astana-view

Защита конкуренции в соответствии со стандартами ОЭСР

29 Августа 2016
5025 просмотров

В НПП обсудили поправки к законопроекту по вопросам конкуренции

В работе заседания по обсуждению предложений по внесению изменений и дополнений в законопроект по вопросам конкуренции приняли участие представители госорганов, ассоциаций, предприниматели из регионов (по видеосвязи). Модератор мероприятия, заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева подчеркнула, что работа по внесению поправок в законопроект по вопросам конкуренции ведется в рамках пяти институциональных реформ «Сто конкретных шагов», где Главой государства определена необходимость изменения концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР (53 шаг).

О проводимой работе по внесению поправок в законопроект проинформировал заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Рустам Ахметов.  По его словам, работа велась в два этапа. «На I этапе в 2015 году мы внесли концептуальные вещи - изменение и внедрение новых институтов регулирования. Во-первых, самое главное - мы отменили ценовое регулирование рынков, эта норма будет реализована с 1 января 2017 года», - рассказал представитель КРЕМ.

Кроме того, по его словам, внедрены такие новшества как уведомление, предупреждение о наличии признаков нарушения; предостережение о недопустимости нарушения, публичного заявления какого-то лица о планируемом действии, оно будет лишь предостережением. Также внедрен институт коллегиального органа (согласительная комиссия, инструмент регулирования, рассмотрения с участием самих субъектов общественности споров между антимонопольной службой и субъектами рынка). «Сейчас мы уже готовы внести изменения по совершенствованию института для более практического применения.  Введена норма, предусматривающая право антимонопольного органа вносить предписания в адрес госорганов по развитию конкуренции. Она уже применяется и показывает хороший эффект», - сказал эксперт.

Ахметов сообщил, что на втором этапе был разработан законопроект, который уже прошел обсуждение на нескольких заседаниях рабочих групп и сейчас находится в Мажилисе. «Здесь мы предусмотрели ряд поправок, детализирующих компетенцию антимонопольного органа, процедуру проведения расследований реализаций их функций.  Мы отразили вопросы взаимодействия с правоохранительными органами, предложили увеличить сроки расследований, привели подходы к применению запретов в соответствии с антимонопольной зарубежной практикой в части исключения изъятий в отношении исключения прав. Изменение подходов к госконтролю за экономической концентрацией мы разделили на два этапа. Первый - это упрощенный, согласно которому большая часть будет проходить по упрощенному порядку, второй – это там, где требуется тщательный анализ», - пояснил он.

По словам чиновника, в законопроекте также изменены подходы к признанию доминирующего положения субъектов рынка: более 30 %, но не более 50% и при наличии рыночной силы. Законопроект предусматривает внедрение антимонопольного комплаенса, то есть возможности для субъекта рынка подытожить свою практику взаимоотношений с антимонопольной службой и внести проект, определяющий определенные риски нарушений и детализирующий вопросы взаимодействия. 

Ахметов добавил, что КРЕМ были внесены предложения по декриминализации уголовной ответственности. «Мы предлагаем ограничиться уголовной ответственностью за антиконкурентные соглашения, но на этапе согласования с госорганами эти предложения не были поддержаны. Однако эти поправки мы намерены вновь обсудить в Парламенте», - сказал он.

Как было отмечено, в ходе первого этапа обсуждений получило одобрение предложение «Атамекен» касательно исключения из проекта закона нового вида предписания (о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по итогам проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках) в отношении субъектов предпринимательства. Частично нашло поддержку предложение НПП по изменению подходов к антиконкурентным согласованным действиям субъектов рынка. Однако предложения Палаты по совершенствованию процедуры анализа товарного рынка (оформление начала анализа приказом руководителя антимонопольного органа и размещение его на сайте) и уменьшению максимального срока проведения анализа товарного рынка с предлагаемых 12 месяцев до 6 месяцев и возможностью продления в исключительных ситуациях еще на 3 месяца не были приняты.  Еще одно предложение по поводу совершенствования института уведомления путем расширения на другие признаки злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции тоже не было принято, сейчас оно повторно обсуждается в рамках рабочей группы при Мажилисе Парламента. Аналогичное обсуждение в рамках рабочей группы Мажилиса проходит вопрос по пересмотру уровня штрафов за факты злоупотребления доминирующим положением.

Как сообщила Юлия Якупбаева, в рамках заседаний Рабочей группы Мажилиса Парламента было рассмотрено 115 поправок от депутатов, Комитета по экономической реформе и региональному развитию и отдела законодательства Мажилиса, из них принято - 85, на доработке - 30.

В частности, планируется обсудить  вопросы  по изменению уровня штрафов за факты нарушения законодательства в области защиты конкуренции; функции антимонопольного органа по запросу банковской тайны, тайны страхования и коммерческой тайны на рынке ценных бумаг; установлению, что «необоснованный» отказ признается картелем, исключению вида антиконкурентного соглашения; изменению подходов к антиконкурентным согласованным действиям субъектов рынка; изменению критериев признания доминирующего положения субъекта рынка; пересмотру видов недобросовестной конкуренции;  порядку действия согласительной комиссии при проведении антимонопольного расследования в отношении Национального банка РК; совершенствованию института уведомления путем расширения на другие признаки злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции; исключению отдельных видов деятельности из сфер естественных монополий.

Кроме того, в адрес Национальной палаты продолжают поступать замечания и предложения от ассоциаций и субъектов предпринимательства к антимонопольному законодательству, в том числе к проекту закона. Так, Ассоциации финансистов Казахстана предлагает исключить право антимонопольного органа по вынесению предписания по отмене сделки и запросу информации по банковской тайне, тайне страхования и коммерческой тайне на рынке ценных бумаг; пересмотреть критерий признания доминирующего положения финансовых организаций; исключить новую поправку по проведению независимым экспертом оценки размера вреда, причиненного транспортному средству. В связи с этим, Юлия Якупбаева предложила Ассоциации подготовить и направить в Национальную палату уточненную редакцию проекта закона со своими предложениями. Она также добавила, что НПП проведет отдельное совещание по предложениям Ассоциации финансистов Казахстана с приглашением представителей Комитета.

Ассоциация «KAZLOGISTICS», в свою очередь, просит рассмотреть вопрос о выведении из-под ценового регулирования морских портов, имеющих статус международного значения, и установлении для них тарифов в иностранной валюте. Их предложение также было принято к сведению. Однако представитель Ассоциации предпринимателей морского транспорта не согласился с этим предложением, высказавшись о недопустимости полного выведения из-под ценового регулирования услуг морпортов.

Также на заседании были заслушаны предложения Ассоциации «KAZENERGY» по сохранению госрегулирования цен в области портовой деятельности (предоставление нефтеналивных и зерновых причалов, погрузочно-разгрузочные работы по перевалке грузов через паромный комплекс, погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами порта). По мнению бизнес-сообщества, отмена может привести к увеличению стоимости судозахода в порт Актау.

Евразийская промышленная ассоциация настаивает на сохранении госрегулирования тарифов на услуги локомотивной тяги и перевозки грузов железнодорожным транспортом. В ЕПА считают, что представление субъектом естественной монополий кредитной информации в кредитное бюро с государственным участием должно являться его правом, а не обязанностью.

Юлия Якупбаева отметила, что в связи с этим Нацпалата организует отдельную встречу по вопросу предоставления субъектом естественной монополий кредитной информации в кредитное бюро с приглашением представителей субъектов естественных монополий, Комитета и Кредитного бюро. Также, по ее словам, будут учтены предложения Евразийской промышленной ассоциации по новым поправкам к проекту закона при направлении экспертного заключения.

Стоит отметить, что недавно в НПП из Министерства национальной экономики пришли дополнительные поправки для заключения по введению института частной монополии; введению ценового регулирования на рынках общественно значимых товаров; распространения особого порядка регулирования деятельности субъектов естественных монополий, участвующих в привлечении займов международных финансовых организаций, на всех субъектов, привлекающих инвестиции для реализации инвестиционных программ. Также МНЭ просит «Атамекен» внести предложения по установлению государственной монополии на охрану объектов, подлежащих государственной охране; изменение в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» в части проведения оценки размера вреда, причиненного транспортному средству, независимым экспертом.

Подытоживая работу заседания, Юлия Якупбаева призвала региональные палаты предпринимателей, ассоциации и субъекты предпринимательства в регионах в кратчайшие сроки предоставить свои предложения к проекту закона. Она также сообщила, что при НПП будет создан Совет по тарифам, и попросила участников совещания предложить свои кандидатуры для включения в состав Совета.  


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры