astana-view

Недобросовестных торговцев Шымкента предупредили об ответственности за обман покупателей

21 Февраля 2019
- г. Шымкент
3851 просмотров

Палата предпринимателей призывает торговцев вести бизнес с соблюдением действующих норм и правил

 Обсчет, обвес покупателей, отказ в обмене или возврате некачественных товаров, продажа товара с истекшим сроком годности,  таблички «Товар обмену и возврату не подлежит», выдача гарантийных талонов с коротким гарантийным сроком  – вот далеко не полный перечень самых распространенных нарушений,  допускаемых  в сфере торговли третьего мегаполиса. Их  озвучили сотрудники Департамента Комитета РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по городу Шымкент на круглом столе, прошедшем в  Палате предпринимателей.  

По словам главного специалиста Департамента  Марата Тулебаева, в прошлом году к ним поступило 892 обращения от потребителей,  679 из которых – письменно, 213  - устно на «горячую линию». 61 процент поступивших на «горячую линию» приходится на сферу розничной торговли. При этом данные обращения касаются не столько рынков, сколько стационарных торговых учреждений. В последнее время к ним стали добавляться жалобы по обсчёту покупателей и навязыванию дополнительных возмездных услуг в торговой сети.

«Словом, всемирно признанное правило: «Клиент всегда прав», у нас в мегаполисе зачастую не соблюдается, потому что во многих случаях персонал торговых организаций не знает о нормах Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», Правилах внутренней торговли, утвержденных Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264. А если кто и знает, то неправильно трактует нормы законодательства», - отметил Марат Толебаев.  

Он привел пример: в некоторых магазинах сотовой связи к продаваемым телефонам выдают некие гарантийные талоны, в которых установлены 14-дневные гарантийные сроки, по истечении которых эти магазины отказываются принимать и обслуживать по гарантии реализованный товар. Из года в год эти нарушения продолжаются. Это грубое нарушение норм Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Представители Департамента по охране общественного здоровья привели примеры массового отравления шымкентцев, произошедших из-за халатности хозяев торговых точек, а также озвучили названия действующих заведений общественного питания (рестораны, кафе, тойхана и т.д.), работающих без санитарно-эпидемиологического заключения.

Спикер привел слова Президента, озвученные в Послании от 5 октября 2018 года:

«Мы всегда помогаем бизнесу, но человек, его права и здоровье важнее. Государство в рамках снижения административных барьеров отказалось от многих проверок, разрешений и тому подобного. Поэтому ответственность  за качество и безопасность предлагаемых товаров и услуг ложится и на бизнес-сообщество. В целом бизнес должен думать не только о прибыли, но и совместно с государством обеспечивать безопасность и комфорт для наших граждан».

«А что мы видим в торговой сети? Таблички с текстом «Товар обмену и возврату не подлежит», хотя это не только оскорбительно по отношению к потребителю, но и незаконно. В пункте 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» чётко оговорены пять групп товаров, не подлежащих обмену и возврату:

  1. лекарственные средства, изделия медицинского назначения;
  2. нательное белье;
  3. чулочно-носочные изделия;
  4. животные и растения;
  5. метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленки, клеенки»,- отметил спикер.

Он привел пример, когда один из шымкентских торговых домов продал покупателю газовую плиту с заведомым браком – сломанной трубкой, по которой подается природный газ. А это уже чревато серьезными последствиями. Причем,  в возврате или замене на другой товар потребителю было отказано.

Тем не менее, согласно статье 195 Уголовного Кодекса РК, причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверия при отсутствии признаков хищения наказывается штрафом в размере 16 МРП либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 160 часов либо арестом до 40 суток.  При неоднократном совершении деяния наказание усиливается.

Представитель Департамента государственных доходов дал свои разъяснения о порядке выдачи и возврата лицензии на право занятия деятельностью по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, о порядке уплаты ежегодного лицензионного сбора.

Заместитель директора Палаты предпринимателей Кайрат Акенов призвал присутствующих на совещании бизнесменов вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил. Те же, кто старается вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок, так как суровые наказания ожидают только тех, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

«Представители многочисленных контролирующих органов в свое время пролили бальзам на души предпринимателей, заявив о снижении плановых проверок в разы. Это было сделано для вас, дорогие предприниматели, чтобы вы могли спокойно работать. Поэтому вы должны вести с потребителями дело справедливо и честно, так, чтобы это было неотъемлемой частью культуры бизнеса. И тогда потребителю не нужно будет обращаться в контрольные и надзорные органы за защитой. И не будет повода для внеплановой проверки», - призвал Кайрат Акенов.                           

Кроме того, он  предложил всем сторонам, участвующим в круглом столе, использовать  площадку Палаты предпринимателей для регулярного обучения персонала нормам о защите прав потребителей,   совместного разъяснения и доведения до предпринимателей о существующих нормах и правилах в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологической безопасности.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры