astana-view

Препоны на таможне

20 Сентября 2016
- г. Алматы
6368 просмотров

Глава Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков рассказал о проблемах бизнеса

Таможенная система Казахстана нуждается в кардинальных изменениях, направленных не на пополнение бюджета любой ценой, а на взаимодействие и построение диалога с предпринимателями. Такое мнение прозвучало на очередном заседании Совета по противодействию коррупции и теневой экономике Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» «Об усилении взаимодействия предпринимательства и таможенных органов в противодействии коррупции» от главы Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадия Шестакова. Сегодня мы записали эксклюзивное интервью с экспертом, в котором он поделился своим видением происходящих процессов на таможне и путями решения проблем.

- Геннадий Алексеевич, каковы основные проблемы таможенного декларирования в Казахстане?

- Главная проблема у наших таможенников заключается в определении таможенной стоимости. Есть обычный порядок скидок, который оговорен международными документами, в том числе и соглашение по таможенной стоимости Таможенного союза. В нем оговариваются виды скидок и весь порядок оформления. Наша таможня почему-то решила, что если скидки эти предоставляются, то продавец и покупатель уже сразу становятся взаимозависимыми лицами. Мы говорили о том, что это невозможно, писали письма в таможню. Но получали формальный ответ о том, что скидка - это признак взаимозависимости лиц, хотя нигде в международном праве такого нет. Всему виной СУР - система управления рисками, которая настроена таким образом, что проверяет все подряд по стоимости и выдает заявление на дополнительную проверку. При этом даже если мы принесем все необходимые документы, не факт, что мы сможем подтвердить таможенную стоимость. Вот и получается, что нашим предпринимателям выгоднее перевозить грузы через таможни стран участниц Таможенного союза – Кыргызстан, Россию, Беларусь.

- Как можно изменить сложившуюся ситуацию?

- Мы прописали эти поправки для нового Таможенного кодекса. Надеемся, что они войдут в него и будут действовать с 2017 года. Соглашение по таможенной стоимости уже вошло в Таможенный кодекс, и все нюансы и риски расписаны. Надеемся, что теперь у таможни не будет иного выхода, как соблюдать эти нормы закона.

- А до 2017 года придется только ждать?

- Да, другого выхода нет. Есть еще момент по Хоргосу. Там пограничная служба и владелец склада временного хранения заключили схему пропуска через госграницу. По нормам, если транспортное средство пересекает пункт пропуска, то у перевозчика есть 3 часа, чтобы либо заявить процедуру, либо поместить товар на таможенный склад. СВХ вначале ставил всех к себе, чтобы зарабатывать деньги. Потом мы поднимали вопрос, писали, что это неправомерно, чтобы соблюдалась норма в 3 часа. Но через некоторое время снова появилась схема пропуска через государственную границу. Теперь уже заверенная подписями начальника войсковой части и владельца СВХ.

- Это можно расценивать как неправомерные действия пограничной службы и владельца СВХ?

- Конечно! Это все идет волной. Поднимаешь вопрос, говоришь, что нельзя это делать, и вроде начинают наводить порядок. Но через некоторое время все возвращается на свои круги. Склад временного хранения то закрывают, то открывают вновь. Меняются хозяева…

Другая проблема - это совместный приказ трех государственных органов: ветеринарной инспекции, комитета инспекции в агропромышленном комплексе и департамента государственных доходов. В транспортно-логистическом центре они проводят отдельный вид контроля, причем точно такой же, который проводится на границе при ввозе товара. Какой смысл проходить одну и ту же проверку дважды? По этим правилам сотрудник таможни должен взять документы, которые пришли с товаром, пройти все виды контроля, поставить необходимые печати и отдать декларанту для таможенного оформления. Случилось все с точностью до наоборот. И теперь предприниматели сами бегают по городу. Время, за которое таможенник должен пройти все эти процедуры и за которое другой контролирующий орган должен поставить ему печать, регламентировано.  Но сроки эти не соблюдаются. У людей уходит от 4 до 8 часов. Если раньше с этой проблемой сталкивались только в Астане, то теперь вышел приказ внедрить подобные проверки по всему Казахстану. Мы теперь все бегаем с этими талонами. Если это так необходимо департаменту госдоходов, то пусть сами этим и занимаются. Но не за счет предпринимателей. Тем более, что электронное декларирование мы предлагали ввести еще в 2004 году.

- Вы ведь даже писали письмо на имя руководителя таможни?

- Ответа ждем уже месяц. Но, очевидно, что на наше обращение все-таки отреагировали.  В таможне говорят, что пришел новый проект приказа по бегунку. По словам заместителя председателя Комитета государственных доходов Госмана Амрина, ввозом товаров из Китая у нас занимается около 3 тысяч участников внешнеэкономической деятельности. Из них порядка 700  - добропорядочные, порядка 2 тысяч - это непонятно кто, и порядка сотни - контрабандисты. Я спросил, а где список тех, кто у нас в «зеленом коридоре, чтобы понять, есть ли он у нас вообще, и эти 2 тысячи, которые постоянно на вас жалуются, и те, кого не устраивают условия таможенного администрирования, сроки оформления, стоимость, квалификация товара? До сит пор нет нормальной регистрации и декларации. Мы не знаем, когда декларация зарегистрирована, когда выпущена, чем пользуются таможенники. Электронное декларирование мы предлагали ввести еще в 2004 году, но и его введение до сих пор оттягивают. Чтобы оправдать себя, предпринимателю нужно идти в суд, но наши доводы в судах не слышат. Словом, нужно выносить эти проблемы на уровень Правительства, обращаться в прокуратуру. Важен налогоплательщик, который в бюджет приносит деньги, а не сиюминутная выгода таможенника, стремящегося собрать как можно больше таможенных платежей.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры