Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас
Рус

Жанат Естаев: Необходимо усилить институт частных агентств занятости

16 Февраля 2018 - г. Алматы
979 просмотров

Новостями рынка услуг трудоустройства поделился эксперт отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей Алматы

- Жанат Молдагулович, для начала давайте определимся, в чем сегодня заключается государственная политика трудоустройства?

- Действующая государственная Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы ставит своей целью содействие в обеспечении занятости безработных и самостоятельно занятых, повышение мобильности трудовых ресурсов и создание единой цифровой площадки по трудоустройству. Модернизация политики обеспечения занятости и оплаты труда, повышение качества человеческого капитала, всесторонняя поддержка предпринимательства, обеспечение адресности социальной поддержки определены в качестве приоритетов развития в соответствии со Стратегией " Казахстан - 2050" и Концепцией по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.

- Какими возможностями обладают участники рынка трудовых посредников?

- На фоне роста экономики, помимо структурных проблем, связанных с незначительной емкостью рынка труда, остались нерешенными проблемы, связанные с обеспечением качественных рабочих мест, высокой долей непродуктивной самозанятости, недостатками в профессиональном обучении, доступностью предпринимательской деятельности и территориальным дисбалансом на рынке труда.

Сегодня на территории республики можно насчитать более 50 частных агентств занятости, интернет сайтов. Большая их часть сосредоточена в крупных городах. Однако ровно половина из них находятся в регионах, и они не имеют связей с другими коллегами и ограничены в рамках территорий.

По статистическим данным по республике всего на ноябрь месяц 2017 года официально зарегистрировано 440 тысяч безработного населения, что в разрезе составляет 5,0% уровня безработицы. К примеру, согласно основным индикаторам рынка труда указанной на сайте Министерства труда и социальной защиты населения РК в крупных городах как Алматы и Астана, в Центр занятости за январь-июнь месяцы текущего года по вопросам занятости обратилось более 320 тысяч граждан. А вот жители сельской местности составили более 160 тысяч человек или около 49 процентов.

- Как сегодня действует механизм трудоустройства казахстанцев?

- Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы предусматривает создание единой информационной базы рынка труда – «Биржи труда» для поиска работы и содействия в подборе персонала.

Единая информационная база рынка труда – «Биржа труда» содержит данные из автоматизированной информационной системы (АИС) «Рынок труда», которая является частью единой информационной системы социально-трудовой сферы и интегрирована с информационными системами государственных органов. Также базу данных частных агентств занятости и интернет порталов поиска работы и подбора персонала.

По плану руководства новой Ассоциации частных агентств занятости работа на аутсорсинге открывает перспективы для участия негосударственных структур в достижении баланса спроса и предложения на рынке труда. Ресурсы частного сектора могут быть мобилизованы в целях превращения страны в производителя квалифицированной рабочей силы, принимая при этом во внимание ограниченность государственного бюджета. Частники в своей деятельности обладают большей гибкостью, чем государственные органы и учреждения. Более того, как показала практика иностранные работодатели предпочитают иметь дело с частными фирмами.

- Какова роль Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» в трудоустройстве казахстанцев?

- «Атамекен» инициировал внесение изменений в законодательные акты по передаче некоторых услуг Центров занятости частным агентствам. Был внесен ряд предложений в проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения».

В рамках Законопроекта поддержана инициатива НПП по привлечению частных агентств занятости к оказанию услуг по содействию занятости безработным и самозанятым гражданам.

В этих целях, определен перечень функций, осуществляемых государством и передаваемых на аутсорсинг. Так, планируется передача в аутсорсинг функций по профориентации безработных и самозанятых граждан, организации их обучения и трудоустройства.

В 2018 году на эти цели планируется направить 1,5 млрд тенге.

Необходимо усилить институт частных агентств занятости. Объединение региональных агентств в ассоциацию даст возможность представления их интересов на республиканском уровне.

Привлечение частников обеспечит баланс спроса и предложения на рынке труда. Казахстанская Ассоциация предпринимателей из города Караганды, возглавляемая членом регионального совета Палаты предпринимателей Карагандинской области Ермеком Абильдиным выступают за модернизацию рынка труда готовы возглавить новую Ассоциацию Частных агентств занятости. Карагандинской инициативной группе уже удалось объединить под один флаг несколько частных агентств из Павлодара, Усть-Каменогорска, Джамбульской и Южно-Казахстанской области.

- Как сами частные агентства занятости относятся к участию в программе?

- В течение 2017 года мы проводили регулярные консультации и переговоры с ведущими алматинскими агентствами по проекту объединения государственных ресурсов и интеграции базы данных. Однако алматинские предприниматели все еще проявляют осторожный оптимизм и не спешат объединиться в Ассоциацию. Многих пугает перспектива появления на рынке услуг новых операторов, в том числе из квазигосударственного сектора, которые «перехватят» данный сегмент и будут успешно конкурировать с крупными рекрутинговыми компаниями.

По мнению наших экспертов и руководителей частных агентств, предлагаемые некоторые проектные инициативы требуют детального изучения и корректировки с учетом мнения представителей частных агентств занятости.

Организационно-правовая форма некоторых субъектов не позволяет успешно применить тезис «делегирования полномочия центров занятости (выделение средств)» из-за несбалансированного механизма государственного финансирования мероприятий по занятости.

Эти попытки «слияния функций», а также предложения по подмене понятий не только не учитывают практический успешный опыт работы частных агентств занятости, но и создают дополнительные риски, которые могут негативно сказаться на темпах развития данного сектора.

Так механизм использования потенциала частных агентств занятости населения предусматривает значительный объём избыточных бюрократических процедур, направленных на чрезмерное регулирование, вмешательство в повседневную деятельность агентств, предусматривая при этом механизмы форсирования ситуации –  косвенным требованием развития информационно-коммуникационных технологий, продвижения электронного правительства и государственных услуг в электронной форме.

Помимо этого, представители данного негосударственного сектора отказываются от вовлечения в собственный финансовый оборот привлеченных государственных средств, за которыми будет установлен обязательный контроль с ожидаемыми фискальными последствиями.  

При этом проектом не предусматривается правовых и регулятивных механизмов, которые позволяли бы учитывать организационно-правовые, экономические, технологические возможности, а также сложившуюся территориальную и демографическую ситуацию в трудоизбыточном регионе, социальную обстановку и прочее. Это порождает нескоординированность действий соисполнителей в ходе реализации Программы.

Можно отметить, что анализ текущей деятельности, а также практический опыт частных агентств занятости Алматы показывают, что разработчики проекта должны учитывать потенциальные возможности и ресурсные возможности институтов рынка труда.

- Есть ли положительные примеры по объединению частных агентств занятости?

- В Караганде активно сотрудничают частные агентства и Центр занятости населения. При этом частники планируют предоставлять образовательные услуги, повысить качество предоставляемого сервиса обслуживания в виде подбора персонала для заказчика. То есть, они будут предлагать и образовательные услуги, будут функционировать учебные центры.  Поскольку людей, которые остались без работы нужно переобучить. Все это будет проводиться в рамках государственной программы по продуктивной занятости и массового предпринимательства. Также Ассоциация планирует тесно сотрудничать с высшими и средними учебными заведениями, участвовать в ярмарках вакансий, создать конкурентоспособную базу тренеров.



 

 

 

Оставьте комментарий:

Комментарии:

Партнеры