astana-view

Выдача экспертных заключений - в приоритете

14 Января 2019
- Западно-Казахстанская область
4715 просмотров

Одним из основных направлений работы Региональных Палат предпринимателей, предусмотренных рядом законов Республики Казахстан и направленных на защиту бизнеса, является осуществление выдачи экспертного заключения к проектам нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов (далее-НПА), затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства.

За 2018 год для получения экспертного заключения в ПП ЗКО поступило 235 проектов НПА, из них: проекты постановлений акиматов - 152; проекты решений маслихатов - 83.

Из указанного количества проектов: 27,7% затрагивали вопросы социально-культурного законодательства, 27,7% – вопросы государственного управления, 26,4% – АПК, 8,5% – экология, 9,4% – налоги, 0,4% – финансовые отношения и др.

Разбивка по территориальным органам-разработчикам выглядит следующим образом:

Как показал анализ, из поступивших 235 проектов НПА, даны экспертные заключения «Без замечаний» по 133 проектам НПА (56,6%), возвращены «Без рассмотрения» 30 проектов НПА (1,3%) в связи с тем, что они не затрагивают интересы субъектов бизнеса, а по 72 (30,6%) проектам НПА даны экспертные заключения «С замечаниями».

Анализ причин возврата проектов НПА с замечаниями показал, что в основном, разработчиками нарушаются требования законодательства в части отражения в пояснительных записках результатов расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов частного предпринимательства в связи с введением в действие нормативного правового акта.

Кроме того, качество составления разработчиками пояснительных записок свидетельствует об определенных трудностях вследствие незнания последствий вводимых норм, неумения производить соответствующие расчеты, в результате чего пояснительная записка составляется формально. Аналогично формально составляются и аналитические формы при проведении анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов (далее - АРВ), где в параметрах «затраты субъектов бизнеса», как правило, указывается их отсутствие.

К примеру, дважды возвращался с замечанием проект решения Бурлинского районного маслихата «Об установлении единых ставок фиксированного налога по обменным пунктам уполномоченной организации, расположенным в г.Аксай Бурлинского района».

Несмотря на то, что проектом решения устанавливался размер единых базовых ставок фиксированного налога на единицу налогообложения в месяц (50 МРП), являющийся максимальным пределом, установленным Налоговым кодексом РК, приложенная пояснительная записка не содержала обоснованных расчетов принятия именно такого размера. При повторном поступлении проекта замечания ПП ЗКО были устранены.

Вместе с тем, имели место факты, когда причиной возврата было отсутствие требуемых тем или иным законом согласования с уполномоченными органами.

Так, 22 ноября 2018 года поступил проект постановления акимата области «Об утверждении Перечня субсидируемых видов удобрений и норм субсидий». В представленных на рассмотрение материалах отсутствовало согласование норм субсидий Министерством сельского хозяйства, требуемых пунктом 4 Правил субсидирования стоимости удобрений, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства РК от 6 апреля 2015 года № 4-4/305.

В основном, разработчиками соблюдаются требования законодательства о проведении анализа регуляторного воздействия (далее - АРВ) при принятии нормативно-правовых актов, которыми вводится новый регуляторный инструмент или ужесточается регулирование в отношении субъектов предпринимательства.

Для проведения АРВ, в 2018 году возвращено 3 проекта НПА. Например, решение маслихата Чингирлауского района "Об утверждении Плана по управлению пастбищами и их использованию по Чингирлаускому району на 2018-2019 годы».

В разбивке по разработчикам показатели количества направленных для получения экспертных заключений проектов НПА выглядят следующим образом:

 

Среди районов отмечаются наиболее большим числом возвращенных с замечанием проектов НПА Каратобинский (46,2%), Акжаикский (42,9%), г.Уральск (35,7%), Жанибекский и Бәйтерек районы - по 33,3%. В числе районов, получивших наименьшее количество замечаний находятся Теректинский (14,3%) и Жангалинский (20%).

 

Необходимо отметить, правовым блоком ПП ЗКО был разработан алгоритм процедуры получения экспертных заключений по проектам НПА, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства. Указанный алгоритм был направлен в областные, городские и районные маслихаты и акиматы с рекомендациями обеспечения соблюдения всех требований, предусмотренных в соответствующих законодательных актах.

В целом, выявляемые недостатки при разработке проектов НПА устраняются своевременно.

Все поступающие проекты НПА размещаются на сайте ПП ЗКО, а также рассылаются субъектам бизнеса для ознакомления и возможности внесения замечаний и предложений.

На системной основе нами проводится работа по повышению уровня вовлеченности предпринимателей в процесс формирования законодательных инициатив.

В свою очередь, итоги анализа для принятия соответствующих мер были направлены на имя акима области и секретарю областного маслихата


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры