astana-view

Рынок диктует новые, эффективные инструменты развития ТиПО – Эльдар Жумагазиев

24 Августа 2018
9712 просмотров

Новые инициативы в ходе совещания Правительства по вопросам развития системы технического и профессионального образования озвучил заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Рассказывая о системе дуального обучения, он отметил, что на сегодняшний день в процессе участвуют 19 973 студентов на базе 2 327 предприятий и 370 колледжей. Сама система продуктивна, однако есть ряд сдерживающих факторов.

«Один из них – это отсутствие полноценного возмещения затрат бизнеса на организацию практической части обучения. Сейчас есть только возмещение затрат услуг наставника. Есть опыт краткосрочного обучения в учебных центрах при предприятиях, в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 гг. Считаем, что данную практику необходимо использовать и в рамках государственного заказа для ТиПО, передать часть средств предприятиям», - заявил Эльдар Жумагазиев.

Он также отметил, что ежегодно в рамках госзаказа выделяется более 107 млрд. тенге на подготовку кадров.  В регионах работают комиссии, которые принимают решение о присуждении государственного заказа методом простого большинства.   «Атамекен» предлагает довести долю представителей от бизнеса в таких комиссиях до 50 процентов.

«Также мы предлагаем внести изменения в Приказ МОН РК и предусмотреть отчет директоров колледжей перед комиссией о трудоустройстве выпускников за последние несколько лет в разрезе специальностей и квалификаций. Почему это важно? Колледжи показывают неплохой уровень трудоустройства по всем специальностям. Но когда мы обзвонили через call-центр всех выпускников 6 колледжей Южно-Казахстанской области, то оказалось, что из 800 человек реально трудоустроены лишь 10%. Поэтому, если, колледж претендует на госзаказ по определенным специальностям, то необходимо требование по анализу востребованности данных специальностей, квалификаций в текущем и последующем годах, именно в данном регионе», - уверен Эльдар Жумагазиев.

Помимо этого, в «Атамекен» предлагают уделить внимание профориентационной работе среди школьников и уже с 7 класса профдиагностировать детей, подсказывая в каком направлении развивать заложенные компетенции.

«Таким образом, в процессе обучения в 7-8-9 классах у ребенка будет формироваться персональный план развития, и выбор профессии он совершит осознанно. Инициатива поддержана МОН РК, но средства с нового учебного года заложены только на профдиагностику 90 тыс. учащихся 7 классов. Просим Вас оказать содействие в выделении средств на профдиагностику оставшегося количества учеников, а это 180 тыс человек. Требуется дополнительно 378 млн тенге. Это опыт скандинавских стран!», - отметил заместитель Председателя Правления Нацпалаты.

Отдельно Эльдар Жумагазиев затронул вопрос актуальности профессиональных стандартов. Он подчеркнул, что возникает постоянная необходимость их дополнения с учетом изменившихся требований рынка к той или иной специальности, а также переутверждение.

«На рынке появилась острая необходимость в Депозитарии скиллов, который должен вобрать в себя наиболее востребованные практические навыки. Хочу привести в пример Астану. Уже с этого года, на основе Big Data – это такие источники как HH, naimi.kz и.т.д., где работодателями при требуемых вакансиях прописываются также и требования к навыкам, которыми должен обладать, тот или иной специалист и на основе подобных данных, впервые, сформированы требования к специальностям по государственному образовательному заказу для колледжей и вузов столицы. Мы считаем данный подход наиболее перспективным и его также нужно развивать, как и систему НСК», - заявил спикер.

Вместе с тем, в Казахстане, по мнению зампреда Нацпалаты, отсутствует должный анализ потребности в кадрах, в соответствии с которым мог бы размещаться государственный заказ.

«На примере Актюбинской области нами совместно с МОН был проведен анализ потребности в разрезе организаций общественного питания. Так, по специальности «организация питания» выявлена потребность по 11 профессиям из них потребность в 353 поварах, тогда как колледжи ведут подготовку 724 поваров.  Спрос работодателя в 2 раза меньше предложения учебных заведений на поваров», - привел пример Эльдар Жумагазиев.

В этой связи «Атамекен» предлагает разработать единую методику определения потребности в кадрах, определить уровень глубины исследования до района в разрезе предприятий, а профессии – в разрезе квалификации.

Эльдар Жумагазиев напомнил о проводимой совместно с Министерством образования и науки работе, по оценке образовательных программ вузов. Исследование проводилось согласно методике, в которой важнейшими критериями были: процент трудоустроенных выпускников (20% от общего веса), их средняя заработная плата (20% от общего веса), оценка актуальности программ (40% от общего веса). Всего в работе приняли участие 214 отраслевых экспертов. 

«По аналогии проведения оценки образовательных программ вузов,предлагаем в 2019 году начать проведение оценки образовательных программ организаций ТиПО. Мы провели оценку и выявили, что Аграрный колледж в одной из областей обучает по 15 специальностям. Но только одна из них имеет отношение к сельскому хозяйству. И здесь нужен серьезный анализ!», - предложил заместитель Председателя Правления «Атамекен».

Презентация: Эффективные инструменты развития технического и профессионального образования


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры