Вопросы-ответы

Кто является субъектом МСБ?

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя (594 млн. 600 тыс. тенге). Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя (59 млн. 460  тыс. тенге). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности, даже при соответствии критериям по численности (до 100 человек) и доходу (до 300 000 МРП), относятся к субъектам среднего предпринимательства. Кроме того, при превышении одного из критериев (по численности или доходу) субъект малого предпринимательства переходит в категорию среднего предпринимательства.  

Какие критерии используются для государственной статистики субъектов частного партнерства?  

Субъекты частного предпринимательства относятся к следующим категориям: субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства; убъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного предпринимательства. Критериями отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям определены:     среднегодовая численность работников; среднегодовой доход. Отнесение субъектов частного предпринимательства к категориям используется для целей государственной статистики, оказания государственной поддержки, применения иных норм законодательства Республики Казахстан. Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников. Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства РК используются два критерия: по среднегодовой численности и среднегодовому доходу. При этом программами господдержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии для ее оказания.  

Какие есть виды контрактов ГЧП?

Концессии - проекты, требующие крупных затрат.  Доверительное управление - передача гос.имущества в управление за плату. Лизинговый контракт - аренда с последующим выкупом (например, передача в лизинг мед. оборудования). Контракты НИОКР - разработка новых технологий, создание стартап-компаний, например, на базе школ и вузов. Контракты жизненного цикла  - проектирование, строительство и эксплуатация детсадов и больниц в течение всего срока действия договора. Сервисные контракты - обслуживание и модернизация мед.оборудования в поликлиниках. Формы участия государства в проектах: земельные участки (для строительства объекта), право пользования объектами гос. Собственности, подведение коммуникаций к объекту ГЧП, участие в создании и деятельности компании ГЧП.  

Какие госфункции подлежат анализу по передаче в конкурентную среду?

Анализу готовности рынка по передаче государственных функций в конкурентную среду подлежат государственные функции, передаваемые следующими способами: 1) аутсорсинг; 2) государственный социальный заказ; 3) государственное задание; 4) за счет услугополучателей. В случае передачи государственных функций в конкурентную среду посредством введения обязательного саморегулирования, проводится процедура Анализа регуляторного воздействия в соответствии с Правилами проведения Анализа регуляторного воздействия, утвержденными приказом Министра национальной экономики.      

Как передают госфункций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям?

Передача госфункций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям осуществляется ежегодно, посредством проведения следующих поэтапных мероприятий: 1 этап – инвентаризация функций (ответственный госорган); 2 этап – опубликование на сайте перечня функций и общественное обсуждение; 3 этап – анализ готовности рынка (ответственный НПП); 4 этап – рассмотрение перечня функций на ПДК (ответственный экспертная группа при ПДК, рекомендации выносит ПДК);5 этап – передача функций в конкурентную среду (ответственный отраслевой госорган).  

Что нужно знать при ликвидации юридического лица?

 Согласно статье 37 Налогового кодекса РК (далее Кодекс) юридическое  лицо-резидент в случае принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения, предоставив одновременно: 1)    налоговое заявление о прекращении деятельности; 2)    налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета; 3)    ликвидационную налоговую отчетность; 4)    налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины в порядке, установленном статьей 648 настоящего Кодекса; 5)    уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности. 6)    представляет заявление на проведение документальной проверки. После завершения документальной проверки либо проведения камерального контроля (при упрощенной ликвидации юридического лица) ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения: 1) ликвидационный баланс; 2)    погашает при наличии задолженность. При этом также погашается налоговая задолженность структурных подразделений ликвидируемого юридического лица, постоянных учреждений, структурных подразделений юридического лица-нерезидента в случае исполнения таким юридическим лицом-нерезидентом налоговых обязательств совокупно по группе постоянных учреждений, филиалов, представительств через прекращающее деятельность постоянное учреждение, структурное подразделение. 3)    Справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов. Для снятия с регистрационного учета в органах юстиции необходимо обратиться в Центры обслуживания населения по месту регистрации юридического лица согласно статье 16 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».  

Должно ли предприятие, в котором нет вакансий, сдавать по формe административного учета для представления сведений о востребованных специальностях по прогнозируемым рабочим местам (с нулевыми показателями)?

Отчет по указанной форме представляется работодателями при наличии сведений о потребности в работниках и специалистах. Следовательно, при отсутствии таких сведений отчет не представляется. Одновременно, в процессе практического применения норм действующего законодательства в сфере труда и занятости полагаем целесообразным придерживаться официального разъяснения в соответствии с законом Республики Казахстан «О правовых актах».    

Должны ли отчет сдавать физические лица на патенте?

По статье 429 Налогового кодекса Республики Казахстан физические лица, работающие по патенту, не используют труд наемных работников на постоянной основе. Логически сведений о вакансиях и прогнозируемым рабочим местам не представляют.

Предусмотрена ли административная ответственность за непредставление сведений о вакансиях и по прогнозируемым рабочим местам?

В связи с публикациями в СМИ и обращениями предпринимателей предлагаем Вашему вниманию более подробную информацию об обязанности работодателя предоставлять сведения обо всех свободных рабочих местах (вакансиях) и по прогнозируемым рабочим местам. Положение об обязанности работодателя о предоставлении сведений обо всех свободных рабочих местах (вакансиях) введено в 1998 году законом «О занятости населения». В настоящее время речь идет о двух формах отчетности: По 1 форме работодатель обязан направлять центру занятости населения сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней. Понятно, если в наличии нет таких данных, то работодателям не нужно ходить и сдавать пустографки. Административная ответственность за неисполнение данной  нормы предусмотрена с 2001 года в соответствии с Кодексом  об  административных нарушениях (то есть за форму 1). Нарушение работодателем  данной нормы влечет штраф в размере десяти месячных расчетных показателей. Срок представления сведений о востребованных специальностях по прогнозируемым рабочим местам (форма 2) для включения в базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест не позднее 1 апреля и 1 октября, следующего за отчетным периодом. При этом ответственности работодателей за непредставление сведений по прогнозируемым рабочим местам (форме 2) Кодексом не предусматривается.

Если на предприятии (организации) нет вакансий, должно ли предприятие сдавать отчет?

Отчет по форме о предоставлении сведений о вакансиях представляется работодателями при наличии вакансий. Следовательно, при отсутствии таких сведений отчет не представляется.