astana-view

Без стратегии и тактики: бизнесмены назвали основные недочеты СУР в таможенных органах

07 Декабря 2018
3954 просмотров

Вопросы использования таможенными органами систему управления рисками (далее СУР) обсудили на очередном совещании бизнеса и органов государственных доходов, прошедшем на площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

По словам заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Рустама Журсунова, развитию СУР сегодня уделяется особое внимание, потому что система призвана упростить таможенные процедуры в работе законопослушных предпринимателей, сократить их финансовые издержки, особенно по результатам проверок таможенных органов, акты которых, как показывает практика работы Апелляционной комиссии при Министерстве финансов, не всегда правомерны. С другой стороны, грамотное и рациональное использование СУР должно стать для контролирующих госорганов одним из приоритетов каждодневной работы в целях уменьшения коррупционных проявлений в таможенной сфере, а для бизнеса – серьезной мотивацией для ведения ВЭД.

Со своей стороны, Нацпалата готова профинансировать разработку новых программных обеспечений вплоть до создания специального веб-ресурса с возможностью сохранения большого объема данных, чтобы создать для предпринимателей открытые и доступные источники информации таможенных органов.

Проблему непрозрачности СУР в ходе заседания подняла Управляющий директор – директор Департамента таможенного администрирования НПП РК «Атамекен» Дина Мамашева, отметив, что система являются наиболее чувствительными для участников внешнеэкономической деятельности, так как прямо влияют на скорость таможенного оформления и уровень затрат бизнеса. В своем докладе она подчеркнула, что СУР – субъектно не ориентирована на компании и практически не применяется при проведении посттаможенного контроля.

Национальная палата полагает, что к компаниям «низкого» уровня риска могут быть включены крупные налогоплательщики, находящиеся на постоянном мониторинге налоговых органов, а также участники ВЭД, которые в соответствии с требованиями Кодекса предоставляют в органы государственных доходов ежеквартальные отчеты о движении товаров и т.д.

Между тем, на практике, по неизвестным причинам СУР в Казахстане становится механизмом предпочтения каким-то отдельным компаниям. Невозможно объяснить, к примеру, почему КГД был утвержден профиль риска, в соответствии с которым местом проведения досмотра товаров, прибывающих в РК из КНР железнодорожным транспортом на таможенный пост «Алтынколь», установлен лишь один из четырех складов временного хранения – СВХ ТОО «KTZE-Khorgos Gateway», расположенный на территории СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота». Данный профиль СУР стал причиной создания излишней нагрузки на работу станции «Алтынколь» из-за необходимости дополнительной маневровой работы подвижного состава.

Подобные непродуманные меры приводят к значительным временным и финансовым издержкам предпринимателей (как экспедиторов, так и заказчиков) из-за несвоевременной доставки грузов, вплоть до срыва контрактных обязательств и потери деловой репутации.

Или, нашумевший в прессе профиль риска, предусматривающий помещение под таможенную очистку всех транспортных средств с грузами, прибывающими из КНР для внутреннего потребления, непосредственно на таможенный пост «Нур Жолы», в том числе и по таможенной процедуре таможенного транзита.

Только после обращения Национальной палаты в КГД о принятии мер по урегулированию данной проблемы действие введенного профиля риска было отменено с 21 ноября текущего года.

Причиной всех проблем, по мнению представителей Нацпалаты, является отсутствие Стратегии и тактики применения органами государственных доходов системы управления рисками, а также правил ее функционирования, замечания по которым Палата направляла неоднократно.

Не реализован на основе рекомендаций СУР механизм проведения посттаможенного контроля.

Продолжает оставаться непрозрачной ценовая информация, а механизм формирования профилей и индикаторов риска – закрытым.

Национальная палата считает, что в Стратегии должны быть заложены правовые основы функционирования СУР в соответствии с международными стандартами (Киотской конвенции) и требованиями международных институтов, таких как ВТО и ВТамО.

Кроме того, как отметила Дина Мамашева, до настоящего времени Национальная палата и бизнес не информированы о результатах проведения эксперимента между казахстанскими и российскими таможенными органами по мониторингу транзитных перевозок с использованием навигационных пломб, который проводился с 20 сентября по 1 ноября в соответствии с распоряжением Совета ЕЭК «О проведении эксперимента по мониторингу автомобильных перевозок».

В ответ на поставленные вопросы с презентацией «Основные принципы формирования профилей и индикаторов риска, применяемые таможенными органами на этапе таможенного декларирования и посттаможенного контроля» выступил заместитель руководителя Управления риск-менеджмента КГД МФ РК Ерлан Байдильдинов.

Он пояснил, что в будущем источником данных для категорирования участников ВЭД станут имеющиеся информационные системы в КГД, а также информация с других госорганов РК.

В настоящее время категорирование по трем уровня риска: высокий, средний и низкий, производится в соответствии с результатами, расчет которых проводится практически вручную исходя из данных, выгруженных из базы ЕХД (ФНО).

Далее он добавил, что разрабатываемая в настоящее время КГД новая модель «Реализация автоматического формирования решений для проведения расчета критериев порядка категорирования участников ВЭД» предполагает использование автоматизированной программы IBM SPSS.

По словам докладчика, расчет категорирования будет производиться на основе 24 критериев, состоящих из 48 индикаторов, отражающих итоговую оценку внешнеэкономической деятельности бизнеса за последние 12 месяцев.

Данные 24 критерия состоят из 3 областей риска, характеризующих данные субъекта, финансово-хозяйственную часть и его деятельность. Данные субъекта состоят из 7 критериев, в которые входит 22 индикатора риска, финансово-хозяйственная часть состоит из 6 критериев. Деятельность субъекта, в свою очередь, состоит из 14 критериев, в которые входит 20 индикаторов риска и т.д.

В завершение своего продолжительного выступления Байдильдинов обозначил следующие запланированные в КГД задачи для достижения конечного результата категорирования участников ВЭД:
Произвести интеграцию с ИС «Астана-1».
Мониторинг 200 «хороших» и 200 «плохих» УВЭД:
а) реализовать обучение модели по спискам «хороших» и «плохих»,
б) рассчитать значимость критериев на основе обучения модели.
Рассмотреть возможность получения сведений по брокерам и перевозчикам УВЭД
а) пересмотреть расчет критериев,
б) произвести расчет критериев с учетом изменений.
Разработка и утверждение нормативно-правовых актов.

На вопрос заместителя председателя правления Нацпалаты о конкретных сроках реализации презентованной модели будущего, Байдильдинов ответил, что это планируется после проведения в течение нескольких кварталов определенных расчетов до момента построения реальной модели, однако более точные сроки он озвучить не смог.  

Резюмируя по итогам доклада представителя КГД, Дина Мамашева подчеркнула, что, по мнению НПП РК, в подходе КГД по вопросу разработки СУР присутствует нерациональный и неэффективный подход, в результате которого получается множество десятков критериев и индикаторов, излишнее количество которых, на самом деле, не требуется на этапе таможенного оформления.

Количество критериев, как показывает передовой международный опыт, не превышает и одного десятка. Презентация КГД, к сожалению, показала выхолощенность проведенной в течении полутора лет работы над созданием СУР.

Также на заседании были заслушаны вопросы и мнения участников ВЭД из регионов.

В частности, Председатель Совета ОЮЛ «Казахстанская ассоциация таможенных брокеров» Геннадий Шестаков из города Алматы поддержал критические замечания Нацпалаты, отметив ненужность 4 десятков критериев, а также факт несоблюдения со стороны КГД в данном случае рамочных стандартов безопасности торговли ВТамО в целом.

Председатель ОЮЛ «ЕСУВЭД» Курмангали Алдабергенов назвал данную презентацию явной потерей времени, несмотря на такую подачу со стороны таможенных органов информации о категорировании УВЭД, на примере недавней ситуации на посту «Нур Жолы» можно увидеть, как вполне официально письмом КГД фактически нарушаются данные правила.   

Также, с критикой на имеющуюся практику срабатывания профилей СУР из алматинской студии выступил Председатель совета ОЮЛ «КАТЭКС» Сергей Архипкин. Он отметил, что несмотря на соблюдение компаниями – импортерами бытовой техники, европейских стандартов по упаковке товаров, СУР таможенных органов показывает риски на несоответствие веса упаковки до 500 граммов или 9%, что вызывает массовое и намеренное со стороны таможенных органов привлечение данных импортеров к административной ответственности.

В целом, информация КГД вызвала неоднозначную реакцию участников совещания, так как проблемы СУР они обсуждают уже не первый раз. Предприниматели единодушно признали, что игнорирование требований международных соглашений со стороны КГД привело к существованию Системы управления рисками, которая формируется в ручном режиме, является совершенно непрозрачной, носит дискриминационный характер и не содействует упрощению процедур торговли.

Завершая заседание, Дина Мамашева отметила, что КГД все-таки должен разъяснить механизм формирования критериев СУР сегодня, четко прописать в Стратегии и тактике СУР какие сведения являются конфиденциальными, а также подчеркнула необходимость создания общей постоянно действующей рабочей группы по проблемам СУР, работу которой следует рассматривать на очередных заседаниях бизнеса и таможенных органов. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры