astana-view

Вклад «Атамекена»: Более 70 инициатив отражены в новом КоАП

28 Декабря 2017
7435 просмотров

Сегодня, 28 декабря, Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях» (далее - Закон),  сообщает пресс-служба Акорды.

Основной целью Закона является гуманизация и совершенствование административно-деликтного законодательства. Принятие данного Закона позволит снизить административное давление на бизнес юридических лиц Казахстана, улучшить бизнес-климат в стране и повысить предпринимательскую активность.

На протяжении 2-х лет НПП РК «Атамекен» принимал активное участие в разработке законопроекта, по итогам которой принято более 70 концептуальных предложений Нацпалаты.

Таким образом, с 9 января 2018 года для отечественных предпринимателей будут применятся следующие положения:

         1. Освобождение от ответственности при малозначительности правонарушения.

В КоАП возвращен институт малозначительности правонарушения. Таким образом, если административное правонарушение совершено неумышленно либо правонарушение незначительно и не нанесло существенного вреда бюджету государству, жизни и здоровью людей – государственные органы и судьи могут не привлекать предпринимателей к административной ответственности и ограничиться лишь устным замечанием.

         2. Решены проблемные вопросы конфискации имущества юридических лиц.

«Атамекеном» были изучены проблемные вопросы конфискации имущества юридических лиц. Как показал анализ в действующем КоАП конфискация имущества применялась по правонарушениям, которые никаким образом не влияли на бюджет и безопасность государства.

В связи с чем по отдельным статьям Кодекса в сфере таможенного регулирования была полностью исключена конфискация имущества по 4 составам КоАП (ч. 1 ст. 528; ч. 1 ст. 532; ч. 1 ст. 543; ч. 2 ст. 551; ), по 4 составам внедрена альтернатива конфискации имущества (ч. 5 ст. 281; ч. 1-1 и ч. 3 ст. 543; ст. 550;), по 2 составам вводится альтернатива конфискации транспортных средств (ч. 3 ст. 543; ст. 550). 

         3. Юридические лица будут платить штрафы наполовину.

Согласно поправкам в КоАП институт сокращенного производства  теперь распостраняется и на юридические лица, так называемая 50% скидка на штрафы. Таким образом, в случае, если субъект предпринимательства совершил правонарушение и добровольно признал свою вину, он имеет возможность в течении 7 дней оплатить штраф с 50% скидкой более чем по 350 составам КоАП. 

         4. Сотрудники Региональных палат предпринимателей наделены правом защищать права и интересы ИП в судах.

В настоящее время многие индивидуальные предприниматели столкнулись с проблемой невозможности привлечения сотрудников НПП в качестве защитников наряду с адвокатами, поскольку действующие нормы КоАП не предусматривают этого. Данное упущение доставляло для индивидуальных предпринимателей массу неудобств и дополнительные финансовые расходы при защите в судах своих прав.

В этой связи по предложениям НПП в КоАП внесены изменения, согласно которым Региональные палаты наряду с адвокатами смогут квалифицированно представлять и защищать интересы индивидуальных предпринимателей.

         5. Предприниматель сможет бесперебойно осуществлять свою деятельность, в случае устранения замечаний, выданных государственными органами. 

Согласно нормам Закона, в случае устранения замечаний, выданных государственными органами, бизнес сможет возобновить свою деятельность в течении 10 суток, несмотря на ранее выданный 6 месячный запрет осуществления предпринимательской деятельности.

Возобновление действия разрешения/лицензии предусмотрено по  самым проблемным 27 составам КоАП ( ч. 1 и 2 ст. 187; ч. 1 ст. 191; ч. 3 ст. 281; ч. 5 и 12 ст. 282; ч. 2 ст. 333; ч. 1 ст. 427; ч. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 ст. 445; ч. 1,2,3,4 ст. 445-1; ч. 3 ст. 462; ч. 1 ст. 464; ч. 1 ст. 485-1; ч. 2 ст. 489-1; ч. 2 ст. 604).

         6. Снижены  административные штрафы для юридических лиц.

До сегодняшнего дня КоАП предусматривал несоразмерно высокие штрафы за совершенные правонарушения. Из-за за которых бизнес отечественных компаний нес большие финансовые расходы, сокращались инвестиции в развитие предприятий, человеческих ресурсов, инноваций.

         В связи с чем, в рамках гуманизации административного законодательства более чем по 150 составам КоАП были снижены штрафы в среднем на 30%.

         7. Расширен институт предупреждения по 45 составам, тогда как до изменений, в Кодексе было всего 14 статей, предусматривающих предупреждение для юридических лиц.

         8. В 30 составах действующие санкции заменены на менее репрессивные взыскания. Исключены административные взыскания в виде приостановления действия лицензии, лишение лицензии, конфискации имущества, а также замена штрафов с процентного соотношения на фиксированные в МРП.

Кроме того Закон также предусматривает следующие важные нововведения:

  • снижены штрафы с 40% до 20% за превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более двадцати процентов, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 278);
  • внесены изменения, предусматривающие возможность приостанавливать действие не всего разрешительного документа, а только его части, которые охватят 120 составов административных правонарушений;
  • для судов и государственных органов будет введено обязательное требование о наложении взыскания в виде предупреждения при рассмотрении административных нарушений, за которые предусмотрены альтернативные санкции в виде предупреждения или штрафа, при условии, что в деле отсутствуют отягчающие обстоятельства;
  • исключена ответственность за неуплату ежегодного лицензионного сбора (хранение и розничная реализация алкогольной продукции) (ч. 8 ст. 282), по которой в НПП обращались с жалобами и пострадали сотни предпринимателей в стране;  
  • вводится альтернатива приостановлению деятельности бизнеса, в случае неисполнения предписаний, представлений, постановлений, выданных государственными органами;
  • сокращаются сроки давности привлечения к ответственности в области финансов с 5-ти до 3-х лет;
  • предусмотрена возможность сокращения суммы административного штрафа до 30% от общей суммы для юридических лиц при установлении смягчающих обстоятельств;
  • исключена административная ответственность в отношении юридических лиц по 8 составам (ст. 188; пп. 9) ч. 5 ст. 281; ч. 8 и 9 ст. 282; ч. 7 ст. 287; ч. 1 ст. 356; ст. 467; ст. 574; ч. 1 ст. 584;);
  • за нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами срока подачи налогового заявления в орган госдоходов о постановке на регистрационный учет по НДС, штраф исчисляемый в процентном соотношении от 10% до 30% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет теперь будет исчисляться фиксированно (50 МРП) для всех категорий бизнеса (ст. 269);
  • за неуплату, неполную уплату либо несвоевременную уплату косвенных налогов в срок, установленный налоговым законодательством штраф исчисляемый в процентном соотношении  от 30% до 50% от суммы неисполненного налогового обязательства теперь будет исчисляться фиксированно (от 30 до 50 МРП) (ст. 287).

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры