astana-view

Аналитическая справка по проекту Закона РК «О разрешениях и уведомлениях»

12 Февраля 2014
6771 просмотров

Проект Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» (далее – законопроект) разработан во исполнение пункта 25 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449.

Разработка законопроекта является логическим завершением большой системной работы по совершенствованию разрешительной системы Казахстана.

Так в 2007 году был принят Закон «О лицензировании», которым утвержден исчерпывающий перечень лицензий, введены принципы «одного окна» и «молчания знак согласия».

В 2009 году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы 2009-2011 годы, которая предусматривала проведение инвентаризации разрешительной системы с целью реализации метода «Гильотины».

В 2008 году начата разработка Государственной базы данных «Е-лицензирование», полное внедрение которой было завершено в 2012 году. В этом же году начато расширение ее функционала на все разрешения.

В прошлом году одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы, предусматривающая разработку единого закона «О разрешениях и уведомлениях» на новых принципах и завершение автоматизации всех разрешительных процедур для бизнеса.

Разработке последней Концепции предшествовали два этапа сокращения разрешений по 30%, проведенных в соответствии с поручениями Президента в 2011 и 2012 годах. В разработанной Концепции был учтен весь предыдущий опыт.

Законопроект состоит из трех основных частей:

1) нормы действующего Закона РК «О лицензировании». Данная часть законопроекта была доработана с учетом имеющихся на сегодняшний день проблем в сфере лицензирования;

2) в законопроект полностью вошли положения об уведомлениях из Закона РК «Об административных процедурах»;

3) третья часть законопроекта регламентирует вопросы разрешительных процедур, не являющихся лицензиями.

Для разработки проекта закона был сформирован перечень разрешений, число которых на сегодня составляет 865. Все разрешения были рассмотрены созданной для этих целей Экспертной группой, совместно с государственными органами. Все рекомендации, вносимые Экспертной группой, рассмотрены на заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы под руководством первого заместителя Премьер-министра РК – министра регионального развития Сагинтаева Б. А.

Наряду с этим, основным результатом разработки данного законопроекта станет внедрение принципа «интегрированной разрешительной системы» в разрешительном законодательстве в рамках единого закона.

В данной системе все разрешительные документы рассматриваются в качестве единой системы.

Таким образом, основными механизмами внедрения интегрированной системы являются классификация разрешительных документов и их категоризация по степеням опасности.

Согласно проекту Закона к первой категории относятся лицензии, ко второй - все иные разрешения, к третьей – уведомления.

В зависимости от объектов регулирования разрешения разделены на шесть классов.

В целом законопроект направлен на решение целого ряда системных проблем разрешительной системы Казахстана, в частности:

постоянное увеличение количества разрешений;
необоснованность введения новых разрешений;
неиспользование оценки рисков в разрешительной системе;
неупорядоченность разрешений (отсутствие единых подходов);
отсутствие понятия разрешения.

В этой связи законопроект предусматривает следующие пути их решения:

исчерпывающий перечень разрешений в Законе;
анализ регуляторного воздействия при введении новых разрешений;
категоризация разрешений по степени опасности;
классификация разрешений с установлением типовых подходов;
универсальное понятие разрешения в Законе, включая лицензии и иные разрешения.

Одной из главных задач законопроекта является регулирование вопросов получения разрешений субъектами предпринимательства.               

Основными принципами государственного регулирования в сфере разрешений и уведомлений являются:

баланс интересов потребителей, бизнеса и государства;
обоснованность и эффективность введения разрешительного или уведомительного порядков;
прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации;
ответственность и справедливость наказания;
свобода от коррупции.

Необходимо отметить, что законопроект также регламентирует процедуры взаимодействия государственных органов, осуществляющих разрешительные процедуры, и уполномоченного органа по предпринимательству при введении новых и мониторинге действующих разрешительных и уведомительных инструментов.

Кроме того, Законом также устанавливаются рамочные процедуры и требования к рассмотрению документов и принятию решений государственными органами и порядок введения и отмены разрешительных и уведомительных инструментов.

Принятие Закона позволит решить проблему неконтролируемого увеличения количества разрешений.

Данная проблема будет решена посредством введения единого перечня разрешений только на уровне закона.

Включение в него вновь вводимых разрешений является обязательным условием их легитимности. Любые разрешения могут вводится нормативными правовыми актами не ниже уровня законов или указов Президента Республики Казахстан.

Разрешения, не представленные государственными органами при разработке законопроекта, или по другим причинам не попали в итоговый перечень, будут признаны нелегитимными и с вступлением в силу данного закона, будут отменены.

Таким образом, каждое новое разрешение для бизнеса будет вводиться только посредством включения соответствующего разрешения в перечень, утвержденный Законом, и только после того как государственный орган – инициатор введения разрешения проведет анализ регуляторного воздействия вводимого разрешения.

Все вышеуказанные мероприятия будут способствовать общему развитию предпринимательства в республике, активизации бизнеса и расширению границ его деятельности, росту национального дохода страны за счет увеличения совокупных объемов производства в предпринимательском секторе, соответственно - сокращению безработицы и другим, положительным социально-экономическим последствиям.

Ознакомиться с документами можно здесь


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры