astana-view

«Если дальше так «давить» бизнес, то проблемы будут у всех!»

11 Января 2017
- Костанайская область
13513 просмотров

В сердцах произнесенная фраза прозвучала на встрече руководителей костанайских предприятий с депутатами Мажилиса Парламента страны Тарасом Хитуовым и Ириной Смирновой

Впрочем, тональность эмоциональных эпитетов, озвученных в ходе состоявшегося диалога в стенах Палаты предпринимателей, была не угрожающей, а, скорее, предостерегающей. Народные избранники сами изъявили желание повстречаться, чтобы узнать о проблемах бизнеса. И бизнес удовлетворил этот запрос с лихвой.  

Верните НДС!

Один из тех вопросов, который уже давно пылится в долгом ящике - сложность процедуры возврата налога на добавленную стоимость. Проблема не новая, но менее злободневной от этого не становится. Пример тому привел руководитель ТОО «Костанайский мелькомбинат», член Регионального совета Палаты предпринимателей Александр Микетка.  

«У меня невозвратного НДС - 600 млн тенге. Я вам с уверенностью сегодня говорю, что тот, кто придумывал эту систему, изначально ставил задачу, чтобы не возвращать налог. Почему не возвращают? Потому, что проверяют моих поставщиков, вплоть до шестого колена, находят у них нарушения, а я от этого страдаю. Ведь до маразма доходит: дядя Федя бензин не там купил, акциз какой-то не заплатил... Но я-то здесь при чем? А ведь это мои оборотные средства, этой мой бизнес, это доллар, причем еще по старому курсу», - заявил Александр Романович.

В унисон коллеге выступил директор ТОО «ЕвразКаспианСталь» Сергей Сотников, который считает, что система возврата НДС разработана и вовсе не для производителей. 

«Этот закон написан для тех, кто сидит на сырье! Для нефтяников, рудников. Ежеквартально я платил по 450-550 млн. тенге. Через полгода они, конечно, могут вернуться, а, может, получиться анекдот. Нам в 2014 году вернули 330 млн, а уже в 2015-ом сказали: 200 млн отдайте назад, мы вам неправильно зачислили. И сейчас мы по этому факту судимся. Один проверяющий приходит и говорит, что правильно, следом приходит другой и говорит, что нет. Как так?», - отметил Сергей Сотников.

В контексте проблемы Александр Микетка обратил внимание депутатов на еще один нюанс - отсутствие возможности применять налоговые льготы при производстве макаронных изделий.

«Есть льготный НДС на производство муки. Но при принятии  закона, видимо, забыли о том, что макароны - это тоже переработка зерна. Мы каждый год вносим предложение, но ничего не меняется. В прошлом году интересовались у Правительства и нам ответили, что это, мол, неактуально, с 1 января, возможно, будет действовать налог с продаж. Я предлагал хотя бы временно внести, но безрезультатно. Наступило 1 января - никакого налога с продаж не появилось. Ведь нет понимания самого главного: дайте нам этот льготный НДС, и вы получите больше налогов», - говорит Микетка.

Вагончик «тронулся»?

Учитывая, что на встрече, в основном, присутствовали руководители компаний, деятельность которых связанна с переработкой зерна и экспортом муки, участники затронули проблему  железнодорожных перевозок. Директор ТОО «Ассалия» Дулат Шаяхметов, в частности, посетовал на разорительные тарифы.

«Если еще лет пять назад мы платили за транспортные железнодорожные услуги порядка 500 млн тенге, сегодня сумма выходит 1 млрд 700 млн. Усложнилась и сама процедура. Раньше мы оформляли сразу 20 вагонов, а сейчас приходится подтверждать каждый вагон, у меня уже не один, а четыре специалиста на фирме этим занимаются. Как дальше будет? Ведь и так экспорт падает. Думаю, такими темпами дальше будет только хуже», - высказался Дулат Шаяхметов.

Первый заместитель руководителя костанайского отделения  дороги АО «Қазақстан Темiр Жолы» Юрий Юревич попытался объяснить ситуацию развитием конкуренции, тем, что часть тупиков и вагонов уже давно в частных руках. Говорил о клиентоориентированности своего подразделения, о предполагаемых реформах. Но чем больше высказывались предприниматели, тем было очевиднее: путь бизнеса по железной дороге счастливым назвать никак нельзя.

«Мы в декабре 2016 года за тягу локомотивом оплачивали 153582 тенге за один вагон. Сегодня стоимость достигла 156800. Нам говорят, что КТЖ хочет поднимать тариф, из-за затрат на горючее. Но на вагоны тогда зачем поднимать, какое ему горючее нужно?», - поинтересовался директор ТОО «Казторгтранс» Халилулла Гран Ака.

«С огромным трудом нам дается проблема нехватки вагонов, - вновь взял слово директор ТОО «ЕвразКаспианСталь» Сергей Сотников. - В сентябре вдруг выясняется, что в каком-то регионе не хватает угля, и все составы уходят туда. Но ведь и у нас поставки под угрозой срыва. Мы, хоть и ругаемся, но общий язык находим. Удается выбить льготы по тарифам, но и без того 5% затрат нашего предприятия - это пользование услугами железной дороги. Содержание персонала и энергозатраты и те обходятся дешевле. Нам все время говорят: оптимизируйте затраты. А куда уж дальше оптимизировать?»

Что афганцам хорошо, то костанайцам...

Проблема перевозок, может быть, и не чувствовалась мукомолами так остро, если бы отрасль параллельно не развивали зарубежные партнеры. В странах Средней Азии, куда стабильно экспортируют муку костанайские компании, появляются мощные мельницы, а, значит, отпадает потребность в больших объемах нашей продукции. Дулат Шаяхметов, например, признался, что постепенно теряет афганский рынок. Вкупе с повышением тарифов убытки ощущаются куда болезненнее.

Руководитель ТОО «Костанайский мелькомбинат» Александр Микетка, в свою очередь, считает, что процесс потери рынка необратим. Но пища для глобальных размышлений все же есть.  

«Любое государство должно заниматься вопросами продовольственной безопасности, это естественно и нормально. Но если мы хотим сохранить мукомольное направление как отрасль, то вопрос нужно решать комплексно, на государственном уровне. Нужно садиться и думать над этим, да так, чтобы головы трещали», - считает бизнесмен.

Предприниматели озвучивали проблемы - депутаты брали на контроль. Еще в своей вступительной речи и Тарас Хитуов, и Ирина Смирнова доложились об огромной законотворческой работе, проводимой народными избранниками. Много говорилось о взаимодействии с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и бизнесмены  соглашались с тем, что результаты очевидны. Финал же беседы дал понять: фронт работы еще огромный.  Мысль, озвученная Сергеем Сотниковым, стала своеобразным резюме встречи.

«Вы сказали спасибо предпринимателям за то, что они делают. Так помогите нам это делать. Ведь если дальше так «давить» бизнес, то проблемы будут у всех. И вам тоже придется решать уже совсем другие проблемы», - сказал Сотников. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры