Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Меню
Рус

Департаменты

Atameken Business Channel

Департамент финансов и бухгалтерского учета

Ален Тулькубаев

Управляющий директор - директор Департамента

8 (7172) 91-93-68
e.shirinbekov@palata.kz

Департамент финансов и бухгалтерского учета является структурным подразделением Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и подчиняется курирующему члену Правления либо иному должностному лицу в соответствии с действующей организационной структурой.

Основные задачи и функции Департамента:

Основной задачей Департамента является создание и совершенствование эффективной системы управления финансами НПП.

Функциями Департамента являются:

1) управление движением финансовых ресурсов организации и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов организации;

2) разработка финансовой стратегии организации и его финансовую устойчивость, проектов годового и индикативного среднесрочного бюджетов, перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств;

3) доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений организации;

4) определение источников финансирования хозяйственной деятельности организации, включающие кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, привлечение заемных и использование собственных средств;

5) обеспечение своевременного поступления доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов и других обязательных платежей в бюджет, пенсионных отчислений в накопительные пенсионные фонды, платежей в банки;

6) анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, участие в разработке предложений, направленных на обеспечение платежеспособности организации, укрепление финансовой дисциплины;

7) контроль за выполнением финансового плана, правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств;

8) обеспечение ведения учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации;

9) контроль за правильностью составления и оформления отчетной документации, своевременностью ее предоставления внешним и внутренним пользователям.

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении предельных размеров обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан» от 31 декабря 2013 года № 1560;
  2. Выписка по ОЧВ из протокола Президиума НПП №1 от 29.01.2014 г.;
  3. Объявление о размерах ОЧВ на 2014 год в республиканской газете «Егемен Қазақстан» от 28 июня 2014 года;
  4. Объявление о размерах ОЧВ на 2014 год в республиканской газете «Казахстанская правда» от 28 июня 2014 года;
  5. Лифлеты по ОЧВ за 2015 год;
  6. Объявление о решении съезда НПП от 27 января 2015 года (Протокол № 2) в республиканской газете «Егемен Қазақстан» № 42 от 04.03.2015 г.;
  7. Объявление о решении съезда НПП от 27 января 2015 года (Протокол № 2) в республиканской газете «Казахстанская правда» № 42 от 04.03.2015 г.;
  8. Инфографика о результатах деятельности НПП;
  9. Выписка по ОЧВ из протокола Съезда НПП №3 от 16.06.2016 г.;
  10. Объявление о размерах ОЧВ на 2016 год в республиканской газете «Егемен Қазақстан» №123 от 29.06.2016 г. (10 стр.);
  11. Объявление о размерах ОЧВ на 2016 год в республиканской газете «Казахстанская правда» от 25.06.2016 г.

Члены НПП

Согласно пункта 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (далее - Закон) членами НПП являются субъекты предпринимательства, если иное не установлено Законом. 

Согласно подпункта 1) статьи 1 Закона субъекты предпринимательства - коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона НПП образуется по принципу обязательности членства в ней субъектов предпринимательства, зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию) в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий.

Таким образом, членами НПП стали все субъекты предпринимательства, за исключением:

  1. некоммерческих организаций;
  2. субъектов, для которых предусмотрено обязательное членство в иных некоммерческих организациях: оценочные, аудиторские (в том числе экологические) организации, а также адвокаты и нотариусы;
  3. государственных предприятий;
  4. иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории иностранных государств (нерезиденты);
  5. филиалов и представительств, в том числе иностранных юридических лиц в Республике Казахстан.

 

Обязательства членов НПП по оплате ОЧВ

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона члены НПП должны оплачивать обязательные членские взносы (далее - ОЧВ).

Согласно пункта 4 статьи 29 Закона НПП выставляет счет субъектам предпринимательства для осуществления расчета по ОЧВ на основании сведений, представленных органом государственных доходов в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

 

Критерии определения размера ОЧВ

Согласно пункта 2 статьи 29 Закона в целях определения размера ОЧВ субъекты предпринимательства подразделяются на (группы субъектов предпринимательства):

  1. субъекты предпринимательства с совокупным годовым доходом (далее - СГД) не свыше 60 000-МРП за предшествующий отчетному календарный год  (субъекты 3-группы);
  2. субъекты предпринимательства с СГД свыше 60 000-МРП, но не свыше 1 500 000-МРП за предшествующий отчетному календарный год (субъекты 2-группы);
  3. субъекты предпринимательства с СГД свыше 1 500 000-МРП за предшествующий отчетному календарный год (субъекты 1-группы).

В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Закона субъекты предпринимательства, указанные в подпункте 1) пункта 2 статьи 29 настоящего Закона, освобождаются от уплаты ОЧВ в течение пяти лет с момента введения в действие пункта 4 статьи 29 настоящего Закона. Таким образом, субъекты 3-группы освобождены от уплаты ОЧВ до 2019 года.

В целях реализации настоящего пункта Закона отчетным календарным годом считается год, за который уплачивается ОЧВ.

Например, все субъекты предпринимательства с СГД не свыше 103 860 000 тенге за 2013 год были освобождены от уплаты ОЧВ за 2014 год, с СГД не свыше 111 120 000 тенге за 2014 год освобождаются от уплаты ОЧВ за 2015 год.

 

Совокупный годовой доход (СГД)

Согласно пункта 1 статьи 84 Налогового кодекса РК СГД юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Налогового кодекса РК в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика.

Вместе с тем, при определении размера ОЧВ Законом не предусмотрена корректировка СГД, регулируемая статьей 99 Налогового кодекса РК.

 

Общий механизм установления размеров ОЧВ

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 5 Закона Правительство Республики Казахстан устанавливает предельные размеры ОЧВ.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 3 статьи 19 Закона съезд Национальной палаты утверждает размеры ОЧВ, не превышающие предельные.

Таким образом, Правительство Республики Казахстан устанавливает предельные размеры ОЧВ, а съезд Национальной палаты утверждает конкретные размеры ОЧВ, не превышающие предельные.

Установление предельных размеров ОЧВ не прикреплено к конкретному году, то есть, отсутствует необходимость устанавливать их ежегодно.

Утверждение конкретных размеров ОЧВ в рамках предельных размеров также не прикреплено к конкретному году. Вместе с тем, за 2014 и 2015 гг. утверждены разные размеры ОЧВ для вышеуказанных групп субъектов.

 

Установление размеров ОЧВ за 2014 год

Согласно пункта 1 статьи 32 Закона для обеспечения создания и функционирования НПП устанавливаются учредительный период один год и переходный период до пяти лет со дня введения в действие Закона.

В соответствии с пунктом 4 той же статьи полномочия съезда, отнесенные Законом и уставом НПП к его компетенции, в течение учредительного периода возлагаются на президиум.

Таким образом, Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении предельных размеров обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан» от 31 декабря 2013 года № 1560 утверждены предельные размеры ОЧВ:

  • 4 400 МРП для субъектов 1-группы;
  • 160 МРП для субъектов 2-й группы.

Решением президиума НПП от 29 января 2014 года № 1 утверждены размеры ОЧВ за 2014 год:

  • 4 400 МРП для субъектов 1-группы;
  • 160 МРП для субъектов 2-й группы.

Таким образом, конкретные размеры ОЧВ для групп субъектов предпринимательства за 2014 год утверждены на уровне предельные размеров ОЧВ.

Например, все субъекты предпринимательства с СГД свыше 103 860 000 тенге, но не свыше 2 596 500 000 тенге за 2013 год уплачивают ОЧВ за 2014 год в размере 296 320 тенге. Также все субъекты предпринимательства с СГД свыше 2 596 500 000 тенге за 2013 год уплачивают ОЧВ за 2014 год в размере 8 148 800 тенге.

 

Установление размеров ОЧВ за 2015 год

С 1 января 2015 года в Закон были внесены изменения по механизму установления размеров и освобождения от уплаты ОЧВ.

Так, согласно пункту 3 статьи 29 Закона в целях утверждения размеров ОЧВ съезд устанавливает градацию внутри групп субъектов предпринимательства, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 12) пункта 3 статьи 19 Закона съезд НПП принимает решение об освобождении от уплаты ОЧВ.

Также, в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона по решению съезда организации, численность инвалидов за отчетный период которых составляет не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников, могут быть освобождены от уплаты обязательных членских взносов.

Таким образом, Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении предельных размеров обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан» от 31 декабря 2013 года № 1560 утверждены предельные размеры ОЧВ:

  • 4 400 МРП для субъектов 1-группы;
  • 160 МРП для субъектов 2-й группы.

Съездом НПП от 27 января 2015 года (Протокол № 2) приняты следующие решения:

1. Установить градацию внутри групп субъектов предпринимательства, указанных в подпунктах 2), 3) пункта 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан», и утвердить размеры обязательных членских взносов на 2015 год:

Группа

Категория

Совокупный годовой доход, МРП

Совокупный годовой доход, млн. тенге

Размеры ОЧВ

от

до

от

до

МРП

тенге

2-я

1

60 000

150 000

111

278

80

158 560

2

150 000

420 000

278

778

105

208 110

3

420 000

690 000

778

1 278

130

257 660

4

690 000

1 500 000

1 278

2 778

155

307 210

1-я

5

1 500 000

2 310 000

2 778

4 278

505

1 000 910

6

2 310 000

3 120 000

4 278

5 778

1 010

2 001 820

7

3 120 000

3 930 000

5 778

7 278

1 515

3 002 730

8

3 930 000

4 740 000

7 278

8 778

2 020

4 003 640

9

4 740 000

5 550 000

8 778

10 279

2 525

5 004 550

10

5 550 000

 

10 279

 

3 030

6 005 460

 

2. Освободить от уплаты обязательных членских взносов группу субъектов предпринимательства, указанных в подпунктах 2), 3) пункта 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»:

  • в размере 50%: юридическое лицо (основную организацию) и каждое из юридических лиц, сто процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат основной организации по состоянию на 1 января отчетного календарного года;
  • в размере 25%:  юридическое лицо (основную организацию) и каждое из юридических лиц, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат основной организации по состоянию на 1 января отчетного календарного года.

 

3. В целях реализации пункта 2 настоящего решения:

  • под «принадлежностью» понимается принадлежность на праве собственности;
  • под «косвенной принадлежностью» понимается владение каждым последующим юридическим лицом акциями (долями участия) иного юридического лица на праве собственности;
  • при совпадении в отношении конкретного юридического лица критериев, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 настоящего решения, указанное юридическое лицо освобождается от уплаты обязательных членских взносов в размере 25%;
  • освобождение от уплаты обязательных членских взносов в отношении конкретного юридического лица применяется однократно.  

 

4. Освободить от уплаты обязательных членских взносов в размере 100% организации, численность инвалидов за отчетный период которых составляет не менее пятидесяти одного процента от общего числа работников.

 

Комментарий к решениям съезда НПП

В течение 2014 года НПП совместно с представителями бизнес-сообщества проводила работу по совершенствованию подходов к определению размеров ОЧВ.

В этих целях была сформирована рабочая группа с участием большинства бизнес-ассоциаций, аккредитованных в НПП, которая в течение нескольких месяцев собирала предложения субъектов предпринимательства по совершенствованию схемы определения размеров ОЧВ.

В результате было выработано 3 варианта оптимизации, предполагающие:

  1. определение размера ОЧВ в процентах от прибыли;
  2. определение размера ОЧВ в процентах от СГД;
  3. установление подкатегорий внутри существующих категорий, указанных в Законе.

25 июня 2014 года три варианта оптимизации были представлены делегатам первого съезда НПП, по результатам которого было решено поддержать общие подходы, при условии детальной проработки и внесения соответствующих поправок в законодательство.

Реализация первых двух вариантов ресурсами НПП невозможна, так как существуют законодательные ограничения (налоговая тайна), а налоговые органы пока не готовы администрировать этот процесс. Наиболее оптимальным оказался третий вариант.

Соответствующие законодательные поправки были поддержаны в Правительстве и Парламенте Республики Казахстан: съезду НПП предоставлено право установления дополнительных подкатегорий (градации) и освобождения от уплаты ОЧВ.

В целях утверждения размеров ОЧВ на 2015 год на второй съезд НПП были вынесены 2 варианта с дополнительной градацией на 10 подкатегорий, которые отличались длиной подкатегорий (1 и 1,5 миллиарда тенге) для субъектов, чей СГД составляет свыше 2,8 млрд. тенге, а также размеры ОЧВ на 2015 год.

Максимальные и минимальные размеры ОЧВ в категориях на 2015 год были снижены по сравнению с предельными размерами, установленными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1560:

  • на 3 процента (с 160 до 155 МРП) и 50 процентов (с 160 до 80 МРП) соответственно для субъектов с размером СГД от 111 млн. тенге до 2,8 млрд. тенге;
  • на 31 процент (с 4400 до 3030 МРП) и 89 процентов (с 4400 до 505 МРП) соответственно для субъектов с размером СГД свыше 2,8 млрд. тенге.

Например, для субъектов с СГД за 2014 год свыше 111 млн. тенге, но не свыше 278 млн. тенге, установлен минимальный размер ОЧВ в 158,6 тыс. тенге вместо 296,3 тыс. тенге.

Для субъектов с СГД свыше 2,8 млрд. тенге, но не свыше 4,3 млрд. тенге размер ОЧВ на 2015 год составляет 1 млн. тенге вместо 8,1 млн. тенге.

При этом максимальный размер ОЧВ, который будут платить только те субъекты, у которых размер СГД за 2014 год превысил 10,3 млрд. тенге, снижен с 8,1 млн. тенге до 6 млн. тенге.

После одобрения 26 января 2015 года на рабочей встрече с делегатами съезда НПП от региональных советов и аккредитованных ассоциаций (союзов), указанные варианты были вынесены на второй съезд НПП, который состоялся 27 января 2015 года, где помимо выбора утвержденного варианта, также были установлены критерии полного и частичного освобождения от уплаты ОЧВ.

Например, если в группе компаний материнская компания является единственным участником нескольких дочерних компаний, то вся группа компаний частично освобождается от уплаты ОЧВ на 50%.

 

Сроки уплаты ОЧВ

Сроки оплаты ОЧВ за 2014 год в соответствии с Законом установлены до 31 декабря 2014 года.

Согласно поправкам в Закон установлены следующие сроки оплаты ОЧВ за 2015 год: равными долями не позднее 25 мая, 25 августа, 25 ноября 2015 года.

Например, субъект 1-группы 10-категории уплачивает ОЧВ за 2015 год в размере 6 005 460 тенге, тремя равными траншами по 2 001 820 тенге, не позднее 25 мая, 25 августа, 25 ноября 2015 года.

 

Опубликование размеров ОЧВ в СМИ

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона размер ОЧВ, утверждаемый съездом, ежегодно в срок до 1 июля публикуется НПП в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсах.

Так, размеры ОЧВ на 2014 год, утвержденный решением президиума НПП от 29 января 2014 года №1, опубликован в республиканских газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 28 июня 2014 года, а также в подразделе «Документы» раздела «О палате» официального сайта НПП.

Решения съезда НПП от 27 января 2015 года (Протокол № 2) опубликованы в республиканских газетах «Егемен Қазақстан» № 42 от 04.03.2015 г. и «Казахстанская правда» № 42 от 04.03.2015 г., а также в подразделе «Документы» раздела «О палате» официального сайта НПП.

 

Налогообложение ОЧВ

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса РК объектом обложения налогом на добавленную стоимость является облагаемый оборот.

Согласно статьи 230 Налогового кодекса РК облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:

  1. по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 настоящего Кодекса;
  2. по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

Вместе с тем, согласно пункта 2 статьи 231 Налогового кодекса РК оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

Согласно статьи 1 Закона ОЧВ – это ежегодные взносы субъектов предпринимательства, уплачиваемые в НПП в порядке и размерах, установленных в соответствии с Законом.

Следовательно, ОЧВ связаны только с членством в НПП и не являются оплатой за реализацию товаров (работ, услуг).

Таким образом, ОЧВ не облагаются налогом на добавленную стоимость.

 

Учет ОЧВ

В соответствии с подпунктом 2) пункта 14 статьи 100 Налогового кодекса РК вычету подлежат членские взносы субъектов частного предпринимательства, уплаченные налогоплательщиком Национальной палате в размере, не превышающем предельный размер обязательных членских взносов, утвержденный Правительством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Налогового кодекса РК вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 263 Налогового кодекса РК счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, то в связи с отсутствием облагаемого оборота при уплате ОЧВ, НПП не выписывает счет-фактуру на принятые ОЧВ.

Также в связи с тем, что ОЧВ не являются оплатой за реализацию товаров (работ, услуг), НПП не предоставляет акт выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, в целях признания уплаченных ОЧВ расходами, субъектам предпринимательства необходимо начислить обязательство по оплате ОЧВ на основании нормы Закона и выставленного счета на оплату.

Факт оплаты ОЧВ субъектами предпринимательства также может быть подтвержден актом-сверки с НПП.

 

Расходование ОЧВ и отчетность

ОЧВ, являющиеся единственным источником финансирования к настоящему времени, расходуются в соответствии с ежегодным утвержденным бюджетом НПП для осуществления уставной деятельности.

Согласно подпункта 4) пункта 3 статьи 19 Закона утверждение отчетов президиума и правления НПП относится к исключительной компетенции съезда НПП.

В соответствии с подпунктом 10) пункта 3 статьи 19 Закона утверждение ежегодного отчета об итогах деятельности НПП, подлежащего опубликованию в средствах массовой информации, относится к исключительной компетенции съезда НПП.

Кроме того, в соответствии со статьей 24 Закона для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью НПП высшим органом управления образуется ревизионная комиссия НПП (далее - ревизионная комиссия) в количестве не менее пяти членов.

Членами ревизионной комиссии не могут являться члены и руководители президиума, правления, а также их близкие родственники.

Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным съездом.

Партнеры