Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас
Рус

Реально ли начать бизнес с нуля на селе?

05 Января 2018 - Алматинская область
1793 просмотров

О необходимости перемен в жизни сельчан, нюансах получения кредита, трудностях формирования финансовой культуры рассказывает бизнес-тренер проекта «Бастау Бизнес», руководитель Научно-образовательного центра «Жетысу», кандидат юридических наук Гульмира Багжаева.

Она стала одним из первых тренеров проекта «Бастау Бизнес», который был реализован в рамках государственной Программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства. В течение года в Илийском районе Алматинской области бизнес-тренер обучила порядка 150 человек.  

- Гульмира Серикмуратовна на проект «Бастау Бизнес» были возложены большие надежды. Обучение за 2017 год завершен. Как Вы считаете, удалось ли добиться намеченных целей?

- «Бастау Бизнес» ставил перед собой  главной задачей помочь людям открыть свое дело, найти себя и свою нишу в мире бизнеса. Кроме того, проект стремился изменить образ жизни, мышление человека, помочь быть ответственным за свою судьбу и судьбу близких. Поэтому основной ценностью данного обучения являются люди. Сегодня государство понимает, что без участия человеческого капитала в экономических процессах, без перемен в мировоззрении самих граждан нашей страны, никакие реформы, даже большие финансы и смелые предложения не будут реализованы в полной мере.

На протяжении года в семи районах Алматинской области - в Енбекшиказахском, Жамбылском, Илийском, Карасайском, Панфиловском, Райымбекском, Уйгурском прошли обучения. По-моему, результат превзошел наши ожидания. В регионе приняли участие 1312 безработных и самозанятых граждан, из них 285 человек стали предпринимателями и получили кредиты на сумму свыше 1 млрд тенге. Причем охват сфер бизнеса был огромный: от животноводства и растениеводства, до производства и сферы услуг. В 2018 году проект будет продолжен. Уже известно, что он пройдет во всех районах Алматинской области, кроме городов Талдыкорган, Текели и Капшагай.

- В рамках обучения участников знакомили с такими понятиями как «пеня», «ежемесячный платеж», «каникулы», а также с другими экономическими, юридическими терминами, чтобы в дальнейших у них не возникало вопросов при ведении предпринимательской деятельности. Как и у большинства скептиков  возникает вопрос: а можно ли научить, к примеру, 55-летнего взрослого человека основам бизнеса?

- Данные экономические понятия это всего лишь небольшая часть знаний, которая открывается сельским жителям. Большая часть наших встреч и занятий построена на выстраивании стратегии поведения сельского предпринимателя, осознании необходимости перемен его жизни, личности, осознания ответственности за принятые решения. Ведь никто не придет и не решит его проблемы, никто не поведет его за руку, не разделит с ним завтра его путь, не погасит его кредит, не решит вопросы с поставщиками, с контролирующими органами кроме него самого.

Все это завтра решать ему: ранее самозанятому, а завтра действующему предпринимателю. Где такой человек должен находить поддержку? Только в своей уверенности, в своей мотивации, в поддержке близких, в профессиональных знаниях, в опыте, в поддержке бизнес-тренера.  

Проект задает старт при выборе бизнес-идеи, оценке возможностей, выстраивании бизнес-процессов, бизнес-планировании, дает азы правовых знаний, бухгалтерского учета и налогообложения, но лишь время и опыт позволяют ему добиться устойчивости. В нашем проекте «Бастау Бизнес» получение кредита – не самоцель, это всего лишь возможность обеспечить свой бизнес финансами, но не забывайте, главный капитал – это люди, которые создают ценности и добавочную стоимость. Эти люди независимо от возраста: 18 или 50 лет, хотят быть счастливыми, успешными  и понимать, что малый бизнес начинается с него, с его маленькой попытки преуспеть в деле.

- Наверное не обошлось и без трудностей. Какие вопросы возникали в ходе всего обучения?

- Нужно понимать, что  «Бастау Бизнес» – это совершенно новый проект. На момент реализации возникало много процедурных вопросов от организации работы финансовых институтов, содействия и сопровождения проекта до готовности самих участников, а также их правоустанавливающих  документов. Благодаря открытому диалогу между всеми участниками нам удалось разрешить все вопросы.

- В СМИ очень много сообщалось о доступности льготного кредита, красиво рассказывалось об историях успехах участников. Но всем ли хватило кредитов? Все ли желающие смогли реализовать свои проекты?

- Опять же повторюсь, что кредит - не есть самоцель обучения, а всего лишь средство в достижении цели. Государство, понимая необходимость реформирования сферы сельского предпринимательства, решения проблемы безработицы на селе, запустила Программу продуктивной занятости и развития массового предпринимательства на 2017-2021 годы, которая позволила реализовать проект «Бастау Бизнес» и получить в качестве мер финансовой поддержки кредиты на развитие бизнеса с годовой ставкой 6% и возможностью реализации проектов до 74 месяцев с максимальной суммой займа до 8 000 МРП. Предприниматель получает данный кредит под залог своей недвижимости, ему есть чем рисковать, он обязан обеспечить целевое использование полученного кредита, в соответствии с графиком погашения вернуть полученные деньги.

Хочу заметить интересное наблюдение по участникам проекта. Все они приходят на обучение и у них в заявке  обозначены очень большие суммы на развитие бизнеса. Я считаю, что на успешность обучения влияет тот факт, насколько меняется сумма кредитной заявки, т.к. процесс полученных знаний позволяет начинающему предпринимателю реально оценить свои шансы, возможности, эффективность и устойчивость бизнес-проекта, а в некоторых случаях люди понимают, что им совсем не нужны заемные средства и пытаются организовать свой маленький бизнес на те деньги, которые у них имеются, либо снизить сумму кредитной заявки.

В своей работе я пытаюсь разрушить сложившуюся, весьма непродуктивную тягу сельских жителей к высоким потребительским кредитам, а самое главное, к нецелевому и необдуманному расходованию полученных средств. Во многом, личная финансовая безграмотность, отсутствие финансового планирования делает людей заложниками высоких ставок банковского кредитования. Мы на занятиях на примерах одного их слушателей всегда подробно считаем однажды полученные ими кредиты, а самое главное понимаем безрезультативность и убыточность данных решений. Важно сформировать у предпринимателей навыки первичной финансовой культуры - цель, планирование, возможности, риски, подсчет себестоимости, учет расходов и доходов, обязательную финансовую дисциплину, зачастую бизнес разрушает то, как предприниматель распоряжается извлеченными средствами, принимает ли он решение пополнить оборот или выводит деньги из бизнеса на очередной той или машину.

- А какие сферы бизнеса стали наиболее популярными в 2017 году и  какие бизнес-идеи будут прибыльными в ближайшее время?

- Большинство открытых на селе проектов (примерно 80%) реализуются в сфере АПК – животноводства и растениеводства. Но и здесь тоже есть дифференциация: сегодня не только важно производить сельхозпродукцию, но и продвигать ее. Важно найти свой сегмент. Есть такой пример с молоком. Можно отдавать его оптом молокозаводу по 80 тенге за литр в летнее время. Так поступают многие, а можно,  как ИП «Анжела» в Илийском районе Алматинской области продавать литр за 480 тенге в одном из элитных магазинов экологически чистой продукции от фермеров. Притом этот бренд давно зарекомендовал себя  используя принцип продвижения «Люди всегда выбирают людей» - не обезличенную молочную продукцию, а нечто особенное, свое, что позволяет данной предпринимательнице работать и развиваться, чтобы предложить заказчикам линейку товаров уже из 16 наименований.  

Еще один показательный пример. Мой слушатель Сағынтай Қуат – участник международной программы «Болашак». Он  бросил свой офис в Астане, купил землю в пригороде Алматы и начал дело по возведению  инновационной теплицы по выращиванию овощей. Важен его подход к делу, его расчеты и стратегическое видение развитие бизнеса до мелочей. Он все изучил и просчитал до круга заказчиков и потребителей здоровой экологически чистой продукции. В обществе есть понимание и необходимость употреблять здоровую пищу, понимая эту тенденцию, рынок готовит предложение, причем таких примеров множество.

За последние 10 лет сельскому бизнесу дали возможность проявить себя. Для этого в настоящее время есть все возможности и меры государственной поддержки. Мы сегодня присутствуем в точке старта нового поколения бизнесменов, чей труд и экологически чистый не гомогенизированный качественный казахстанский продукт будет востребован ближайшими огромными рынками России и Китая.

- Спасибо за развернутые ответы!


 

Оставьте комментарий:

Комментарии:

Партнеры