astana-view

Туризм и ГЧП могут стать новыми драйверами занятости

29 Марта 2017
- г. Алматы
2861 просмотров

Несоблюдение прав предпринимателей со стороны некоторых государственных органов, увеличение количества проверок, необоснованные отказы в изменении целевого назначения земельных участков, необходимость гуманизации административного законодательства и другие проблемы, мешающие развитию предпринимательства, туризм и проекты ГЧП - стали главными темами обсуждения ежегодной конференции предпринимателей Алматы.

На сегодняшний день туризм является ключевым драйвером социально-экономического развития стран мира и одним из самых быстрорастущих секторов экономики. Эта сфера обеспечивает 7% мирового экспорта на сумму 1,5 трлн. долл. США, при этом создавая 1 из 11 рабочих мест в мире. Эти и другие данные в сфере туристской отрасли озвучила заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева в своём выступлении. По словам спикера, ситуация в Казахстане отличается от мировой.

Так, количество выезжающих за границу превышает количество прибывающих в страну туристов, что создает отрицательное туристское сальдо. Вклад данной сферы в экономику страны находится на уровне 1,6%, что более чем в 6 раз меньше мирового показателя. При этом, наша страна занимает 84 место из 141 стран в Глобальном индексе конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий.

«Тревожным является также индикатор заполняемости отелей и гостиниц в стране, который составляет в среднем 23,5%. Несмотря на то, что город Алматы является «флагманом» в сфере туризма в стране, данный показатель в городе составляет 27,5%. Мы считаем, что потенциал туризма в Казахстане недооценен, и эта отрасль в перспективе может стать одной из основных в  генерации рабочих мест и занятости в стране» - сказала Ю.Якупбаева.

Потенциал города Алматы в сфере развития туризма очень высок. В окрестностях города существуют 5 национальных парков, 2 объекта ЮНЕСКО, 19% от общего числа посетителей страны приезжают именно в этот город. Стоит отметить, город Алматы имеет возможность развивать все виды туризма.

В 2016 году в г.Алматы была создана Дорожная карта развития туризма, в которой собраны предложения представителей туристского рынка из 58 пунктов. Эти предложения были включены в программу развития города Алматы до 2020 года. Юлия Якупбаева отметила актуальность подготовки аналогичных Дорожных карт развития туристской инфраструктуры по всем регионам Казахстана и обратила внимание на необходимость сотрудничества в этой работе как МИО, так бизнес-ассоциаций.

На основе анализа международной консалтинговой компании McKinsey & Company в Программе по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года предлагается измерять достижение поставленных задач по развитию рынка туристских услуг путем определения показателей прямых результатов. В целях повышения качества оказания туристских услуг и увеличения заполняемости мест размещения предлагается помимо уполномоченных центральных государственных органов, включить в установленные Программой KPI по повышению заполняемости мест размещения местные исполнительные органы. Это привлечет к проблемам туристской отрасли внимание акиматов, а также будет способствовать выведению данного сегмента рынка из тени.

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» затронула также проблему слабой освещаемости объектов туризма как внутри страны, так и за рубежом:

«Необходимо создавать Национальный и региональные офисы по туризму в рамках передачи государственной функции. Такие офисы имеются в Астане, Шымкенте, Восточно-Казахстанской области, и недавно был создан также и в г.Алматы. В этой связи, существует необходимость в создании координирующего органа, который будет продвигать брендинг страны, в том числе за рубежом» - заявила она.

Также зампред «Атамекен» отметила существование большого количества административных барьеров и несовершенство законодательства. На сегодняшний день при Первом заместителе Премьер-Министра А.Мамине действует рабочая группа для решения вышеупомянутых проблем. Она также отметила, что часть внесенных НПП РК вопросов нашли свое решение, в том числе в части проблем миграции.

В своем докладе зампред НПП озвучила и результаты приватизации. «На сегодняшний день реализовано более 430 организаций на сумму более 100 млрд тенге».

По словам Юлии Якупбаевой, в этом процессе законодательно учтены предложения НПП РК в части повышения прозрачности, возможности ликвидации объектов, улучшения предпродажной подготовки, осуществления приватизации через Казахстанскую фондовую биржу. Представители НПП РК вошли в состав Проектных офисов АО «НУХ «Казагро» и МФРК, комиссий по реализации активов при госорганах, нацкомпаниях и МИО. По предложению НПП нацкомпании привлекают участников отечественного РЦБ в приватизации крупных объектов.

Зампред НПП осветила результаты проводимой совместно с госорганами и МИО инвентаризации. Завершен первый этап, итогом которого стал дополнительный список из более 100 объектов, реализуемых в рамках Комплексного плана приватизации. Данная работа будет продолжаться, и на втором этапе планируется повторно дополнить перечень приватизации по итогам отраслевого анализа и коммерциализации социальных объектов.

Якупбаева обратила внимание на то, что 42% оставшихся в республиканской и коммунальной собственности объектов составляют детские сады, 20% - ВУЗы, колледжи, 13% - поликлиники и больницы, 16% - монополии, СМИ и ветеринарные организации и 9% - театры, музеи и дома культуры. Эффективному управлению данными объектами будет способствовать активное применение различных форм ГЧП, доверительного управления, сервисных контрактов.

В своем докладе зампред затронула проблемы ГЧП. Она озвучила, что уже имеются достигнутые результаты совместной работы НПП с госорганами – МНЭ РК и МЗ РК. Почти на 90 дней сокращены сроки рассмотрения документов, упразднен ряд процедур, достигнута договоренность об исключении необходимости разработки концепции. Проработана и направлена  для обсуждения в госорганы упрощенная модель финансирования проектов ГЧП на основе четырехстороннего договора. Также участники проектов ГЧП имеют возможность получить льготное кредитование в рамках ДКБ-2020.

Вместе с тем, Палатой проработаны дополнительные предложения по продвижению проектов ГЧП. Первое, продолжить работу по упрощению процедур согласования проектов ГЧП, второе – исключить необходимость разработки и утверждения Концепций. Третье, провести анализ результатов за период действия законодательства ГЧП – рабочие места и выплаченные налоги. Четвертое, обеспечить гарантии госзаказа на долгосрочной основе (5-7 лет). И пятое, сформулировать прозрачные условия компенсации затрат.

Учитывая открытость акимата г. Алматы к диалогу с бизнесом, Палатой предложено реализовать ряд пилотных проектов ГЧП в сфере здравоохранения, образования и т.д. для тиражирования успешного опыта в других регионах и внесения изменений в законодательство.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры