astana-view

Динмухамед Абсаттаров: кому выгодна 80% текучесть кадров в сфере торговли в Казахстане

01 Февраля 2019
1334 просмотров

Впрос подготовки специалистов новых квалификации в секторах торговли, определение трудового рынка в этом направлении, механизмов обучения, включая инструменты государственного заказа и контента программ - один из основных приоритетов сегодня, считает управляющий директор-директор Департамента торговли НПП РК "Атамекен" Динмухамед Абсаттаров. 

Как выявлено независимыми экспертами, на сегодня текучесть кадров в торговле составляет колоссальных 80%. Это обусловлено низкой квалификацией, низким уровнем заработной платы, отсутствием мотивации в работе, низкой престижностью профессии. В Казахстане не только в регионах, но и в крупных городских агломерациях наблюдается дефицит компетентных специалистов. Однако, международная практика показывает совершенно обратную тенденцию. В развитых странах обслуживание в торговых организациях как в аптеке, продавец-консультант полноценно оказывает клиенту консультационные услуги и осведомлен о всех деталях продукции.

При этом торговля занимает большую долю в ВВП и выступает своего рода витриной или зеркалом конкурентоспособности всей экономики страны в целом. Приведу отдельные цифры: рост в 2018 году оптового и розничного товарооборота в РК составил 15%. Торговля формирует порядка 18% ВВП, более 1,3 млн. человек занято в ней, что составляет 16% из всего занятого населения в стране.

Интересные данные получены по итогам проведенной НПП в 2018 году паспортизации торговых рынков, в ходе которого охвачены 787 базаров по всем регионам РК. Около 70% опрошенных торговцев заявили, что рынки являются постоянным рабочим местом на протяжении продолжительного временного периода, и более 50% респондентов указали места на рынках собственным бизнесом.

Из приведенных данных можно увидеть, что торговля занимает довольно существенный пласт не только в экономике, но и социальном плане тоже. Эта эволюционно сформированная на рыночных реалиях отрасль является источником доходов, как ранее говорилось, более 1,3 млн. граждан РК. Но, с другой стороны, системного подхода в вопросах обучения специалистов в этой сфере, в т.ч. вопросам потребительской безопасности, нет. Аналогичная ситуация и в сфере гражданских перевозок. Речь идет про обычных таксистов, которые у государства ничего не просят и кормят семьи, оплачивают кредиты, и являются частью экономический активного населения. Но, как и в торговле, население ежеминутно взаимодействует с услугами как в сфере торговли, так и пассажироперевозок. В этой связи крайне актуален вопрос повышения квалификации отмеченных сфер. Но не стоит путать – это не регулирование!

Развитие торгово-маркетинговых навыков крайне важна в свете динамичного развития современных форматов торговли – электронная коммерция, мерчендайзинг, мультиканальные продвижения товаров и услуг, web-аналитика, разработка специальных рекламных кампаний и т.д. Как выяснилось, наши колледжи по сей день готовят студентов таким специальностям, как «товаровед» или «менеджер-продавец», которые остались еще с советской системы образования. Однако, такие понятия в рыночной экономике размываются. Продавцом может быть и кассир, и консультант, и дистрибьютор.

Современные предприятия активно привлекают востребованных специалистов через хэдхантинговые агентства, предлагают им привилегированные условия труда. Большинство фирм в сфере цивилизованной торговли предпочитают нанимать опытных сотрудников из-за рубежа на средние и топовые управленческие позиции. Таким образом, мы еще больше усугубляем собственный рынок профессии, вместо его развития.

Вчера только Глава государства на расширенном заседании Правительства озвучил результаты проведенного АП опроса, согласно которому, порядка 70% работодателей не удовлетворены результатами работы выпускников ТиПО.

«Жизнь быстро меняется, новые технологии требуют новых навыков в профессии» – эти слова Президента в точку сегодняшним актуальным задачам. Елбасы поручил акимам областей качественно поднять уровень образования и привлекать опытных преподавателей со знанием новых направлений в 180 колледжей по всей стране, т.е. по 10 колледжей в каждом регионе. Поручено обучать специалистов 100 новым востребованным профессиям. Как отметил Глава государства, у нас нету проблемы безработицы, у нас есть проблема дефицита нужных специалистов. Все приезжают в крупные города в поисках работы, но действительно востребованных отраслевых кадров реально не хватает.

Надо отметить, что НПП «Атамекен» начала работу по определению наиболее востребованных специальностей в регионах. В прошлом году в пилотном режиме скрининг трудового рынка проведен в Актюбинской области. Из 53 тыс. субъектов предпринимательства были опрошены 10%, т.е. 5 тыс. 300 бизнес образований, со штатом более 5 человек.

С МОН РК отработан новый механизм дуального обучения, с инструментом возмещения расходов предприятиям, которые направляют своих сотрудников краткосрочным обучающим курсам и вовлечены в систему дуального обучения. При этом порядка 60% времени обучения студент может находится в самой компании. Особый акцент делается на контенте (как и чему будут обучать) образовательных программ.

Развивается система профессиональных стандартов (ПС), которые формируются бизнес-сообществом в каждой отрасли. Это квалификационные требования к специалистам, которые берутся за основу при разработке новых образовательных специальностей.

Все это хорошо. Но, здесь нету комплексного подхода и понимания конечных целей всеми заинтересованными сторонами.  Мы должны работать по всем направлениям бизнеса, торговли, сектора услуг, промышленности и др. Отсюда и проистекает вопрос достижения в каждой сфере уровня международных стандартов, который я поднимал в своей предыдущей статье. Бизнес должен постоянно предоставлять компетенции, в которых нуждается, активно участвовать в дуальном обучении и других спецпрограммах, госорганы – следить за эффективностью расходования целевых денег и таргетированно распределять госзаказ на основе потребностей предприятий, общественные организации, в т.ч. «Атамекен», проводить работу по мониторингу качества рынка труда, выявлять отраслевые и региональные потребности в узких квалификациях, образовательные учреждения – выпускать высококонкурентных специалистов.

Если окунуться в цифры, то можно привести некоторые данные уполномоченного органа по колледжам РК. Так, по всем специальностям в текущем году в Казахстане проходят обучение 488 тыс. человек, из них по госзаказу 275 тыс. Касаемо торговой сферы, популярной специальностью сегодня является маркетинг, которому обучаются 2 015 студентов, в т.ч. 689 – на платной основе, в частных колледжах 209 человек.

НО! Нет точной информации – сколько денег расходуется из местных бюджетов ежегодно на государственный образовательный заказ.

По мнению председателя Комитета торговли НПП К.Мажибаева, уровень развития сферы торговли в РК отстает не только от мировых стандартов, но и региональных. К примеру, по степени развития торговых навыков и эффективной организации торговли мы не конкурируем с соседней Россией. Сейчас уже нигде не нужны простые «товароведы». Категорийные менеджеры, специалисты по цифровому маркетингу, кассиры, мерчендайзеры, магазины самообслуживания – это только небольшая часть новых профилей в рассматриваемой сфере.

Можно с уверенностью говорить, что сегодня краткосрочные курсы уже полноценно заменяют четырех- и пятилетние вузовские образования. Знания можно получить дистанционно, через Интернет. Постоянные изменения на рынках товаров, услуг, технологий приводят к устарению или исчезновению каких-то профессии, они заменяются новыми, порой с иными видами деятельности.

Кроме того, в 6 регионах Республики вообще отсутствует государственный заказ на подготовку кадров – ЗКО, Туркестанской, Атырауской, Алматинской, Акмолинской и Жамбылской областях. Этот недостаток необходимо срочно устранять.

Низкая квалификация специалистов в любой экономической сфере приводит к повышению рисков безопасности товаров и незащищенности потребителей от продаваемой в стране продукции. В конечном итоге, это соответствующим образом сказывается на конкурентоспособности отраслей.

Международные компании уже давно работают по новым трендам, совмещая обучение и производственную деятельность в управлении, операционной деятельности. К примеру, широко представленная в мире ритэйл сеть MetroCash & Carry имеет хорошую базу обучения и выпускает специалистов не только для себя, но и на зарубежный рынок в сфере стандартов ХАССП, новых технологий торговли, мерчендайзина, маркетинга.

ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» также заинтересовано в программах МОН РК в направлении развития бизнес-образований и готово в их совместной реализации.

На эти положительные тенденции должно обратить внимание государство и, в первую очередь, МОН РК. Бизнес должен видеть, каким образом уполномоченный орган трансформирует свои учебные программы под современные стандарты и требования, сколько госденег на эти цели выделяется.

В конечном итоге, результаты должны отвечать трем основным вопросам:

  • насколько профессионализировался состав кадров в сфере торговли;
  • насколько эти меры отразились на уровне продаж на всех уровнях;
  • насколько профобучение и развитие современных навыков в целом отразилось на торговой конкурентоспособности РК.

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры