Рейтинг вузов: какие образовательные программы вызывают вопросы у бизнеса?
Профессионалы рынка оценили, насколько качество обучения соответствует потребностям бизнеса
Итоги первого этапа рейтинга вузов озвучены в ходе брифинга в СЦК, в котором приняли участие управляющий директор НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев, вице-министр Министерства образования и науки РК Талгат Ешенкулов и эксперт в сфере строительства Алибек Марданов. Рейтинг вузов — это совместная работа «Атамекена» и МОН РК. Как отметил вице-министр, из 2 тысяч образовательных программ рейтинг охватил 784 программы по 33 специальностям.
«В основном это технические специальности, экономика и бизнес, а также социальные науки. Данный рейтинг нужен в первую очередь абитуриентам. Он послужит ориентиром при выборе специальности. Он сможет стать подспорьем для учебных заведений, для возможности вносить корректировки и изменения в образовательные программы и определять, по каким направлениям необходимо усилить работу», - сообщил Талгат Ешенкулов.
Рейтинг каждого вуза проводился по девяти критериям, среди которых актуальность образовательных программ, трудоустройство выпускников и средняя зарплата выпускников. По словам Талгата Ешенкулова, самой востребованной и высокооплачиваемой оказалась специальность «Нефтегазовое дело», где заработная плата превышала 900 тысяч тенге, самый низкий процент трудоустроенных по специальности «Журналистика».
«Могу назвать специальности, которые имеют высокую заработную плату - это «Нефтегазовое дело». Средняя заработная плата составляет 250 тысячи тенге. «Транспортная техника и технологии» - средняя заработная плата составляет 174 тысячи. «Горное дело» - 174 тысячи тенге. «Автоматизация и управление» - 159 тысяч тенге. Это те специальности, по которым есть возможность заработать еще больше», - перечислил Талгат Ешенкулов.
В рамках первого этапа в программе приняло участие 114 вузов Казахстана. На основе учебных программ и статистической информации эксперты составили рейтинг.
«Сам рейтинг по своему строению от первого до последнего места - верхушка айсберга. Основное, что мы хотели бы сделать - это передать предпочтения бизнеса. Это необходимо, чтобы академический мир и рынок труда сблизить для наиболее рациональной подготовки кадров. Мы делали упор именно на то, каким выпускник выходит из своей альма-матер… Мы абсолютно уверены в информации и цифрах, которые брались из единой системы управления высшим образованием, а также из базы ГЦВП. Персональные данные о заработной плате для нас были закрыты, и при составлении рейтинга использовалась обезличенная информация. Крайне важно было узнать, насколько подготовленным студент вышел из вуза. И насколько образовательные программы соответствуют времени, для этого к работе привлекаются отраслевые эксперты», - отметил Олжас Ордабаев.
При составлении рейтинга важными критериями стали актуальность используемой литературы, соотношение учебного времени и изучаемых дисциплин, актуальность, новизна преподаваемых дисциплин. Второстепенно рассматривались критерии согласования образовательных программ с объединением работодателей, инвестиции в образовательные программы, международная аккредитация, а также наличие практического опыта у преподавателей.
Важным инструментом при составлении рейтинга стало анкетирование специалистов, которые в прошлом году окончили вуз. Олжас Ордабаев пояснил, что экспертную группу интересовало, насколько студенты были удовлетворены обучением, какие из полученных навыков пригодились на рабочем месте. Исходя из данных, сегодня формируется пакет рекомендаций учебным заведениям.
В свою очередь Талгат Ешенкулов заметил, что проект предполагает долгосрочность. А значит в перспективе МОН РК, Нацпалата и отраслевые эксперты хотят увидеть динамику в вопросах совершенствования образовательных программ.
«После презентации рейтинга IT-специальностей к нам стали обращаться предприниматели с вопросами: почему вузы стали к нам прислушиваться, и выходить с предложениями совместно актуализировать и разработать программы», - добавил управляющий директор НПП.
Алибек Марданов – эксперт в строительной отрасли и оценивал вузы с позиции работодателя. Он отметил, что образовательным программам не хватает интегрированности друг с другом. Также специалист акцентировал внимание на том, что в казахстанских программах почти нет зарубежной литературы, монографий штатных преподавателей и научной литературы. А половина программ попала к специалистам без указания рекомендуемой литературы.
«Мы заметили, что преобладает советская школа промышленного строительства. Сегодня на рынке преобладает гражданское строительство, хотелось бы найти отражение этого в учебных программах. Наша специальность практическая и требует постоянного навыка. Сегодня, цифровые возможности настолько велики, что, не покидая вуз, можно устраивать лабораторные работы и получать новые навыки в виртуальных лабораториях», - рассказал об общих требованиях бизнеса Алибек Марданов.
Рейтинг вузов доступен на сайте НПП РК «Атамекен» и Министерства образования и науки РК. По словам инициаторов, до конца 2018 года будет проведено и обнародовано еще порядка 50 рейтингов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: