astana-view

Столичные автопарки уходят в «минус»

20 Июня 2019
- г. Астана
4914 просмотров

Автопарки Нур-Султана могут оказаться на грани банкротства из-за невыплаты акиматом средств на субсидирование перевозок.

В Палату предпринимателей г. Нур-Султан обратились автобусные парки города с жалобой на невыплату акиматом средств, предусмотренных бюджетом города на субсидирование пассажирских перевозок. Это обращение было рассмотрено на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей столицы под председательством Ирака Елекеева.

Законодательство РК предусматривает субсидирование местными исполнительными органами убытков перевозчиков при осуществлении социально значимых перевозок пассажиров на городском и пригородном сообщениях. Тарифы на эти перевозки устанавливаются акиматом. В августе 2014 года в столице установлена оплата в размере 90 тенге. Тогда как, по  расчетам перевозчиков, реальный тариф оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам составляет 255 тенге.  Разницу между этими цифрами и субсидирует акимат.

«Однако на данный момент перед рядом автопарков у акимата образовалась задолженность. К примеру, только ТОО «Автобусный парк №5 «BUS»» акимат должен более 44 млн тенге, в связи с чем, автопарк теперь  задолжал по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, заработной плате, банковским займам, ГСМ, запасных частей», – рассказал начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей г.Нур-Султан Нуржан Букин.

Необходимо отметить, что стоимость дизельного топлива за последние 5 лет выросла со 114 до 193 тенге, увеличилась заработная плата водителей, произошло удорожание запасных частей и масел.

«За май мы перевезли 242  944 пассажира на сумму 21 млн  864 тысячи тенге, а получили 12 млн. То есть мы даже то, что зарабатываем, мы этих денег не получаем», – отметил на заседании директор автопарка № 5 Иван Захарчук.

Его заместитель Галина Сарычева подчеркнула, что нигде в мире нет ситуации, когда стоимость проезда пассажиров дешевле литра ГСМ.

Автопарки также пожаловались на отсутствие прямого доступа к электронной системе LRT, которая считает количество совершенных поездок, включая бесплатные пересадки пассажиров в течение часа.

«Мы видим только то, что дает ЛРТ. Прямого доступа у нас нет. Что нам скидывают, то мы и видим. Если взять вопрос по льготным и проездным билетам, там устанавливается коэффициент. Он берется усредненный, ко всем паркам вместе. Здесь тоже нет прозрачности», – отметила представитель автопарка №2.

Она подчеркнула, что согласно договору между перевозчиками и Astana LRT последняя должна осуществлять оплату каждые 10 дней, однако на деле этого не происходит.

«Если у нас в день уходит на 1,5 млн топлива, то мы получаем 700 тысяч, понятно, что идет дефицит. Мы с поставщиками работаем по гарантийным письмам, просим наперед  «дайте нам, пожалуйста, в долг. Потому что когда-нибудь нас авансируют». А сроки были такие: первый аванс 5 числа, потом 15 и 25-е. Мы постоянно клянчим деньги», – сказала представитель автопарка №2.

Беспокойство перевозчиков столицы вызывают и действующие бесплатные пересадки пассажиров в течение часа, которые приводят к материальным потерям автобусных парков. К  примеру, автобусный парк № 5 только за текущий 2019 год понес убытки в размере порядка 29,4 млн тенге по этой причине.

Комментируя ситуацию, заместитель председателя правления Astana LRT Бейбут Есжанов пояснил, что основная деятельность компании – это диспетчеризация и электронная оплата проезда.

«Что касается договора с автобусными парками, то в рамках гражданско-правовых отношений у нас есть договоренности. Мы еженедельно собираемся, есть вопросы, мы их решаем. Там участвуют все автопарки. Их никто не заставлял, мы все подписали и в рамках наших договоренностей мы работаем. Что касается субсидирования, Astana LRT к этому отношения вообще не имеет. Единственное, что мы делаем, предоставляем в госорган отчетные данные о количестве валидаций. Что касается прозрачности, программное оборудование установлено в каждом автопарке и обучение прошли все соответствующие структурные подразделения. То, что главный бухгалтер не владеет информаций, это уже не наша проблема. Ежемесячно мы проводим акт сверки и отчета», – сказал Бейбут Есжанов.

Представитель отдела управления транспорта Нур-Султана Турсынбек Жакенов пояснил, что бюджетную заявку они подали на 2019 год на Т15,7 млрд, «из них поддержали бюджет Т3,9 млрд».

 «Мы эту сумму автобусным паркам сейчас оплачиваем, но задолженность, которую они сейчас поднимают, я же говорю, бюджет не поддержал полностью эту сумму. Вопрос только в этом, а долг за 2018 год мы вот только будем отрабатывать с автопарками», - отметил Жакенов.

Выслушав все стороны, за исключением представителей управления транспорта и автомобильных перевозок акимата столицы, которые на заседание не пришли, члены совета решили написать в местный исполнительный орган соответствующее письмо с просьбой прокомментировать ситуацию, так как вопрос носит социально значимый характер и грозит банкротством автопарков города. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры