astana-view

Аяжан Жаксыбай: «Я хочу, чтобы здесь была Франция»

26 Августа 2016
11749 просмотров

Успешный казахстанский дизайнер, куратор моды о бизнесе, патриотизме и умении отдавать

Талантливый человек талантлив во всем - это выражение точно про Аяжан Жаксыбай. «Arthur Andersen», «DuPont de Neymour», «Conoco», «AT&T», «Universal Music», «Bacardi Martini» - по такому списку продвигалась ее карьера в сфере финансов и бизнеса. Причем уже с 25 лет казахстанка, живущая в Москве, занимала руководящие должности. Между делом окончила одну из лучших школ бизнеса Duke University's Fuqua School of Business и стала первой казашкой-выпускницей этого заведения. В 2006 году Аяжан переехала в Казахстан по приглашению компании «РД «КазМунайГаз», где работала в период выхода компании на Лондонскую фондовую биржу. После этого заняла должность главного советника кашаганского проекта. А в 2010 решила заняться тем, о чем мечтала всю жизнь - искусством, и поступила в американскую киношколу. И здесь тоже ее ждал успех: сразу же пошли заказы фильмов, все получилось. После этого началась карьера в мире моды. Жаксыбай запустила свою линию одежды, которую, используя весь свой бизнес-опыт, сразу же нацелила на зарубежный рынок. В первом же сезоне она вышла на Лондон, Париж и другие города. Уже через два года она стала одним из ведущих дизайнеров страны.

- Аяжан, как Вам удалось так стремительно завоевать модный рынок?

- Я с первой коллекции стала делать все по максимуму правильно. Потому что на тот момент у меня уже был опыт, я 17 лет проработала в бизнесе. Конечно, у меня сразу все было сделано профессионально: пресс-релиз, ценообразование, правильно оформленная коллекция, lookbook, подача и т.д.

- Расскажите о проектах, над которыми работаете сейчас?

- Я провела в Шымкенте фестиваль современного искусства «Shymkent art days». С 23 по 25 августа я провожу там музыкальный фестиваль «Елге оралу» - казахская музыка в новых форматах. Там будут французский рэп и казахская опера, казахские трэки в интерпретации ди-джэев, в джазовом исполнении и синти-поп в корейском стиле от группы «Ninety one». Это полностью моя идея. То есть сейчас я еще работаю как концептуализатор таких культурных событий. Недавно я провела в Астане «Astana fashion festival», была куратором, арт-директором. Теперь я собираюсь эту модель применять по всей стране и потом по всему миру. Сейчас я подписала договор с испанским международным рекламным агентством, офисы которого есть в Барселоне, Милане и Мексика-сити. С ними будем проводить это мероприятие в Испании. На Вьетнам я вышла. Там я буду делать программы с вьетнамскими дизайнерами. В октябре я поеду в Китай представлять Казахстан как дизайнер на «Asian fashion awards».

- Наверняка, вы уже передаете свой опыт другим?

- Да, конечно. У меня есть бренд-инкубатор для дизайнеров. То есть все, что сама прошла, весь путь я теперь прохожу с дизайнерами, обучаю их. У меня есть специальный курс «Дизайн и продвижение коллекций». Хочу открыть свою собственную школу. Теоретически она уже есть, просто нужно найти место. Я консультирую очень много дизайнеров. Не только казахстанских, грузинских, российских. В Казахстане по линии БРК я консультирую бренды и фабрики по созданию продукта на экспорт.

- Как бизнес-тренер?

- Да, я как бизнес-коуч, даю им советы по стратегии, по продукту, по экспортной стратегии, ценообразованию. Так как я была руководителем высшего звена, я разбираюсь во всех этих вопросах: финансовых, инвестиционных, в маркетинге, продажах.

- То есть вы сначала получили практические знания и навыки, а потом уже нашли работу для души?

- Не только для души, это сейчас востребовано. Я и как художник работаю, и как бизнесмен.

Сейчас моя основная цель - воспитательная. Я занимаюсь с молодыми дизайнерами, потому что я хочу помочь другим. Пришло время отдавать, я хочу научить других. И я хочу, чтобы казахская мода в целом прозвучала, потому что один человек не делает индустрию. У меня такой девиз: мы должны все вместе делать.

Когда-то я впервые вышла на Лондон, это была концептуальная выставка Scoop. Я была первой казашкой и, наверное, одной из первых в СНГ на этой выставке. Я увидела там отдельный павильон, где были только бельгийские дизайнеры. И я себе сказала: настанет день, когда будет целая комната казахстанских дизайнеров. Посредством бренд-инкубатора я вывела уже 4 бренда в Милан и Париж. Сейчас эта мечта стала реальностью, потому что мы выводили наших дизайнеров на самую крупную выставку White Milano, которую посещают 20 тыс. байеров со всего мира, то есть закупщиков - универмагов бутиков и т.д. Наш проект назывался Talents from Kazakhstan. И сейчас White, видя мою работу с дизайнерами, предложили мне партнерство, я стала официальным скаутом White и ищу дизайнеров для них по всему миру. Проект остался с названием Talents from…, добавляются только названия разных стран.

- Вы упомянули про некий бренд-инкубатор. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как вы готовите начинающих дизайнеров?

- Я на курсах обучаю дизайнеров, как от идеи прийти к тому, чтобы продаваться за рубежом: на миланской, парижской неделях моды. В бренд-инкубаторе мы сопровождаем дизайнеров в течение 6 месяцев. Мы проходим все этапы: от идеи до концепта, изготовления образцов, плана коллекций, ценообразования, съемки лукбука, каталога – то есть все, что нужно дизайнеру для поездки в Милан или Париж. В самом начале я определяю, есть ли у дизайнера потенциал, смогу ли я его вывести на мировой уровень. Если понимаю, что да, то беру его и работаю с ним. Это платно, но сейчас я ищу спонсорские деньги, чтобы это был инкубатор как во всех странах.

Теперь мы хотим сделать этот бренд-инкубатор в телевизионном формате в виде конкурса дизайнеров. Сначала объявляется республиканский конкурс, любой человек может подать заявку. Потом международное жюри отбирает 12 сильнейших, которые борются за три главных приза - например, стажировка в Prada, Chanel или еще где-то, второй приз - участие в неделе моды в Милане или Париже и третий приз – это обучение за границей. Со всеми я уже договорилась, сейчас только ищу спонсорские деньги. Я думаю, этот конкурс смог бы продвинуть не только дизайнеров, но и производителей. Потому что сейчас производителям тоже нужно работать с дизайнерами. Сейчас недостаточно просто производить хлопок или кожу, нужно брендировать, чтобы был дизайн.

- Вы консультируете производителей?

- Да, и я говорю им: ребята, вы выпустили принты, которые 50-го года, и думаете, что это сегодня будут покупать? Важен дизайн, концепт, идея. Нельзя просто работать ручками, нужно еще думать головой. Должна быть какая-то фишка, подача. Сейчас перепроизводство и гиперконкуренция. Покупатель вообще решает все, он может выбрать, что хочет. Плюс мы конкурируем со всеми западными брендами, потому что сейчас все по интернету можно заказать. Производитель сидит в помещениии, у него замля, оборудование за 50 млн евро. А 5 тыс. евро он не хочет платить за брендинг, фирменный стиль, упаковку. Вот эта last mile – последняя миля, ее не хватает.

- Есть ли у вас социальные проекты?

- С единомышленниками мы создали общественное объединение женщин «Бастау». Это объединение занимается ролевыми моделями для развития. Мы выбрали пять направлений, которые в Казахстане сейчас «лежат на боку». Во-первых, это креативная индустрия. Мы хотим, чтобы мода, кино, изобразительное искусство, современное искусство стали бизнесом, чтобы это стало индустрией. Второе направление – наука и технологии, третье – сельское хозяйство, четвертое – казахский язык и наследие народа и пятое – дети, здоровье нации. Это социально значимые вещи, которые нужно развивать.

Сегодня, например, 20 минут современного искусства, видео-арта может стоить 50 тыс. евро. Нужно наших художников научить, как делать такой видео-арт, который будет так продаваться. Одежду можно продавать. У меня простое дневное платье стоит минимум 500 евро, пальто стоит 1000-1500 евро. Для этого не нужно работать физически, здесь головой надо думать.

Я возглавляю эту организацию и веду направление креативной индустрии. И каждое направление курируют женщины, которые self-made – сами себя сделали и которые хотят делиться своим опытом. У нас такой девиз между собой, мы говорим: мы хотим, чтобы здесь была Франция, мы не хотим никуда уезжать, хотим, чтобы здесь было круто. И сейчас очень много таких людей, которые уже поездили, посмотрели мир: ок, там красиво, но почему нельзя здесь сделать так же? Я всю жизнь жила за рубежом: в Москве, потом в Америке училась. Я могу с этими дипломами устроиться куда угодно, но я всегда хотела в Казахстан. Я говорю на многих языках и чувствую себя дома и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Рио-де-Жанейро. По менталитету я космополит, но внутри я патриот Казахстана. По роду деятельности я всегда нахожусь в самых модных, гламурных местах, но я знаю, что мое лицо – это самый неразвитый ауыл, где люди щелкает семечки и бросают шелуху под ноги. И пока в моем ауыле не будет круто, как во французской деревне, я не успокоюсь. И нас таких много. 

- Ваши инициативы, Ваше мышление, наряду с огромным опытом и знаниями действительно восхищают! Очень интересный проект «Бастау». Расскажите, кто его аудитория, и как будут отбираться участники?

- У нас четыре группы женщин, с которыми мы хотим работать. В основном, это менторство, профориентация и культурные события. Первая группа – девочки, которые еще учатся в школе – это профориентация, различные возможности для обучения, стипендии. Вторая группа – студентки вузов. Для них стоит вопрос трудоустройства. Третья группа – работающие женщины, которых мы будем продвигать на руководящие посты. Четвертая группа – женщины-предпринимательницы, то есть полностью инкубация бизнеса: как начать бизнес, куда пойти, как продвинуть бизнес за рубеж. Мы постараемся найти таких девочек, девушек, женщин, которые тоже заряженные, которые потом, когда чего-то добьются, тоже будут отдавать, делиться своим опытом с другими. Но эта организация не несет идеи феминизма, это сильные женщины, которые просто хотят строить. Потому что вообще все зависит от женщины: семья, компания, общество в целом. Женщина – это мать, и мы как матери строим. Также мы хотим продвигать женщин-ремесленниц. В Шымкенте хотим в рамках дня города провести определенные мероприятия. В это связи мы планируем сотрудничать с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен».

- Спасибо огромное за интересную беседу, удачи Вам во всех начинаниях!

- Спасибо!


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры