astana-view

«У людей болезнь «рисануться»: потребители нечестно пользуются правом возврата товара  

06 Апреля 2018
3817 просмотров

В «Атамекен» поступают жалобы предпринимателей о нарушении их прав при осуществлении торговой деятельности. Основная причина возникновения проблем -  несовершенство законодательства в сфере защиты прав потребителей.

«Явный перекос в законодательстве, в конечном итоге, провоцирует покупателя на недобросовестное поведение. Появились группы потребителей, которые злоупотребляют законными правами и используют положения закона с целью получению необоснованной выгоды и доходов. Эта деятельность противоречит Гражданскому законодательству п.5 ст.8 ГК РК.  В Нацпалату неоднократно обращаются предприниматели. Отмену возврата и обмена товаров необходимо обсуждать на законодательном уровне. Существуют случаи, когда затруднено проведение экспертизы сразу после возврата, например, ювелирных изделий», - высказался директор Департамента по защите прав предпринимателей НПП Олег Савеленко.

Председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация предпринимателей и сервисных услуг» Ермек Абильдин привел в пример реальные случаи из практики продавцов ювелирных изделий.

«У потребителей есть болезнь «рисануться», показать бриллианты, а потом в течение 14 дней вернуть товар по причине «мне не понравилось». Не должно быть так. В сфере ювелирных изделий страдает не только предприниматель, но и последующие потребители. Есть случаи, когда люди покупали изделия с бриллиантом, а возвращали с камнями меньшей стоимости. Одна из самых сложных задач – распознавание подлинности украшений. В последние годы мошенники изготавливают все более совершенные подделки и имитации», - сообщил Абильдин.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в законе РК «О защите прав потребителей» отсутствует регламентация прав потребителя при приобретении технологически сложных товаров. Часто в подобных исках предметом спора являются автомобили, предметы домашнего обихода, одежда и обувь. С фактами злоупотребления покупателями своими правами столкнулся крупный карагандинский автодилер.

«Начиная с 2012 года, у нас участились случаи, когда потребители требуют возврат или обмен товара. Причем не просто требуют, в законе есть норма, что отсрочка требования потребителя влечет неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день. Стоимость автомобилей колеблется от  4 до 20 млн тенге, в зависимости от класса. В России есть понятие технологического уровня товара, у нас же никакой градации не существует. Если автомобиль подлежит возврату, то возмещается его текущая рыночная стоимость, а гарантия составляет от 3 до 5-ти лет. Например, человек три года ездит на машине, а потом приезжает и говорит: «У меня лампочка перегорела, замените мне автомобиль». Из-за разницы курса вместо 4 млн тенге возвращается, например, 8 млн тенге», - рассказал представитель компании Рустам Алеев.

По словам Алиева, в автомобиле сотни комплектующих, но согласно законодательству, он рассматривается как единое целое. Соответственно, к нему применимы законы о возврате или обмене товара. Похожая ситуация со смартфонами.

«В последнее время участились случаи возврата телефонов. Мы вынуждены продавать их с большой скидкой. Бывает, не понравился цвет, дизайн.  Соответственно, мы принимаем товар и несем большие убытки», - пожаловался предприниматель из Алматы.

Возвраты клиентами дорогостоящей электроники основаны на ст. 14 закона «О защите прав потребителей». Она дает право обменять или возвратить товар в 14-дневный срок с момента покупки. На практике, товар не подлежат повторной продаже как «новый». Так как он находился в употреблении: совершались звонки; отправлялись SMS; использование фото- и видеокамер; установка облачного сервиса от Apple «iCloud» и др.

Предприниматели обозначили, что наличие таких понятий, как «товарный вид», «товар, бывший в употреблении» и «потребительские свойства» внесли бы ясность в отношения с потребителем.  

«Нам необходимо найти золотую середину в вопросе защиты прав и интересов потребителя и производителя товаров. Есть проблемы в законодательстве, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в закон РК «О защите прав потребителей» в части приведения его в соответствии с аналогичным законодательством стран-участников ЕврАзЭС. Необходимо концептуально изменить систему общественного контроля, особенно в вопросах производства, контроля и потребления», - заключил председатель совета Каирбек Сулейменов.

Каирбек Сулейменов рекомендовал создать рабочую группу с включением в ее состав представителей НПП РК «Атамекен» в целях разработки подзаконных нормативных актов, раскрывающих понятия «товаров, бывших в употреблении», «товарный вид», для дальнейшего единообразного применения на практике. Также НПП предлагает усилить институт Обществ по защите прав потребителей. Это наиважнейший институт, способный обеспечить баланс между потребителями и предпринимателями в части безопасности товаров, работ и услуг.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры