К завершению подходит третий год работы одного из крупнейших в мире интеграционных проектов – Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Обсуждая перспективы его создания, главы государств-участников и эксперты говорили об уникальных преимуществах для бизнеса стран союза. Главное из них – общий 170-миллионный рынок емкостью более 2 триллионов долларов. Сегодня предприниматели ЕАЭС успешно развивают свой потенциал, но, к сожалению, рост экспорта товаров отечественных товаропроизводителей сдерживается не совсем равными условиями доступа к услугам инфраструктуры союзных государств.

Для казахстанских экспортеров доступ к морским портам РФ имеет принципиальное значение, потому что Казахстан не имеет выхода к мировому океану.

Интерес бизнеса к морским перевозкам обусловлен его преимуществами, ввиду того, что перевозки грузов морем являются самым дешевым способом транспортировки товаров. Это связано с тем, что морскому транспорту нужно гораздо меньше энергии и, соответственно, топлива.

Несмотря на все преимущества перевозок морем, отечественные товаропроизводители в условиях отсутствия естественной географической возможности таких перевозок вынуждены использовать более дорогие способы доставки своих товаров покупателю и закладывать эти издержки в стоимость, часто работая практически на грани рентабельности. Это в конечном счете отрицательно влияет на конкурентоспособность казахстанских товаров. С этой проблемой живут большинство казахстанских экспортеров – зерна, металлов, угля….

Единственной страной ЕАЭС, имеющей возможность предоставить другим участникам ЕАЭС выход к морю, является Российская Федерация. Однако в силу разных обстоятельств казахстанские экспортеры не могут в полной мере получить доступ к морским портам России.

Наиболее остро ощущает проблему с ограничением доступа к морским портам России угольная промышленность Казахстана.

На днях российские СМИ сообщили, что Порт Восточный уже сейчас готов принимать монгольский уголь, несмотря на высокую загруженность портовых мощностей региона, две страны рассматривают возможность подписания межгосударственного договора в ближайшее время.

Этот факт вселяет надежду, что для казахстанского угля также могут быть открыты ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион через порты Дальнего Востока союзного государства. Потребность Японии в угле – 130 млн тонн, Южной Кореи – 115 млн тонн, Тайваня – 62 млн тонн, Малайзии – 26 млн тонн, Филиппин – 21 млн тонн.

Предприятия Казахстана производят высококачественный энергетический уголь, способный конкурировать на глобальных рынках с колумбийским, австралийским, южноафриканским, индонезийским и имеют возможность нарастить поставки угля в страны дальнего зарубежья в объеме не менее 14 миллионов тонн и это не предел.

Особый интерес отечественных производителей для наращивания экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в первую очередь вызывают такие российские порты как Ростерминалуголь, Порт Высоцкий, Таманский терминал, а также уже названный Порт Восточный. Они наиболее подходят для казахстанских экспортеров по техническим характеристикам (глубоководные причалы, развитая железнодорожная инфраструктура, хорошая оснащенность, высокая технологичность и производительность).

В настоящее время по инициативе Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» при поддержке Правительства РК проводится масштабная работа по продвижению интересов бизнеса Казахстана в получении равного доступа к услугам морских портов Российской Федерации. Вопрос неоднократно рассматривался на разных площадках – на переговорах на уровне премьер-министров и заместителей премьер-министров, на заседаниях межправительственных комиссий в рамках ЕАЭС.

В результате принятых мер достигнут прогресс. По итогам состоявшегося в Астане в августе этого года заседания Евразийского межправительственного совета Премьер-министры Казахстана Бакытжан Сагинтаев и России Дмитрий Медведев дали конкретные поручения правительствам двух государств по решению проблемы доступа экспортеров — государств — членов Евразийского экономического союза к услугам инфраструктуры морских портов РФ.

Решение проблемы НПП «Атамекен» видит в принятии справедливых Правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах Российской Федерации, которые бы предусматривали первоочередность объемов грузов, согласованных двусторонними международными договорами.

Обеспечить нашим экспортерам гарантии в доступе к российским портам, учитывая их перегруженность, может заключение двустороннего межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области транспортировки грузов через территорию РФ в третьи страны, предусматривающего гарантированную возможность осуществления долгосрочного транзита наших грузов через территорию России, включая перевозку по железной дороге и перевалку через конкретные морские порты в согласованном количестве.

Урегулирование вопроса доступа к морским портам между двумя государствами безусловно будет способствовать устойчивому развитию бизнеса и экономик Казахстана и России.