astana-view

Асылбек Джакиев: «Нужно улучшить обратную связь и предложить лучшие продукты для сельчан»

27 Октября 2016
- Атырауская область
15751 просмотров

Палата предпринимателей Атырауской области собирается разработать Дорожную карту карту/паспорт каждого района, чтобы  знать проблемы предпринимателя даже в самом отдаленном селе

С целью узнать о чаяниях и нуждах сельского предпринимателя бизнес-караван, в состав которого вошли представители Палаты предпринимателей и ряда госорганов акимата области, с августа по октябрь посетили все районы атырауского региона.

Об итогах поездок рассказывает директор Палаты предпринимателей Атырауской области Асылбек ДЖАКИЕВ.

- Асылбек Мухитович, какие проблемы сегодня волнуют сельского предпринимателя?

- Для начала я бы хотел сказать, что рабочая группа не ограничилась лишь посещением районных центров, а побывала, в общей сложности, в 62 сельских округах области. Кроме выявления и изучения проблем предпринимательства в сельской местности, специалисты на встрече с населением рассказали о мерах государственной поддержки бизнеса, и о деятельности НПП «Атамекен».

В ходе поездок было выявлено сразу несколько проблем, актуальных для всех районов области. Самая основная - это отсутствие инфраструктуры. На сегодняшний день в районах Атырауской области стоят 78 завершенных объектов малого и среднего бизнеса без подведенной инфраструктуры. Некоторые из них взяли кредит по программе «Дорожная карта занятости - 2020», построили здания, закупили оборудование, но ввиду отсутствия газа или света не могут запустить свой бизнес.

- Как вы видите решение данной проблемы?

- Естественно, необходимо выделение денежных средств из местного бюджета. Также мы предлагаем открытие бизнес-инкубаторов и мини-индустриальных зон в районах и сельских округах. В отдельных сельских округах имеются пустующие здания на балансе государства, их необходимо либо реализовать через аукцион, либо отдать в доверительное управление предпринимателям для открытия бизнес-инкубаторов. Данные предложения мы уже направили руководству  области.

- Достаточно ли тех мер, которые будут приняты на региональном уровне? Ведь вопрос выделения денежных средств из местного бюджета, как известно, процесс не быстрый. Возможно, нужны какие то изменения на уровне министерства?    

- Несомненно. В рамках первого направления программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» государство обеспечивает инфраструктурой объекты МСБ, т.е. подводит недостающие технические коммуникации для деятельности, как существующих проектов, так и новых промышленных площадок. Однако технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию этих работ предприниматель должен делать за свой счет, что приводит к большим затратам для бизнеса. Поэтому мы предлагаем включить их в стоимость расходов государства либо субсидировать понесенные предпринимателем затраты. Кроме того, стоимость услуг на проведение инфраструктуры от таких монополитстов, как АО «Атырау Жарык» и АО «КазТрансГазАймак», неимоверно высока, в то же время нет четко указанного тарифа. К примеру, на проведение электричества или газа соседствующие объекты МСБ получают разную стоимость на оплату, хотя расстояние до линий подключений и другие условия одинаковые. Мы считаем необходимым субсидировать эти расходы предпринимателей на селе, также обязать монополистов применять единый тариф за свои услуги. Необходимо усилить контроль Министерства национальной экономики РК, а также антимонопольных органов за требованием законодательства о естественных монополиях в части ежеквартального размещения на своих интернет - ресурсах информации о наличии свободных и доступных мощностях. На сегодняшний день отсутствие данной информации приводит к злоупотреблению при выдаче технических условий на подключения к их сетям.

- Для местных товаропроизводителей и субъектов сельского хозяйства всегда был акутальным вопрос сбыта своей продукции. Поднимался ли данный вопрос в ходе ваших встреч с сельским бизнесом?

- Да, конечно. Крестьянские хозяйства, местные товаропроизводители  жалуются на отсутствие возможности самим, без посредников, реализовать свою продукцию, зачастую они вынуждены отдавать плоды своего труда перекупщикам за бесценок. Считаем, что фермер должен быть уверен в успешной реализации своей продукции и всю свою энергию посвятить лишь увеличению своего хозяйства. В связи с этим нами предлагается на базе социально-предпринимательской корпорации организовать Оптово-закупочный центр, который будет круглогодично, по цене чуть ниже рыночной, закупать продукцию КХ и ОТП. Далее СПК фасует, при необходимости хранит и сам реализует эту продукцию на рынках города, на комунальном рынке, включая внешние рынки, например, в РФ или в соседние области РК.

- Как нам известно, доступность финансовых средств также является одной из основных проблем на селе, которая упирается, в основном, в низкую ликвидность залогов. Есть много желающих открыть небольшие теплицы, купить оборудование, скот и т.д., но залогов не хватает. Что же делать?

- Механизм лизинга недостаточно развит в РК, к примеру, теплицу в лизинг через АО «КазАгроФинанс» в Атырауской области может получить только крупный предприниматель, т.к. имеется следующее требование: для западно-казахстанского региона - это создание тепличного комплекса промышленного типа, площадью не менее 1 га, с покрытием из стекла или поликарбоната и с использованием технологий светокультуры (досвечивания). В целом, условия, по нашему мнению,  завышены, также лизинг выдают не во все области РК. В целях решения этой проблемы нами рекомендуется снизить требования АО «КазАгроФинанс», либо разработать продукт мини-лизинга в таких дочерних структурах «КазАгро», как АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и АО «Аграрная кредитная корпорация». То есть даже субъекты малого бизнеса должны иметь возможность получить в лизинг то или иное оборудование, спецтехнику или теплицу. К примеру, в ЮКО есть компании, занимающиеся производством и поставкой теплиц от 100 кв.м. Если разработать продукт по лизингу мини-теплиц, то это, во-первых, даст возможность личным подворьям и начинающим предпринимателям в других областях РК начать свой бизнес, во-вторых, это откроет новые рабочие места в ЮКО и позволит компании увеличить производство. Кроме того, при холдинге «КазАгро» необходимо разработать продукт гарантирования по аналогии Фонда «Даму». Это позволит при недостаточности залога у сельских предпринимателей получать кредит у дочерних компаний «КазАгро» и у других кредитных товариществах.

- В начале нашего разговора вы отметили, что представители группы, кроме выявления имеющихся проблем, рассказывали населению о мерах государственной поддержки. Насколько сельские предприниматели информированы о существующих сегодня госпрограммах, направленных на поддержку и развитие бизнеса? 

- Это очень актуальный вопрос. По результатам поездок отчетливо наблюдается низкое знание, а порой даже полное отсутствие знаний о мерах государственной поддержки предпринимателей не только у самих жителей, но и сотрудникоы районных акиматов и сельских округов. В этой связи считаем правильным ежеквартально проводить обучение сотрудников акиматов сельских округов в областном центре с привлечением специалистов компетентных государственных органов, институтов развития, банков второго уровня и Палаты предпринимателей области, то есть, всех тех, кто непосредственно работает с бизнесом.

- Подводя итоги сказанного, можно резюмировать, что основными проблемами для сельского бизнеса являются отсутствие инфраструктуры, рынка сбыта собственной продукции, доступность финансовых средств, недостаточная информированность или незнание о мерах государственной поддержки. Есть ли еще какие-либо вопросы, о которых говорил сельский бизнес?   

- Кроме всего вышеперечисленного, главы практически всех крестьянских хозяйств, занимающихся животноводством, жаловались на отсутствие рабочих. Местные кадры не идут на эту работу, сельская молодежь не считает эту работу привлекательной и предпочитает ехать в город на временные заработки. В связи с этим считаем правильным внести изменения в пункт 12 «Правил определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение  иностранной рабочей силы в Республике Казахстан», а именно, в четвертую категорию, где указано следующее: «привлечение рабочих, занятых на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов». Мы предлагаем убрать слово «сезонные» для крестьянских хозяйств, занимающихся животноводством.

- Какие меры будут приняты со стороны Палаты предпринимателей Атырауской области по итогам данных поездок?

- В данное время мы разрабатываем Дорожную карту/паспорт каждого района, это позволит нам знать ФИО, род деятельности и проблемы каждого предпринимателя даже в самом отдаленном селе. Таким образом, мы планируем улучшить обратную связь и предложить лучшие продукты для сельчан.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры