки не должна превышать 10 процентов от общей суммы договора. В новой редакции закон содержит норму о пересмотре механизмов обжалования процедур государственных закупок. Теперь заключение договора приостанавливается на период рассмотрения итогов конкурса на предмет нарушения до вынесения заключения финансовым контролем.

Еще одна важная для нас новация: в законе закреплено участие представителей Национальной палаты при проведении предварительного квалификационного отбора.

- «Самрук-Казына» сейчас разрабатывает новую систему закупок. НПП как-то участвует в этом процессе?

- Безусловно. В частности, мы предложили ввести институт независимых отраслевых экспертов, что и было включено в новую систему закупок. Так, независимые отраслевые эксперты будут принимать участие в разработке проектов тендерной документации, сумма которых превышает 250 млн тенге. Надеемся, что данный механизм обеспечит добросовестную конкуренцию среди поставщиков.

Национальная палата уже ведет работу по формированию Реестра отраслевых независимых экспертов, кандидатуры которых будут представлять Комитеты Президиума НПП «Атамекен».

- Очень много вопросов по поводу сертификата CT-KZ. Как известно, появились даже фальшивые сертификаты, в связи с чем в среде отечественных товаропроизводителей возникли разногласия.  Атамекен» предложил ввести индустриальный сертификат. В чем его преимущество?

- Я уже упоминал о проблеме псевдопроизводителей. Выявлены компании, оформившие CT-KZ, которые воспользовались преференциями как отечественные производители, однако же их продукция импортировалась. Все это выяснилось в ходе масштабной проверки комиссии, созданной по инициативе НПП «Атамекен». Таким образом, мы получили еще один аргумент в пользу нецелесообразности использования CT-KZ, как инструмента поддержки отечественного товаропроизводителя. К слову, международные обязательства в рамках ВТО и ЕАЭС отменяют все преференции в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора, которые предоставляет наличие сертификата. Сертификат СТ-KZ действует только в закупках недропользователей до 1 января 2021года, и Специальных экономических зонах (СЭЗ) - до 1 января 2017 года.

«Атамекен» предлагает куда более эффективный инструмент - Индустриальный сертификат. Это документ, основанный на добровольной сертификации, подтверждающей наличие у заявителя технической, технологической и ресурсной возможности производить продукцию, выполнять работу, оказывать услугу в объемах, согласно заявленному перечню товаров, работ и услуг. Применение индустриального сертификата предполагается в государственных закупках и закупках национальных компаний в конкурсе с предварительным квалификационным отбором. Таким образом, в госзакупках одним из квалификационных критериев для участия в предварительном квалификационном отборе будет наличие индустриального сертификата. Что же касается закупок нацкомпаний, планируется, что индустриальный сертификат выступит документом, подтверждающим статус товаропроизводителя.

Также индустриальный сертификат может являться инструментом ранжирования субъектов предпринимательства по уровню конкурентоспособности производства. В частности, индустриальный сертификат может быть  использован как один из инструментов определения целевой группы в государственных программах поддержки предпринимательства.

Сейчас с государственными органами прорабатывается вопрос внедрения этого документа. Отраслевыми ассоциациями в рамках созданных рабочих подгрупп ведется работа по разработке критериев отнесения заявителя к статусу производителя товаров, поставщика работ и услуг. Статус будет  устанавливаться в рамках индустриальной экспертизы, которую проведут независимые эксперты из числа отраслевых ассоциаций

- Закупают не только госкомпании и нацхолдинги. Недропользователи тоже имеют немалую долю рынка закупок. Какая работа по расширению доли участия отечественных производителей проводится с ними?

- Я ранее отмечал, что СТ-КZ продолжает существовать в закупках недропользователей до конца 2021 года, то есть определенная поддержка отечественным производителей со стороны государства сохраняется.

Сегодня три крупные нефтегазовые компании - ТОО «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и Северо-Каспийский консорциум (NCOC) прорабатывают вопрос использования портала «Алаш», разрабатываемой компанией «Algoritmi Казахстан». Портал будет содержать базу данных о потенциальных поставщиках нефтегазовых компаний-операторов в Казахстане. Настоящий портал одинаково полезен как для поставщиков, так и для заказчиков. Поставщики, зарегистрированные в «Алаш», могут пройти предварительную квалификационную оценку и продемонстрировать свое соответствие минимальным критериям, предъявляемым операторами отрасли. Заказчики могут обратиться к системе «Алаш» для поиска поставщиков требуемой продукции и услуг.

В свою очередь Национальная палата прорабатывает вопрос участия в работе, проводимой компанией «Algoritmi Казахстан», в целях создания условий для функционирования базы на принципах открытости, доступности, содействия развитию и привлечению местных компаний.

- Недавно появился новый портал - Бизнес-реестр. Насколько он будет полезен бизнесу?

- Да, меньше месяца назад Центр мониторинга и экспертизы рынка, дочерняя организация НПП, запустила новую интернет-площадку для бизнеса. «Бизнес-реестр» ориентирован на работу в формате «B too B» - буквально, «бизнес для бизнеса». Цель - помогать предпринимателям выстраивать горизонтальные связи, налаживать взаимодействие и сотрудничество.

Бизнес-реестр содержит общие сведения обо всех предпринимателях, действующих в Казахстане, а также максимально широкий перечень товаров, работ, услуг, предлагаемых в Казахстане. Реестр наполняется как из баз данных государственных и квазигосударственных компаний, так и непосредственно  самими предпринимателями.

Предполагается расширение Бизнес-реестра в зависимости от пожеланий предпринимателей. Национальная палата возлагает большие надежды на данный продукт и надеется, что он станет серьезным подспорьем в работе казахстанского бизнеса.

«Атамекен» делает все необходимое для обеспечения транспарентности госзакупок. Полагаю, что наше общество уже созрело и пришло к пониманию того, что прозрачность является элементом цивилизованности бизнеса и экономики.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры