astana-view

Куда пойти, куда податься: дайте бизнесмену одно «окно»

13 Июля 2017
6358 просмотров

Проблемы МСБ, арендной платы и страхования обсудили в «Атамекене»

12 июля состоялось совместное заседание Комитетов развития МСБ и торговли Президиума НПП РК «Атамекен».

«На повестке дня у нас три вопроса. Прежде всего речь идет о реализация нефинансовой поддержки МСБ в рамках «ДКБ 2020»; второе, о возможности индексации арендной платы; и третье, о внедрение системы ОСМС. Хочу отметить, что многие предприниматели не понимают особенностей обязательного социального медицинского страхования», – подчеркнул Председатель Комитета торговли Президиума НПП РК «Атамекен» Кайрат Мажибаев.

«Атамекен» с 2015 года курирует вопросы мер нефинансовой поддержки бизнеса в рамках госпрограммы «ДКБ 2020». Сервисная поддержка ведения бизнеса и информационное обеспечение по мерам господдержки стали инструментами этих мер.

«Сервисная поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства. Для предпринимателей специализированные услуги предоставляются бесплатно, как индивидуальные консультации. Что касается качества, то сотрудники департамента и я лично выезжаем в районные и областные центры, и там, в роли тайного покупателя оцениваем качество услуг. Существует call-центр, специалисты которого обзванивают предпринимателей и получают обратную связь для улучшения того или иного компонента.

Хочу отметить, что годовой план в 30 тысяч услуг, который мы должны были оказать в областных центрах, на сегодняшний день уже исполнен. Оказано 32 000 услуг», – отметил директор департамента регионального развития «Атамекена» Нариман Абильшаиков.  

 На сегодняшний день сервисная поддержка оказывается в 27 Центрах обслуживания предпринимательства (ЦОП) во всех регионах страны. 189 Центров поддержки предпринимательства (ЦПП) находятся в районных центрах, моногородах и городах не областного значения.

За 2015 год оказано 57 345 услуг, 35 199 субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2016 году было оказано 66 112 сервисных услуг, 46 000 предпринимателям. Порядка 4 500 сопровожденных проектов на общую сумму более 38 млрд тенге. С 2015 года обращения в ЦОПы и ЦПП увеличилось в 2,5 раза.

С 2018 года единым оператором (единым окном) по всем инструментам поддержки предпринимателей должен стать «Центр компетенций». Это позволит в первую очередь добиться более эффективной реализации проектов и исключит дублирования услуг.

Кайрат Мажибаев отметил размытое понятие о не финансовой поддержке у представителей МСБ.

«Нефинансовая поддержка задалась целью сделать работу тех предприятий, которым вы помогаете, более эффективной с юридической и технологической точки зрения. Когда будем смотреть следующие текущие планы, важно знать, насколько эффективен ваш продукт. Это улучшит консолидацию бизнес проектов вокруг «Атамекена», - предложил Председатель Комитета торговли Президиума НПП РК «Атамекен».

В период оказания сервисных услуг госорганами, было очень много критики вокруг нефинансовой поддержки, но, когда «Атамекен» взялся за этот вопрос, поддержка переориентирована на каждого конкретного предпринимателя.

Участники мероприятия отметили важность обратной связи в регионах. К примеру, Кызылординская область уже оповестила, что их интересует практические примеры нежели теория, связанная с обучением, бизнес-планированием и так далее.

В свою очередь, заместитель директора ОЮЛ «Ассоциация «Форум предпринимателей Казахстана» Гульнара Куанганова предложила сфокусировать поддержку в моногородах.

В рамках программы не всегда удается уделить время той или иной частной проблеме, считает Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Нуржан Альтаев. Он предложил собрать все замечания и вопросы и обговорить их с Министерством экономики РК для внесения изменений.  

Следующий вопрос на повестке – возможность индексации арендной платы. На сегодня подавляющее большинство предприятий торговли и обслуживания населения снимают помещения и напрямую зависят от стоимости аренды.

В зависимости от направления бизнесмены тратят на аренду от 5% до 30% от товарооборота компании. При повышении стоимости самой аренды, которая в большинстве договоров аренды коммерческих помещений имеет привязку к иностранной валюте, предпринимателю приходится либо повышать цену на товар, либо держать цену на нынешнем уровне для сохранения спроса за счет своей прибыли.

«Учитывая нынешнюю кризисную ситуацию и спад покупательской способности, спрос, даже при сдерживании цен, падает. Это ведет к еще большему сокращению рентабельности и к спаду предпринимательской активности по всей стране. В свою очередь этот спад приведет ещё и к снижению налоговых отчислений», - отметил представитель КАТЭКС Сергей Архипкин.

Напомним, страны-члены ЕАЭС предпринимают соответствующие меры, предусматривающие внесение в НПА поправок, направленных на отмену исчисления арендных платежей в эквиваленте с курсом иностранной валюты. Например, в России подготовили законопроект, запрещающий выставлять арендные ставки для ретейлеров в иностранной валюте.

В Казахстане согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса РК, денежные обязательства на территории страны должны быть выражены в тенге за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РК. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов по обязательствам на территории РК допускается в случаях и на условиях, определенных законодательными актами или в установленном ими порядке. Тем не менее, пунктом 3 статьи 282 статьи ГК РК предусматривается индексация платежей при долгосрочных обязательствах как способ минимизации валютных рисков на условиях, оговоренных сторонами.

«Что касаемо индексации платежей с привязкой к курсу иностранной валюты при заключении договора аренды, действующее законодательство Казахстана нуждается в определенных дополнениях, которые позволят отменить арендные платежи в иностранной валюте», – добавил эксперт.

Однако, предложенные изменения в законодательство однозначно не были поддержаны участниками заседания. Норма о привязке к курсу валюты в Гражданском законодательстве не императивна, а имеет диспозитивный характер, что позволяет субъектам при заключении договора самим решать, привязываться к курсу валют или нет. 

Участники заседания обсудили и внедрение обязательного медицинского страхования.

В Казахстане внедряется система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). С 1 июля 2017 года ставка отчислений для работодателей составила 1% от заработной платы работника, но не выше 15-кратного размера минимальной зарплаты. Первые выплаты в ОСМС начали выплачивать работодатели и индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы. Размер платежей ИП – 5% от 2 МЗП или 2 445,9 тенге в условиях 2017 года.

Утвержденный законодательством размер отчислений – это результат длительных и не простых переговоров. Изначально расчетная ставка для работодателей предлагалась – 5%, а для индивидуальных предпринимателей – 7%. В результате, аргументы «Атамекена» были услышаны законодателем и ставка для работодателей снижена до 3% к 2020 году, и до 5% для индивидуальных предпринимателей, соответственно. 

«Если говорить об идеологии, высоки ли ставки? Изучен международный опыт, мы проанализировали, какие ставки в других странах. Например, в Германии она составляет 15,5%, Словакии – 14,0%, Франции – 13,6%, Чехии – 13,5%, Эстонии – 13,0%, Словении – 12,09%, Румынии – 10,7%, Литве – 9%, а в Казахстане ставка для работодателя на 2017 год составляет всего 1%», - выступила Забира Оразалиева, управляющий директор по работе с пользователями медицинской помощи НАО «Фонд социального медицинского страхования».

Напомним, что «Атамекен» совместно с Минздравом РК и Фондом обязательного медицинского страхования подготовили ответы на часто задаваемые вопросы. Ознакомиться с ними можно здесь.

По итогам заседания участники по всем трем вопросам были заслушаны все предложения и замечания, определен дальнейший план действий.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры