astana-view

Конец черной полосы для горнодобывающих компаний

10 Мая 2017
3282 просмотров

Фото: The Economist 09/03/2017

Электромобили и аккумуляторы создадут огромный спрос на медь и кобальт

Англо-швейцарский металлургический конгломерат Glencore представляет собой загадку для инвесторов горнодобывающей отрасли. Это крупнейший в мире экспортер угля, который является крайне непопулярным товаром. Конгломерат сотрудничает с теми, с кем другие боятся иметь дело, например, Демократическая Республика Конго (ДРК), которая имеет сомнительную репутацию в отношении насилия и коррупции. Недавно компания умудрилась обойти санкции против России, заключив сделку с крупнейшей нефтяной компанией страны «Роснефть».

И все же Glencore все еще может сохранить незапятнанную репутацию. Конгломерат является одним из крупнейших в мире поставщиков меди и самый крупный по поставке кобальта, большая часть которого поступает от инвестирования в ДРК. Это основные составляющие экологически чистых товаров и промышленных отраслей, а также производство электрических транспортных средств (электромобили) и аккумуляторы.

Потенциал «зеленых» металлов и минералов, включающих никель, литий и графит наряду с медью и кобальтом, добавляет волнения к вопросу инвестировании в горнодобывающую отрасль, поскольку они выходят из кризиса - чрезмерного инвестирования в объеме 1 триллиона во время Китайского производственного бума в начале 2000-х. Оптимисты  уверены в том, что чистая энергия может даже превысить уровень спроса Китая за последние 15 лет.

Положительная динамика горнодобывающей промышленности является замечательным поворот события. За прошедшие четыре года индустрия пережил спад, который исследовательская фирма Sanford C. Bernstein сравнила по уровню с периодом великой депрессии. В 2014-15 гг. четыре крупнейших лондонских горнодобывающих компаний - BHP Billiton, Rio Tinto, Glencore и Anglo American - потеряли почти 20 миллиардов долларов прибыли от основной деятельности из-за спада на спрос товаров. Glencore, пострадавший больше всего, отказался от своих дивидендов и выпустил акции, дабы спасти свое финансовое положение.

Цены на товары восстановились на прежнем уровне в прошлом году, и акции горнодобывающей компании Glencore снова выросли. Недавние результаты показывают, что четыре крупнейшие фирмы не только покрыли огромные убытки, но и за счет сверхприбыли сократили чистый долг почти на 25 миллиардов долларов США в 2016 году. BHP и Rio произвели неожиданно крупные выплаты акционерам. Иван Глазенберг, знаменитый босс Glencore, говорит, что компания сейчас занимает самую сильную финансовую позицию за последние тридцать лет. «Удивительно! Какая ситуация изменилась всего лишь за год», - заявил он.

Изменение ситуации было обусловлено ограничением поставок - как добровольным, стимулирующим цены на сырьевые товары, так и недобровольным, например забастовки и простои производства. Капитальные расходы снизились более чем на две трети с 2013 года (см. диаграмму). Все компании неохотно идут на крупные новые проекты в горнодобывающей отрасли. Г-н Глазенберг говорит, что новые проектов в области производства медных трубопроводов  менее масштабны по сравнению с периодом китайского производственного бума. Редкое исключение - гигантский медный участок Ою-Толгой компании Rio в Монгольской пустыне Гоби. Основное внимание на всех горнодобывающих предприятиях уделяется восстановлению финансового баланса компаний и вознаграждению верных акционеров.

Тем не менее, несмотря на обещание финансовой дисциплины, спрос на зеленые металлы и минералы заставляет их тратить. В прошлом году BHP заявила, что 2017 год может стать годом «началом революции электромобилей». Недавний подъем цен на аккумуляторные составляющие, такие как медь, кобальт и литий, добавил волнение. Китай, крупнейший в мире производитель электромобилей, поглощает эти поставки. В ноябре компания China Molybdenum, которая зарегистрирован в Шанхае, стал владельцем большинства акций Tenke Fungurume, крупной шахты меди и кобальта в ДРК. Что характерно, цены на платину, которая используется в каталитических нейтрализаторах в двигателях внутреннего сгорания, остались прежними.

Компания BHP, которая внимательно изучила спрос на электромобили, подсчитала, что средний электромобиль с батарейным питанием будет содержать 80 килограммов меди, в четыре раза больше, чем двигатель внутреннего сгорания. Данная масса будет распределена между двигателем (наибольшая доля), аккумулятором и электропроводкой. Согласно прогнозам, к 2035 году на дороге может быть 140 миллионов электромобилей (8% мирового парка), по сравнению 1 миллионом на сегодняшний день. Ее менее 8,5 миллионов тон дополнительной меди в год может потребоваться на их изготовление, или примерно треть сверх сегодняшнего общего мирового спроса на медь.

Согласно оптимистичной исследовательской оценке фирмы Sanford C. Bernstein, почти все новые автомобили будут электрическими к 2035 году, глобальные запасы меди должны будут удвоиться, чтобы удовлетворить спрос к тому времени. Поиск и добыча всех востребованных металлов, а также новые мощности по выплавке и переработке, могут потребовать до 1 триллиона новых инвестиций в горнодобывающую отрасль. Холм Хантер представитель банка Investec предполагает, что переход может потребовать дополнительную разработку медного рудника размером с крупнейшим в мире чилийским Эскондиду.

В этом кроется проблема. По одной оценке, с момента обнаружения месторождений меди до производства металла в крупном масштабе требуется, по меньшей мере, 30 лет. Некоторые из больших рудников, находящиеся в текущей эксплуатации, были обнаружены в 1920-х годах. Из-за снижения содержания руды, сопротивления сообщества, нехватки воды и других факторов спрос на медь значительно вырастет в ближайшие год-два. Однако, цены значительно возрастут для привлечения, необходимых инвестиций в горнодобывающую индустрию.

Резко подскочившие цены на медь будут стимулировать поиск альтернативных аккумуляторных батарей и материалов для электромобилей, таких как алюминий. Когда цены на никель, добавку для нержавеющей стали, взлетели десять лет назад, производители нержавеющей стали нашли иные способы, сделав товары менее зависимыми от никеля.

Еще одной трудностью в обеспечении сырьем будущего электромобиля является часто недружелюбное расположение некоторых наиболее перспективных минералов. Кобальт, например, является побочным продуктом меди и никеля. Общий объем составляет около 100 000 тонн, а около 70% - находится в ДРК. Нерегулируемые кустарные горняки добывают его в больших объемах, что может привести к возможному  пересечению интересов.

Действительно, ДРК, вероятно, будет основным источником многих минералов, необходимых для электромобилей и аккумуляторов. Пол Гейт из Sanford C. Bernstein предполагает, что Саудовской Аравией станет местом поставки сырья во время бума электромобилей, ссылаясь на роль королевства на нефтяных рынках. Но такие фирмы, как BHP и Rio, неохотно вкладывают средства из-за опасений относительно стабильности, прозрачности в управлении страной.

В краткосрочной перспективе горнодобывающая промышленность испытывает страх относительно новых инвестиций. Как отмечает г-н Глазенберг из Glencore, по оценкам, спрос на медь удвоится - последнее ошибочное суждение было представлено еще в 2008 году. У самых крупных фирм, BHP и Rio, есть еще одна причина колебаться относительно вливаний в аккумуляторные материалы. Их основная прибыль - железная руда и коксующийся уголь, сырье из стали, используются в основном в бензиновых и дизельных двигателях, нежели в электромобилях. BHP также производит нефть, спрос на которую может в один прекрасный день пострадать от электромобилей. Anglo American владеет крупным бизнесом по производству платины и палладия, что обеспечивает спрос на дизельные и бензиновые каталитические нейтрализаторы.

Все компании настаивают на том, что такое разнообразное воздействие на окружающую среду фактически обеспечивают им «хеджирование» в зависимости от того, как развивается автопарк (хотя они делают ставки на медь в своем портфолио, как потенциально лучший выбор). Rio является уникальной среди них, также имея проект по литиево-борату в Сербии, который компания разрабатывает в качестве варианта в случае бума на аккумуляторы электроэнергии.

 «Что касается нехеджированной ставки, возможно небольшие горнодобывающие компании, такие компании как канадская компания Ivanhoe лучше всего подходят для увеличения поставки сырья для производства электромобилей и батарей. Ivanhoe недавно сообщило о том, что планирует разработать месторождение Камоа-Какула в ДРК, которое является самым крупным месторождением меди в мире, в котором содержится самая высококачественная медь, производимая крупными шахтами в мире. Зиджин, китайская горнодобывающая компании, видит такую же возможность и выплачивает Ivanhoe 412 миллиона долларов США за половину контрольного пакета акций Камоа-Какула. Основатель Ivanhoe, миллиардер Роберт Фридланд, говорит о металле как о короле всех металлов. «Исходя из мировых экологических проблем, - говорит он, - каждое решение приводит вас к меди».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры