astana-view

«Встаем на рельсы»: почему бизнес несет затраты при таможенной проверке груза?

05 Июня 2018
5348 просмотров

Участники заседания рабочей группы НПП РК «Атамекен» и Министерства по инвестициям и развитию РК обсудили вопросы развития политики в сфере железнодорожного транспорта.

На сегодня одним из барьеров является вопрос возмещения затрат АО «НК «КТЖ» и других субъектов, возникших в ходе проверок транзитного груза органами КГД МФ РК, при котором нарушений законодательства РК и ЕАЭС не выявлено.

Открывая встречу, Первый Вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр подчеркнул, что Глава государства поставил задачу максимального использования транзитного потенциала страны, в том числе получения дохода от транзита к 2020 году до порядка 5 млрд долларов.

Заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов уточнил, что уполномоченными органами ведется эффективная работа по повышению привлекательности трансказахстанских маршрутов. Однако, проблемы, с которыми сталкиваются логистические организации, существенно влияют на выбор транзитных коридоров.

«Основным риском для иностранных грузоотправителей/грузополучателей является непредсказуемость условий транзитных перевозок через территорию РК. В первую очередь, это касается работы системы управления рисками при проведении таможенного досмотра, когда нарушений не выявлено. Расходы в этом случае за работу, выполненную АО «Қазақстан темір жолы» и другими субъектами по решению таможенных органов взыскиваются с экспедитора. Он же пытается в претензионном порядке возместить их за счет клиента», - пояснил вопрос заместитель генерального директора АНЭК Мухамбет Сабетов.

Мухамбет Сабетов также подчеркнул, что иностранные экспедиторы при транзите через Казахстан сталкиваются с рядом вопросов. В частности, невозможно четко определить сроки и стоимость доставки. Также загадка для логистических компаний, в какой орган обращаться в случае задержки груза.

В свою очередь, представители Комитета госдоходов МФ РК пояснили, что таможенный орган в случае системы рисков не нарушает закона и действует в рамках таможенного контроля. Заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК Ботагоз Хамидуллина отметила, что в рамках разработанного Таможенного кодекса РК уже предусмотрены сокращения сроков на таможенные процедуры при транзите с 10 до 5 дней.

Роман Скляр, в свою очередь, предложил рассмотреть возможность сокращения в целом сроков всех процедур и повысить ответственность всех сторон за их нарушение.

Управляющий директор/директор департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Рустан Дженалинов отметил, что для увеличения объемов и ускорения перевозок транзитных грузов через территорию Казахстана необходимо разработать и принять закон о транзите. В котором будет прописан регламент с сокращением времени прохождения границы транспортных средств с грузами и ответственность контролирующих госорганов.

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» Канат Альмагамбетов назвал эту проблему «с бородой», отметив, что в прошлом году звучало предложение разрешить КТЖ по итогам года просчитать издержки с трехдневным сроком и на следующий год установить их в виде дополнительного сбора.  

«Трех дней достаточно, чтобы провести досмотр груза. Если досмотр длится свыше трех дней за задержки отвечать должны или КТЖ, или таможня в связи с превышением сроков досмотра. Мы ведь сейчас взыскиваем средства с клиентов, которые сталкиваются с убытками», - поясняет Канат Альмагамбетов.

Он также добавил, что конкретные правила упростят работу, где клиент останется доволен, а экспедиторы и КТЖ не подвергнутся неоправданным расходам.

Участники круглого стола поддержали предложение, также в течение месяца стороны проработают предложения и обращения по упрощению прохождения таможенных процедур.

Следующим вопросом в ходе заседания рассмотрели обеспечение грузоотправителей подвижным составом. Участники операторского бизнеса в один голос отметили, что для дальнейших инвестиций на приобретение подвижного состава необходим прогноз объемов промышленных перевозок и нужного количества вагонов.

«Бизнес в регионах постоянно жалуется на нехватку вагонов. Нам необходимо проработать этот вопрос и составить прогноз хотя бы на ближайшие 5-10 лет вперед. Тогда у предпринимателей будет понимание: необходимо развивать вагоностроительную отрасль или покупать?», -  отметил Ельдос Рамазанов.

Вице-президент АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Сагындык Жумабаев рассказал, что с 2016 года в Казахстане действует электронная торговая площадка «Биржа вагонов» RailCommerce, позволяющая установить рыночную цену и обеспечить прозрачность получения вагонов.

Мухамбет Сабетов отметил, что данная система создала ряд проблем для грузоотправителей. Сегодня они не имеют возможности участвовать в торгах на аренду вагонов, так как имеют договорные обязательства перед грузополучателями с фиксированной стоимостью. Невозможным стало осуществление перевозки товаров, которым требуется от 1 до 4 вагонов в течение месяца. Это связано с тем, что биржа разрешает проводить торги при минимальной заявке 5 вагонов и лишь на определенные маршруты.

Роман Скляр поддержал необходимость создания прогноза и обратил внимание, что с подобными проблемами сталкиваются не только бизнесмены, работающие на импорт, но и предприниматели, работающие внутри страны.

По итогам заседания решено, что на площадке Комитета транспорта МИР РК будут выработаны меры по задействованию всего парка подвижного состава по приемлемой для грузоотправителей цене, а также обеспечению гарантий по получению вагонов для грузоотправителей и регламент их получения через торговую биржу.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры