astana-view

Прямые инвестиции - штучный продукт

26 Июля 2016
9705 просмотров

Венгерский банк прокредитует фермеров Казахстана

Сегодня спрос на инвестиции и кредитование у отечественных предприятий высок, как никогда. Одним из новых источников финансирования можно назвать казахстанско-венгерский фонд прямых инвестиций, созданный при участии нацхолдинга «КазАгро» и Эксимбанка Венгрии в декабре 2015 года. Какие требования выдвигаются в Фонде к потенциальным заемщикам? Какие перемены могут произойти на предприятии после прихода инвестора? Об этом в эксклюзивном интервью www.palata.kz рассказала управляющий финансовый директор - член правления АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» Бану ЕРГАЛИЕВА.

- Бану Бакытжановна, какова цель казахстанско-венгерского фонда прямых инвестиций?

- Фонд создан с целью финансирования сельскохозяйственных проектов, при этом приоритетными направлениями являются животноводство, а, если говорить точнее, мясо птицы, мясо КРС, рыба, овощи-фрукты. Несмотря на то, что фонд является совместным, проекты 100% должны быть реализованы на территории  Казахстана. При этом у данных проектов первичная цель - импортозамещение, вторичная - реализация экспортного потенциала.

- На пресс-конференции вы отметили, что управляющей компанией фонда было рассмотрено свыше 100 проектов. Расскажите об этом, подробней, пожалуйста.

- Да, такую информацию нам предоставили в управляющей компании. Из этих ста проектов отобраны три.

- Почему так мало рассмотрено проектов, всего три?

- На самом деле инструмент прямых инвестиций - это не инструмент массового характера, это не оптовое финансирование, как, например, кредиты или лизинг. Прямые инвестиции подразумевают  вхождение в сам проект, причем речь идет не только о деньгах. Инвестиции могут быть представлены в виде технологий, инвестирование подразумевает собой и менеджмент, методологию. С учетом этого можно сказать, что прямые инвестиции сродни штучному продукту. В пределах нормы для Фонда прямых инвестиций является поддержка от трех до пяти проектов в год. Из тех проектов, которые отобраны, по двум из них реализацию, то есть вхождение, мы ожидаем до конца 2016 года. Нахождение в проектах мы предусматриваем сроком до десяти лет. Один-два проекта переходят на 2017 год.

- Какие это проекты?

- Условия соглашения, заключенные с управляющей компанией фонда, предусматривают раскрытие информации только после принятия решения. Сейчас нам известно, что из этих трех проектов два реализуются в Акмолинской области - это завод по производству минеральных удобрений и молочно-товарная ферма, один - это теплицы, в Актюбинской области.

- Какие требования выдвигаются для предприятий, которые заинтересованы в получении прямых инвестиций с помощью фонда?

- Это зависит от инвестиционной стратегии фонда. К примеру, казахстанско-венгерский фонд нацелен только на действующие проекты. Соответственно, есть свой минимальный период действия для предриятий, есть требования к уровню корпоративного управления в проекте,  кроме этого, есть требования по социально-экономическому эффекту на отрасль. То есть мы ожидаем положительный социально-экономический эффект, и для нас важны такие показатели, как создание новых рабочих мест, объем продукции, который будет выпускать в ходе реализации проекта, налоговые поступления в бюджет.

- Насколько жестки требования у фонда к залоговому имуществу предприятий?

- Чем интересны прямые инвестиции для самих предприятий? В тех случаях, когда предприятие перекредитовано, это очень важный вопрос, прямые инвестиции не требуют дополнительного залогового обеспечения. Структура сделки может быть разной, инвестор может зайти как прямой инвестор и уже потом в структуре долгового финансирования предусмотреть еще долговое финансирования и от себя. Все зависит от того, на какой стадии находится проект. Однозначно, плюсом для предприятия являются прямые инвестиции, залогового обеспечения не потребуется. Есть свой нюанс - владелец предприятия должен быть готов к тому, что заходит сособственник со своей политикой, с четкой целью вывести проект на новый уровень.

- Как вы считаете, есть ли у фонда прямых инвестиций будущее в Казахстане?

- Мы считаем, что потенциал есть, иначе бы мы не пошли на развитие данного сегмента в АПК конкретно в Казахстане. Почему есть потенциал? Потому что это интересно и для казахстанских предприятий, и для кредиторов Казахстана. Кредитор заинтересован, чтобы отношение долга на капитал улучшалось. Если в проект еще будут заходить кредиторы, долговая нагрузка будет нарастать. Если в проект заходит стратегический инвестор, с деньгами, по сути, с долгими деньгами, то для кредитора это тоже большой плюс. И это интересно внешнему инвестору по трем причинам. Первая - это увеличение численности населения земного шара, соответственно, нарастает объем продукции. Второе - обострение вопросов, связанных с продовольственной безопасностью в мире. Третье - переориентация на экологически чистый продукт, сейчас потребность растет не только в количественном выражении, но потребность меняется еще и качественно. Поэтому Казахстан, безусловно, интересен внешним инвесторам.

- Спасибо за интервью.

Жанар Сердалина


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры