astana-view

Важные для казахстанского бизнеса вопросы обсудят на Евразийском Межправсовете в Алматы

31 Января 2018
3031 просмотров

2 февраля т.г. в г. Алматы планируется встреча Премьер-Министров государств-членов Евразийского экономического союза в рамках очередного заседания Евразийского Межправительственного совета (далее – Межправсовет, ЕМПС).

Повестка планируемого заседания предусматривает рассмотрение ряда вопросов, представляющих огромное значение для дальнейшего развития взаимодействия в рамках евразийского объединения и высокую степень важности для отечественного бизнеса.

Так, в повестке предстоящего заседания стоит отметить три наиболее значимых для отечественного бизнеса вопроса – это инициативы РФ по упразднению казахстанских льгот на импорт сахара из третьих стран и отмене Решения Коллегии ЕЭК о нарушении российскими предприятиями ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ООО «ВИЗ-Сталь» общих правил конкуренции ЕАЭС, а также вопрос подписания Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Союзе.

Льготы РК по импорту сахара белого из третьих стран

С конца прошлого года, российской стороной активно обсуждается инициатива по отмене льгот Республики Казахстан на импорт сахара белого из третьих стран.

Для этих целей российской стороной предлагается запретить помещение сахара белого (код 1701 99 ТН ВЭД ЕАЭС) под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада.

При этом, данная инициатива преследует цель перенаправления закупочных мощностей казахстанского бизнеса на продукцию заводов РФ, ввиду явного профицита сахара собственного производства в России.

К примеру, в 2017 году сахарные заводы России произвели порядка 6,2 млн. тонн сахара белого, при внутреннем потреблении страны в 5,8 млн. тонн, т.е. перенасыщение российского рынка данной продукцией порядка 400 тыс. тонн в год.

В сложившейся ситуации необходимо понимать, что казахстанский бизнес имеет предпринимательскую свободу выбора деловых партнеров, так как отсутствуют какие-либо договоренности о согласованной экономической политике между российской и казахстанской стороной в отношении сахара белого как в рамках двусторонних взаимоотношений, так и на платформе ЕАЭС.

Специальные экономические зоны и свободные склады — это особенный режим, который создается в целях развития конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций, новых технологий в отрасли экономики и регионы, а также повышения занятости населения.

«Учитывая, что сахар является стратегическим товаром и относится к социально значимому продукту, отмена льготы повлечет для казахстанских производителей удорожание производимого товара и может привести к негативному социальному эффекту на рынке сахара и сахаросодержащей продукции.

При этом, применение казахстанской стороной льгот в отношении сахара белого не противоречит обязательствам Республики Казахстан перед международными партнерами и не оказывает негативного влияния на рынок сахара ЕАЭС» отмечает заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова.

В целях урегулирования данного вопроса и нахождения взаимоприемлемого решения, НПП РК «Атамекен» был проведен ряд встреч с представителями отечественного бизнеса сахарной и смежных отраслей, сходящихся во мнении о недопустимости подобной «административно-силовой оккупации» казахстанского рынка без учета реальных интересов предпринимательства РК.

Также, Палатой принято активное участие во встречах с представителями уполномоченного органа, отраслевой ассоциации и бизнеса РФ, по итогам которых позиция НПП РК «Атамекен», консолидирующей интересы отечественного бизнеса, заключается в отстаивании права казахстанского предпринимательства свободно руководствоваться потенциальными финансовыми выгодами и приобретать продукцию, по его мнению, отвечающую требованиям баланса «цена – качество», не привязываясь к экономическим интересам бизнеса государств-членов Союза.

Наряду с изложенным, во исполнение поручения Межправсовета от 25 октября 2017 года № 15, на заседании ЕМПС будет рассмотрен Анализ ситуации, складывающейся на рынках сахара государств-членов Союза, подготовленный Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами.

В свою очередь, по мнению Национальной палаты, представленный Комиссией проект Доклада об анализе рынка сахара в ЕАЭС не несет в себе исчерпывающей информации о сложившейся ситуации в данной отрасли Союза, так как не охватывает аналогичных льгот РФ и РБ, тем самым односторонне представляя казахстанский импорт сахара из третьих стран как уникальную меру поддержки бизнеса, оказывающую искажающее влияние на добросовестную евразийскую конкуренцию.

При этом, стоит отметить, что казахстанский бизнес готов к обсуждению данного вопроса в формате «В2В», без привлечения сторонами административных ресурсов, всецело полагаясь на возможность его урегулирования путем бизнес-переговоров, предполагающих нахождение взаимовыгодного компромисса.

Нарушение российскими предприятиями правил конкуренции

Ранее, в адрес Палаты поступило обращение от казахстанского предприятия АО «Кентауский трансформаторный завод», специализирующегося на производстве электротехнической стали, о возможности содействия в вопросе отмены ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и ООО «ВИЗ-Сталь» коэффициента макроэкономического риска, применяемого при реализации российского сырья казахстанскому предприятию (в размере от 5,3% до 23% от цены на товар в сторону увеличения).

Справочно:

К основным факторам макроэкономического риска относят:

  • изменение цен на бирже;
  • темпы экономического развития страны;
  • изменение ставок процента;
  • изменение обменного курса валют;
  • уровень политической стабильности.

В результате обращения по данному вопросу Национальной палаты в Евразийскую экономическую комиссию и проведения последней детального анализа имеющихся торгово-финансовых взаимоотношений между предприятиями, был установлен факт нарушения российским бизнесом общих правил конкуренции в рамках ЕАЭС.

Данный вывод Комиссии повлек принятие Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года № 130, устанавливающего нарушение российскими предприятиями в отрасли металлургии общих правил конкуренции, заложенных в Договоре о ЕАЭС, обязывающего также ответчиков к выплате штрафов и устранению выявленных нарушений.

В свою очередь, РФ в рамках предстоящего заседания ЕМПС инициировано вынесение вопроса об отмене Решения №130 и, признании тем самым, законности требования российских предприятий об уплате коэффициента макроэкономического риска при реализации сырья казахстанскому и белорусскому бизнесу.

По мнению заместителя Директора Департамента экономической интеграции НПП Альбины Досщиевой – «Подобное лоббирование интересов российского бизнеса с использованием всех доступных административных ресурсов, налагает на партнеров по Союзу значительные дополнительные издержки, и Национальная палата надеется на объективное решение спорных вопросов главами Правительств государств-членов ЕАЭС».

Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС

В рамках предстоящего заседания Межправсовета также запланировано подписание Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Союзе.

В ходе проработки данного документа НПП РК «Атамекен» было принято активное участие в целях минимизации потенциальных рисков и издержек для отечественного бизнеса при вступлении Соглашения в законную силу.

Так, одним из концептуальных предложений Палаты, нашедших отражение в итоговом документе, стало обязательство государств-членов ЕАЭС о представлении при инициации маркировки товаров анализа целесообразности введения процедуры идентификации, а также информации о влиянии введения маркировки на условия ведения предпринимательской деятельности.

«По настоянию Национальной палаты в редакцию Соглашения была включена статья 7, предусматривающая необходимость обсуждения инициатив по маркировке того или иного вида товаров государством-членом ЕАЭС в формате 5 государств, для принятия решения о целесообразности/нецелесообразности введения маркировки каждой стороной в отдельности.  

При этом, в случае отсутствия консолидированной позиции сторон, государство-инициатор может ввести процедуру маркировки в одностороннем порядке, но при условии обязательного предоставления другим участникам Союза сведений о планируемых к маркировке товарах, о средствах идентификации, способах их нанесения на товары и дате введения процедуры.

Проведенная НПП РК «Атамекен» работа позволит казахстанскому бизнесу избежать ситуаций неготовности к инициативам партнеров по Союзу в части идентификации товаров в рамках ЕАЭС» подчеркивает Зампред Дана Жунусова.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры