astana-view

Казус российской таможни

09 Сентября 2015
- г. Алматы
10775 просмотров

Около 150 казахстанских фур-большегрузов ожидают досмотра в приграничных пунктах России, несмотря на взаимные обязательства в рамках Таможенного союза и ЕАЭС

Перевозчики несут убытки. Им приходится выкладывать из своего кармана по 7000 рублей в сутки за склады временного хранения (СВХ), 600 рублей за 1 выгруженную и погруженную тонну… Срыв сроков доставки (по вине российских таможенников) наносит ущерб имиджу компаний.

Именно эта проблема стала темой брифинга казахстанских транспортных компаний в Палате предпринимателей Алматы.

По словам генерального секретаря Союза международных автомобильных перевозчиков РК «КазАТО» Теодора Каплана, в последние два года Россия практически закрыла свою территорию для проезда в Казахстан по системе МДП (TIR). Напомним, что система Международных дорожных перевозок МДП или TIR  основывается на таможенной конвенции, подписанной 68 странами. Главный смысл конвенции – упростить пересечения границ государств. Грузоперевозчик страны, где действует TIR, может пересекать границу без таможенной очистки, которая производится лишь в пункте назначения. Досмотр груза при этом остается необязательным, поскольку погруженный товар пломбируется специальной пломбой, и заверяется специальным сертификатом.

До сих пор, в отличие от обычных систем транзита, МДП позволяла транспорту проходить транзитную территорию без досмотра.

«Мы выступали и поднимали вопрос на всех уровнях. Последний раз 29 мая этого года в Бурабае собирались премьер-министры  стран Евразийского экономического союза, и мы подписали распоряжение, которое обязало Федеральную таможенную службу Россию (ФТС) открыть свои территории грузам, следующим по системе МДП. Однако это распоряжение так и осталось невыполненным», - сообщил Теодор Каплан.

По его словам, для всех казахстанские перевозчиков, которые въезжают через международные автомобильные пункты пропуска на границе Российской Федерации, и следуют транзитом из Европы и Азии в Казахстан, применяется полный таможенный досмотр транспортных средств.

«Совершенно неожиданно, буквально, с 3 сентября наши перевозчики стали получать уведомление заезжать в приграничные таможенные службы. Когда туда заезжают наши водители на СВХ, их чуть ли не силой, под конвоем заставляют полностью разгружаться», - рассказывает Теодор Каплан. 

ФТС России устанавливает не оговоренные ранее требования к казахстанским перевозчикам. При пересечении внешней границы Таможенного союза через таможенные пункты пропуска России, им устанавливается маршрут следования, согласно которому необходимо проставить отметку в CMR (транспортная накладная международной перевозки грузов) на таможенных пунктах пропуска на российско-казахстанской границе.

«Страдают все - импортеры, предприниматели и водители, которые, проехав более десяти тысяч километров, не могут попасть домой», - отметил Каплан.

По данным Союза международных перевозчиков Казахстана, 70% импортёров, которые работают с Европой, везут груз в Казахстан именно автомобильным транспортом. Таким образом, российские таможенники борются с контрабандой санкционной продукции из Евросоюза, запрещенной к ввозу в Россию. Но санкционные «заморочки» касаются только саму Российскую Федерацию - зачем же вмешивать в свои проблемы бизнес нейтрального Казахстана? Тем более, что свобода перемещения товара – один из постулатов законодательства как Таможенного союза, так и ЕАЭС.

«Насколько мне известно, Председатель НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов уже написал письмо председателю Коллегии ЕЭК Виктору Христенко и первому заместителю премьер-министра РК Бакытжану Сагинтаеву. Мы надеемся, что вопрос решится положительно», - подчеркнул глава КазАТО.

Но пока вопрос нерешен, и казахстанские транспортные компании несут убытки, а потребители могут лишится необходимых им европейских товаров.

«Это просто блокада Казахстана. Наши перевозчики сделали 200 тысяч рейсов, и мы никогда не давали повода российской стороне упрекнуть нас в недобросовестности. Четыре года как открыли границы, нет таможенных постов, а они наоборот все ужесточают. Кто-то должен за это ответить!», - сказал в заключении Теодор Каплан.

В Союз международных автомобильных перевозчиков с жалобами на действия таможенных органов Российской Федерации уже обратились несколько компаний-перевозчиков - ТОО «Нуртау Транс», ТОО «Euro Truck», ИП «Тяжкороб», ТОО «Транс-Сервис», АО «Trans-Leasing.KZ», ИП «Филиппов» и другие.

Как стало известно, Министерство по инвестициям и развитию РК направило письмо в адрес Федеральной таможенной службы и Министерства транспорта РФ, в котором требует немедленно урегулировать создавшуюся ситуацию с казахстанскими перевозчиками на российско-казахстанской границе. В ближайшее время ожидаются двухсторонние консультации и принятие окончательного решения.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры