astana-view

Масштабная «туалетизация»: как в Казахстане обстоят дела с придорожным сервисом? 

30 Июля 2019
6283 просмотров

На сегодняшний день для успешного развития внутреннего и въездного туризма страны существует необходимость в создании благоприятных условий пребывания туриста.

Наличие благоустроенного и доступного объекта придорожного сервиса, в том числе туалета, является одним из важных факторов в получении определенных впечатлений во время пребывания туриста в местах отдыха.

В «Атамекене» состоялось совещание по вопросам развития придорожного сервиса под председательством депутата Мажилиса Парламента РК, Председателя Комитета туристской отрасли Президиума НПП «Атамекен» Павла Казанцева, с участием Вице-министра культуры и спорта РК Ерлана Кожагапанова и Заместителя Председателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Дархана Саканова. Также в совещании приняли участие представители Национальной компании «Казавтожол» и объектов придорожного сервиса (ОПС).

На обсуждение участников рынка были представлены проект Правил придорожного сервиса на автомобильных дорогах и проект Типового договора о совместной деятельности по обеспечению минимального уровня сервиса. 

При обсуждении документов, участниками рынка были подняты такие вопросы как: отсутствие свободных земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса, повышение уровня дороги на 1-3 м на участках где идет реконструкция, в связи с чем съезд к объекту становится небезопасным, а также отсутствие информации по имеющимся площадкам в свободном доступе.

«Отсутствует пошаговая инструкция по оформлению земельного участка для объектов придорожного сервиса, нет скоординированной работы местного исполнительного органа и Нацкомпании «Казавтожол», также необходимо объединить государственные базы данных по наличию земельных участков» - выступил представитель компании «СК Профит» А. Мухамеджанов.

По итогам совещания было принято решение о совместной разработке типовых бизнес планов для строительства ОПС разных категорий и пошаговой инструкции по выдаче и оформлению земельных участков, а также по получению в аренду или доверительное управление готовых площадок для строительства ОПС.

В настоящее время Департаментом туризма НПП «Атамекен» совместно с Нацкомпанией «Казавтожол» уже начата работа по систематизации процедуры выдачи земельных участков с соответствующим целевым назначением для строительства объектов придорожного сервиса.

Резюмируя итоги совещания, П.Казанцев призвал к улучшению взаимодействия участников придорожного сервиса на региональном уровне:

«Местным исполнительным органам необходимо сделать открытой информацию о свободных участках земли. Если их просто нет, то и смысла говорить о требованиях в расстояниях между объектами придорожного сервиса нет».  

Туалеты в объектах придорожного сервиса

На площадке НПП «Атамекен» проведена встреча с производителями санитарно-гигиенических узлов (СГУ) (ТОО «Project Partners», ТОО «Пиллор-Эвак», ТОО «EUROMODUL KZ», ТОО «Kaztelematica», ТОО «BA Oilfiled Services», ТОО «TazaLike», ТОО «Опенспорт.KZ» и другие) для обсуждения технических требований и их обслуживания.

Карта устройства СГУ в 2019 году

Техническими требованиями к СГУ определены основные условия к содержанию и эксплуатации, по инфраструктуре (вентиляция, отопление, водоснабжение, электроснабжение и канализация) и обслуживанию. 

До 2022 года вдоль автомобильных дорог республиканского значения будут установлены порядка 300 новых санузлов и модернизированы действующие СГУ типа М/Ж (53 СГУ в 2019 г.).  

В ходе обсуждения Правил и требований установки СГУ производители предложили взять во внимание климатические условия регионов и оставить право выбора использования вакуумной системы за поставщиками. Так как при наличии скважин нет необходимости в установке вакуумной системы. Также прозвучала позиция об отсутствии необходимости в снабжении санузла системой климат-контроль для южных регионов страны.

Вместе с тем, производители обеспокоены валютными рисками проекта, поскольку основные комплектующие санузла импортируются (унитаз, вакуум).

Дополнительно к требованиям устройств СГУ компанией «ЭнКом-Ст» было предложено применение зеленых технологий с системой энергосбережения.

Финансирование строительства ОПС

В рамках Соглашения между Нацкомпанией «Казавтожол» и Управляющим холдингом «Байтерек», финансирование для строительства объектов придорожной инфраструктуры уже доступно в пяти банках (Сбербанк, ForteBank, Банк Центр Кредит, Альфа Банк и ВТБ Банк). Основные условия кредита: стоимость проекта должна составлять не более 1 млрд тенге, срок кредитования не более 10 лет, со ставкой вознаграждения 8% годовых.

Для сведения заинтересованных в строительстве объектов придорожного сервиса желательно выбирать земельные участки рядом с действующими площадками отдыха, которые были организованы Казавтожолом по всем правилам безопасного движения. Информация по площадкам отдыха доступна по ссылке: https://goo.gl/maps/9KRy5SVvuY7WzBTy8

«Туалетизация» в рамках Государственной программой развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы

В настоящее время начата работа по инвентаризации, т.е. формирование «Карты туалетизации» и разработке механизма государственно-частного партнерства для обеспечения и обслуживания туалетов в туробъектах.

Департаментом туризма НПП «Атамекен» на основе китайской системы оценки туристских дестинаций 5А разработан шаблон паспорта туалета, определили 2 вида туалета (отдельно стоящий и туалет внутри объекта) критерии оценки (общий вид, туалетная инфраструктура, обслуживание и управление), согласно которым   туалеты разделяются на 3 типа состояния: оптимальное, удовлетворительное и критическое.

Данные меры позволят определить точечно состояние каждого туалета в туробъектах, а также выявить новые места, где необходимо поставить туалеты.

Департаментом туризма НПП РК «Атамекен» в пилотном режиме совместно с Управлением туризма Акимата Жамбылской области проведена инвентаризация туалетов на 33 туробъектах:

-  в 15 туробъектах отсутствует туалет;

-  в 3 объектах оптимальное состояние туалета, в 5 объектах удовлетворительное, и в 10 туробъектах критическое состояние туалета.

Такая работа будет продолжена в других регионах. Более того, для системного решения вопроса разрабатывается механизм «Программного ГЧП».

 

Какие объекты придорожного сервиса действуют в стране?

В 2014 году был принят Национальный стандарт СТ РК 2476-2014, согласно которому объекты подразделяются на 4 категории.

Категория «A» - АЗС + мотель + СТО + охраняемая стоянка + сан.узлы + пункт розничной торговли + торгово-развлекательная зона;

Категория «B» - АЗС + мотель + СТО + охраняемая стоянка + сан.узлы + пункт розничной торговли;

Категория «C» - стоянка + пункт питания + сан.узлы + пункт розничной торговли;

Категория «D» - АЗС + сан.узлы + пункт розничной торговли.

К слову, на сегодняшний день в нац.стандарт планируется внести дополнительную категорию «E» для кемпингов.

Сегодня на дорогах республиканского значения функционирует 1 819 ОПС, из них по итогам 2018 года соответствуют требованиям стандарта – 47% (850 ед.).

В настоящее время «Казавтожол» проводит работу по приведению в соответствие требованиям Нац.стандартам действующие ОПС (установлены 12 павильонов модульного типа «KazWay в 2018 году, дополнительно будут установлены 53 павильона в 2019 году).

Напомним, что ранее Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев решил на себе испытать все прелести сервиса для туристов по маршруту Атырау-Актау.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры