astana-view

Фундаментальных оснований для обесценения тенге нет - АФК

07 Июня 2019
1807 просмотров

В настоящее время среди пользователей мессенджеров и социальных сетей активно распространяется недостоверная информация о якобы грядущем резком обесценении тенге, введении единой валюты и дефиците монет в обращении. Указанная информация носит явно провокационный характер и не соответствует действительности.

АФК на ежемесячной основе проводит исследование ожиданий по курсу тенге среди профессионального сообщества. По актуальным оценкам экспертов, на данный момент фундаментальных оснований для обесценения национальной валюты нет. Экспертное сообщество ожидает в течение месяца курс близкий к текущему, а именно 384-385 тенге за доллар США с учётом стабильной ситуации в экономике.

Что касается слухов о введении единой валюты «алтын» на территории ЕАЭС, то для этого нет никаких оснований. Договором о ЕАЭС не предусмотрено создание единого валютного союза и введение единой валюты.

Касательно дефицита монет, следует отметить, что на текущий момент банки второго уровня в достаточном для обслуживания клиентов количестве обеспечены всеми номиналами монет.

АФК и участники финансового рынка убедительно просят не доверять распространяемым в информационном пространстве слухам и не принимать участие в их рассылке.

Кстати, рыночный курс доллара в июне вырос, казалось бы, незначительно, но огня валютному рынку дали рассылки в социальных сетях и мессенджерах, в которых заговорили о грядущей девальвации и появлении алтына, сообщает inbusiness.kz.

«Накануне выборов на валютном рынке наблюдается некоторый ажиотаж, регулярно появляются информационные вбросы о возможной и неизбежной девальвации, и это создает напряжение у населения. На наш взгляд, причин для девальвации нет, возможно, какие-то игроки рынка лоббируют эту тему и пытаются на ней заработать. Политическая воля и активная позиция Нацбанка может и должна успокоить рынок и привести его в равновесное состояние», – считает Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management.

Но позиция главы Нацбанка по поводу предстоящей девальвации была озвучена еще 22 мая. Тогда Ерболат Досаев заявил журналистам, что у него нет желания обсуждать вопрос, будет девальвация или нет.

«Я должен делать свою работу. Нацбанк вернет доверие граждан и бизнеса той политикой, которую будет проводить. Если эта политика соответствует рыночным условиям, значит, все будет нормально. Если мы будем обсуждать, будет девальвация или не будет, еще раз говорю: это оставляю для соцсетей, где каждый имеет право высказываться. Лучше Нацбанк каждое утро будет заниматься своим делом», – подчеркнул Ерболат Досаев.

Но уже 3 июня ему все же пришлось высказаться о курсе и напомнить, что на формирование курса влияют сезонность, стоимость сырья, котировки рубля и другие факторы.

«Отражая движение такого фактора, как цена на нефть за май текущего года, ослабление нацвалюты составило 0,4% (с 381,08 до 382,56 тенге). За период с 27 мая по 3 июня – на 1,2% (с 379,86 до 383,94 тенге за доллар)», – пояснил глава Нацбанка.

Впрочем, эта неделя выдалась непростой для представителей Нацбанка, которым неоднократно приходилось повторять, что девальвации не будет. Зампред НБ РК и экс-министр Мадина Абылкасымова 5 июня сообщила, что в рамках свободно плавающего режима национальной валюты происходит определенное движение обменного курса. Это, по ее словам, прежде всего связано с фундаментальными факторами. Она же заверила, что в случае значительного изменения курса регулятор примет меры, и отметила, что Нацбанк внимательно отслеживает ситуацию.

И, пока монетарные власти пытались успокоить население, кто-то предательски покупал иностранную валюту на KASE. По итогам двух сессий на Казахстанской фондовой бирже 5 июня суммарный объем торгов на двух сессиях составил почти $204 млн, вчера, 6 июня, превысил $312 млн. Национальный банк так и не сообщил, вышел ли он на валютный рынок с валютными интервенциями или нет. Эксперты сделали свои предположения.

Все смешалось…

Тем временем в рассылках приводился аргумент о том, что в Казахстане закончились монеты и скоро страна перейдет на алтын. Как это связано, сказать сложно. Но и эту информационную волну представители Нацбанка пытались отразить. Мадина Абылкасымова отметила, что этот вопрос никогда не рассматривался и совершенно не стоит на повестке дня о введении единой валюты.

Вчера ее коллега Олег Смоляков подтвердил, что в Нацбанке видели эту рассылку, и сообщил, что она абсолютно не соответствует действительности.

«Хотим четко обозначить: этот вопрос не рассматривался и на повестке не стоит», – заявил зампред Нацбанка.

Следом и финансовое сообщество в лице Ассоциации финансистов Казахстана попыталось успокоить казахстанцев, назвав эту информацию провокационной и отметив, что договором о ЕАЭС не предусмотрено формирование единого валютного союза и введение единой валюты.

«Без создания единого центрального банка финансового регулятора с передачей ему функций наднационального регулирования введение единой валюты в принципе не представляется возможным», – отметили в АФК.

Мы попросили экспертов высказаться относительно единой валюты.

«Появление алтына как наднациональной валюты в ЕАЭС периодически появляется на повестке дня в прессе. По официальным же заявлениям, введение единой, общей валюты на пространстве ЕАЭС возможно в отдаленном будущем», – отметил Мурат Кастаев, и то это довольно сомнительно, считает эксперт.

Интересно, что из стран ЕАЭС вопрос о введении единой валюты наиболее актуален только для Казахстана. Как рассказал нам Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ», разговоры про введение алтына именно как межнациональной валюты для государств ЕАЭС, ведутся давно.

«Но, как признали эксперты, пока никакой необходимости в этом нет. Тем более бессмысленно вводить алтын только для одной страны – Казахстана. Вероятнее всего, это просто слухи», – отметил российский аналитик.

 

Нули останутся на месте

Вслед за появлением алтына послышались и предположения о возможной деноминации, или том самом процессе «отсечения нулей».

«Деноминация – это изменение номинальной стоимости денег. Обычно она является следствием гиперинфляции и проводится с целью упрощения расчетов. В ходе деноминации проводится обмен старой валюты на новую, меньшего номинала. Из недавних примеров можно вспомнить деноминацию в России в 1998 году (1000 к 1) и Турции в 2005 году (1 000 000 к 1)», – отметил глава DAMU Capital Management.

По его словам, в условиях Казахстана для деноминации нет совершенно никаких причин, курсы валют находятся в свободном плавании, инфляция снижается стабильными темпами.

«О деноминации можно задуматься, когда курс доллара достигнет 1000 тенге, а это при долгосрочных темпах инфляции на уровне 4% будет не раньше, чем через лет 20», – отметил Мурат Кастаев.

Алексей Коренев также считает, что деноминация казахстанской валюты крайне маловероятна.

«Курс тенге не таков, чтобы проводить столь сложную и дорогостоящую операцию, как деноминация. А главное – никакой необходимости в этом нет. Деноминацию обычно проводят, когда нули на банкнотах не умещаются, а кассирам в магазинах или банках становится сложно работать, вводя двадцатизначные суммы. Иных поводов для деноминации нет. Зимбабве, где курс национальной валюты упал настолько, что бумага, на которой печатаются купюры, стала в несколько раз дороже самих денег, и то не спешила с деноминацией», – отметил российский аналитик.

Сегодня после обеда состоятся последние дневные торги на KASE накануне внеочередных выборов Президента Казахстана. Уже 9 июня казахстанцы отправятся выбирать нового главу государства, а вскоре мы узнаем, как много население купило иностранной валюты в июне и потеряло на этом или нет…
 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры