astana-view

Перевозчики и производители: у каждого своя правда

28 Декабря 2016
9093 просмотров

АО «НК «КТЖ» просит поднять тариф на грузоперевозки

Соответствующее уведомление нацкомпания направила в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции РК.

По этому поводу в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялось обсуждение с участием крупных грузоотправителей Казахстана и руководства «Қазақстан темір жолы».

Открыла совещание заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева. Она отметила, что рост тарифов волнует всех потребителей услуг АО «КТЖ-Грузовые перевозки», так как напрямую влияет на уровень конкурентоспособности продукции предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и может иметь негативные последствия для экономики страны в целом.

Вместе с тем в нынешних кризисных условиях уровень тарифов также влияет на экономическое состояние и АО «КТЖ-Грузовые перевозки», так как основанием для повышения тарифов является погашение основного долга по кредитным договорам и выплата процентов по займам, а также повышение стоимости дизельного топлива.

В целом, очевидно, что задача поиска сбалансированных решений, обеспечивающих соблюдение интересов как поставщиков услуг, так и потребителей на сегодняшний день представляется наиболее важной.

Президент КТЖ Канат Алпысбаев обозначил, что речь идет о повышении цен на услуги в части составляющей локомотивной тяги в среднем на 10,2%.

«С учетом ранее утвержденных уполномоченным органом коэффициентов к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети на период 2016-2020 годов ежегодно в среднем на 4%, рост общего железнодорожного тарифа на 2017 год составит 6-8%», - сообщил Канат Алпысбаев.

Что касается цен на предоставление вагонов, то в условиях имеющегося острого дефицита подвижного состава идевальвационных процессов на территории СНГ, они также имеют тенденцию к увеличению.

«Необходимо отметить, что с нового года вагонная составляющая выведена из государственного регулирования. КТЖ начал переговоры со многими крупными производителями товаров и продукции о том, как нам выдержать нагрузку, связанную с дефицитом парка. Мы, как железнодорожная администрация, готовы проводить переговоры по привлечению парка, если это необходимо, но понятно, что себе в убыток работать мы не можем. Если мы не достигнем определённого уровня тарифа, то о привлечении дополнительного парка не может идти и речи», - заявил президент Қазақстан темір жолы.

В качестве примера он привел соседнюю Россию, где тариф на предоставление вагонов в два раза выше, чем в Казахстане. А проведенные 23 декабря торги на электронной торговой площадке RaiCommerce с участием, помимо АО «Қазтеміртранс», частных операторов вагонов, установили новую цену в 6360 тенге за вагон в сутки. По информации Каната Алпысбаева, КТЖ сегодня покрывает только 40% перевозок, нехватка, к примеру, полувагонов на будущий год составит 6000-7000 единиц.

«Вопрос о повышении тарифов на грузовые железнодорожные перевозки поднимается на протяжении последних двух лет. Однако сегодня в условиях, когда государство не регулирует цены на ГСМ, компания больше не может удерживать тариф на прежнем уровне, так как вынуждена закупать ГСП по рыночным ценам», - подчеркнул президент КТЖ.

Юлия Якупбаева подчеркнула, что золотую середину в вопросе тарифоообразования можно будет найти только благодаря открытому диалогу двух сторон - КТЖ и грузоотправителей.

«Мы призываем бизнес дать четкое обоснование и показать долю транспортной составляющей в себестоимости их продукции для того, чтобы понять, насколько она изменится в случае одобрения повышения тарифа на услуги по перевозке грузов. Эти данные необходимы для того, чтобы Национальная палата могла аргументированно представить ваши интересы на рассмотрении этого вопроса в Правительстве», - отметила Юлия Якупбаева.

Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец заявил, что в себестоимости, к примеру, шубаркульского угля железнодорожная составляющая занимает 35%. Он отметил, чтоповышение тарифа на услуги локомотивной тяги более чем на 7% негативно отразятся на конкурентоспособности продукции горно-металлургического комплекса РК

Николай Радостовец призвал КТЖ тщательно продумать вопрос предоставления понижающего коэффициента для перевозок таких социально значимых грузов, как уголь и руда. А в условиях острого дефицита подвижного состава выработать системный подход по его более эффективному использованию.

«У нас срываются договорные обязательства, мы не можем поставить уголь в Кыргызстан, в Россию, большие проблемы с поставкой руды. Не хватает вагонов. И мы обеспокоены этим», - сказал Николай Радостовец.

Он призвал коллег, грузоотправителей, четко определить вместе с КТЖ тот объем грузов, перевозку которых национальная компания сможет обеспечить. Для транспортировки остального объема по примеру прошлых лет подумать над закупкой собственного подвижного парка.

«Учитывая, что в этом году сразу несколько факторов повлияли на удорожание перевозок и, в частности, то, что практически инвентарного парка теперь не будет, парк будет частным. И это уже дает достаточно серьёзное удорожание. Мы бы хотели, чтобы другие составляющие тарифа были сдержаны, может быть, даже искусственного в этом году, для того, чтобы мы могли пережить разовый всплеск цен», - заявила вице-президент Евразийской промышленной ассоциации Елена Попандопуло.

Она также считает возможным повышение тарифа на услуги локомотивной тяги не более чем на 7%.

Президент Ассоциации «Масложировой союз Казахстана» Турлан Койшибаев отметил, что сегодня цена на продукты, которые производят казахстанские компании – члены Союза, находится на грани покупательской способности и этого нельзя упускать из виду.

«Мы производим пищевую продукцию, рассчитанную на массового потребителя. Это не элитная продукция, это та продукция, которую потребляет 95% населения. Если себестоимость возрастет, а она возрастет на не менее, чем 5%, это негативно скажется на казахстанском производителе, не только масложировой продукции. При этом, естественно, казахстанские прилавки не останутся без продукции, но их займут другие производители», - отметил Турлан Койшибаев.

В целом, участники встречи выразили мнение, что необходимо тщательно рассмотреть вопрос увеличения тарифа на железнодорожные перевозки, включая составляющие на локомотивную и вагонную тяги, чтобы избежать резкого увеличения цен на товары и продукцию.

Резюмируя все выступления, Юлия Якупбаева отметила, что все предложения бизнеса будут учтены, а расчеты направлены в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

«Исходя из нашего обсуждения, мы пришли к выводу, что допустимый рост тарифа на локомотивную тягу может составить не более чем на уровень планируемой инфляции. В январе запланировано провести большое совещание по обсуждению путей решения ситуации по вагонам с учетом всех подходов, в том числе вырабатываемых в рамках работы Подкомитета транспортной логистики НПП РК «Атамекен». Все это будет докладываться на совещании в Правительстве», - резюмировала Юлия Якупбаева.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры