astana-view

При саморегулировании эффективно проявится механизм контроля и надзора – Айжан Бижанова

04 Мая 2017
- г. Астана
7342 просмотров

Какие проблемы развития саморегулирования есть в Казахстане?

В своем выступлении на Международной конференции по вопросам саморегулирования в аудиторской деятельности и налогообложении управляющий директор, директор Департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК «Атамекен» Айжан Бижанова подробно осветила несколько ключевых вопроса.

Напомним, в «Атамекене» был создан новый департамент по  развитию саморегулирования, а также новый Комитет Президиума по вопросам саморегулирования, который будет объединять представителей всех саморегулируемых организаций в Казахстане.

«Это позволит скоординировать деятельность СРО, изучить и обобщить существующие проблемы, совместно выработать предложения по дальнейшему совершенствованию данного института.К сожалению активной позиции, как со стороны предпринимателей, так и со стороны госорганов не наблюдается, и это связанно с рядом реальных проблем, требующих решение», - считает Айжан Бижанова.

Спикер рассказала о каждой проблеме в частности:

  • во-первых, это нежелание госорганов менять традиционно устоявшуюся модель административного влияния на бизнес.
  • во-вторых, государство до сих пор не может определиться с пределами своего вмешательства. Действующее законодательство излишне регламентировано, что не дает возможность предпринимателям самостоятельно регламентировать и совершенствоваться;
  • в-третьих, это отсутствие стимулирующих и поддерживающих механизмов со стороны государства для развития добровольного саморегулирования.

«Для решения озвученных проблем, предлагаем исключить госконтроль в отношении предпринимателя, являющегося членом СРО, пересмотреть национальное законодательство в сфере саморегулирования и на законодательном уровне создать условия для развития обществ взаимного страхования (ОВС),  проанализировать сферы предпринимательства, где имеется излишнее госрегулирование.

При этом, с учетом специфики каждого госоргана рассмотреть возможность по предоставлению законодательных преференций как финансовых, так и нефинансовых стимулирующих к созданию саморегулируемых организаций и участию в них. И последнее ввести институт рейтинговой системы, чтобы усилит роль потребительского признания той или иной СРО и их членов», - перечислила управляющий директор, отметив, что на первых началах независимым арбитром может выступить сама Национальная палата предпринимателей.

«При саморегулировании будет эффективно проявлен механизм контроля и надзора. С одной стороны, контроль за субъектами рынка осуществляет само профессиональное общество, что обеспечивает регулярное повышение уровня аудиторов, а также совершенствование стандартизации. С другой стороны, ужесточается контроль госоргана за деятельностью СРО, за счет внедрения государственных мер ответственности за неудовлетворительную работу СРО», - поясняет директор.

Кроме того, Директор департамента предлагает отказаться от лицензирования, как от неэффективного механизма госрегулирования.

«К примеру, в РФ в 2010 году отменено лицензирование аудиторской деятельности, при этом в 2012 Россия стала членом ВТО. Таким образом, никаких последствий для аудиторского рынка в виде экспансии со стороны иностранных аудиторских организаций не произошло.

Более того, нами сейчас изучается проект Соглашения об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС, согласно которому государство-член должен способствовать созданию и деятельности профессиональных объединений (саморегулируемых организаций) аудиторов», - добавила Бижанова.

 

 

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры