astana-view

Спасите наши туры!

24 Июля 2014
7861 просмотров

Туристический сезон в Казахстане в этом году стал проблемным, едва начавшись

С чемоданами в аэропорту остались тысячи людей, собиравшихся на отдых в Турцию. Имея на руках путевки от компании «Гульнар – тур», вылететь в срок из страны они так и не смогли. Самолет турецкой авиакомпании, который должен был перевозить пассажиров, не прилетел за ними.

Аналогичная ситуация была и в 2012-2013 годах, когда тысячи казахстанских туристов остались без запланированного отдыха,  а те, кому все же посчастливилось попасть на «берег турецкий» и отдохнуть у Средиземного моря, в итоге не могли вернуться домой.

Практика показывает, что в таких спорных и нестандартных ситуациях необходимо оперативно решать вопрос с теми, кто не по своей вине, оказался в затруднительном положении - пострадавших туристов. Есть ли схема реагирования госорганов на такие прецеденты? Не решит ли на корню возникновение таких вопросов создание и учреждение собственных туроператоров? И кто, наконец, возьмет на себя ответственность за случившееся?

К слову, в большинстве европейских стран интересы потребителей туруслуг закреплены законодательно, включая страховые и гарантийные механизмы. В любых форс-мажорных ситуациях  права европейского туриста будут защищены, а убытки - компенсированы. Увы, казахстанские туристы  о таком пока могут только мечтать...

 

Начало конца

Началом конца послужила ситуация, сложившаяся вокруг компании «Гульнар-тур» и турецкой авиакомпании «Atlas Jet». Порядка 30 турагентов не смогли осуществить перевозку и расселение туристов по отелям. Только в Астане и Караганде количество пострадавших перевалило за 1,4 тысяч человек.

В свою очередь, Комитет индустрии туризма установил телефоны горячей линии, а Председатель Комитета Марат Игали в социальных сетях активно призывал отозваться всех пострадавших.

Турагенства также не остались в стороне от проблем отечественных туристов  и были, как никогда, активны.

 

Всем миром

В этой, скажем, печальной истории есть один плюс: сложившаяся ситуация способствовала консолидации всех тех, кто так или иначе задействован в туристической сфере.

Так, жесткую позицию в вопросе обязательного выполнения перевозок казахстанских туристов по билетам, приобретенным через «Гульнар-тур», заняла Национальная палата предпринимателей.

На расширенном совещании, которое проходило с участием Комитета гражданской авиации, Комитета индустрии туризма, руководства авиакомпании «Atlas Jet», транспортной прокуратуры  и пострадавших турагентов,  Нацпалатой  предполагалось обращение к Комитету гражданской авиации рассмотреть возможность временной приостановки разрешения на выполнение полетов авиакомпанией до получения экспертного заключения от ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта). Ставился также вопрос правомерности остановки полетов. Согласно действующему законодательству, в случае прекращения выполнения регулярных полетов, авиакомпания должна возместить пассажирам стоимость купленных билетов.

Озвучив свою позицию о необходимости соблюдения законодательства, Нацпалата обратилась с просьбой к «Atlas Jet» о возобновлении полетов, в ответ турецкий авиаперевозчик заявил о своей готовности вывезти всех казахстанских туристов, имеющих на руках авиабилеты.

Как отметил секретарь Секретариата Комитета туристкой отрасли Олег Мецик, турецкая компания «Atlas Jet» проявила добрую волю и решила взять на себя риски, которые были созданы компанией «Гульнар-тур».

«Турецкая авиакомпания, по нашему мнению, более ответственно подошла к сложившейся ситуации, приняв решение о перевозке казахстанских туристов в целях предотвращения обвала нынешнего туристического сезона», - сказал Мецик.

​По мнению секретаря, достигнутые результаты стали возможны благодаря объединению туроператоров и турагентов.

«Подобные ситуации уже были и в 2012 и в 2013 году. Но именно в этом году, объединившись, нам удалось достичь реального прогресса в решении этих вопросов», - резюмировал Олег Мецик.

Сами же туроператоры отмечают, что без поддержки Национальной палаты предпринимателей решить данный вопрос было бы очень сложно.

Как рассказала представитель  Ассоциации туроператоров Республики Казахстан Лаура Галиева, подобные проблемы на выездном чартерном рынке возникают ежегодно. По ее словам, в 2013 году это было банкротство турецкой авиакомпании Sky Airlines, в 2012 году банкротство «On Travel», с болгарскими учредителями. Ранее было множество аналогичных случаев с участием иностранных компаний, но с каждым годом масштабы становились все серьезнее

«Все эти годы мы пытались быть выслушанными где-то, но никогда наши проблемы не решались. Ассоциации выступали разрозненно, не было единого объективного мнения. Но то, как Национальная палата предпринимателей  в этом году помогла решить острую проблему, показало, что у бизнеса появилась, наконец-то, реальная поддержка. И я считаю это залогом будущих успехов в казахстанском бизнесе», -  заявила Лаура Галиева.

Как отметила представитель Ассоциации туроператоров РК, «сложившаяся обстановка вокруг чартерных рейсов еще раз показала, насколько несовершенна система регулирования в туризме и насколько остро назрела необходимость усилить роль Нацпалаты во взаимодействии между органами власти и компаниями, работающими в туристической отрасли».

Президент Столичной ассоциации туризма Рысты Карабаева заявила, что Столичная ассоциация туризма не раз обращалась с письмом в Национальную палату предпринимателей, Комитет гражданской авиации, указывая, что авиакомпания, получая разрешение на регулярные рейсы, выполняет фактически чартерные рейсы в Анталию.

«Факты были налицо: авиакомпания не имела представительство в Казахстане, в свободной продаже в авиакассах не продавались билеты. Государственные органы – Комитет гражданской авиации, Комитет индустрии туризма не полностью контролировали ситуацию», - сказала руководитель столичной ассоциации туризма.

По ее словам, опыт прошлых лет показал, что не находила своего решения проблема, повторяющаяся из года в год. 

«В этом году впервые представители турбизнеса, объединившись под началом Национальной палаты предпринимателей РК, путем сложных переговоров и совещаний смогли получить согласие авиакомпании на перевозку туристов, имеющих на руках билеты до конца сезона. Самый главный результат  - это то, что турагентства смогут организовать отдых своим клиентам, возмещая основную часть – перевозки», - отметила Рысты Карабаева.

Генеральный директор турфирмы «Саят», член Ассоциации туроператоров РК, Столичной ассоциации туризма Инна Рей считает, что ситуация, не являющаяся, в общем-то, новой для отечественного рынка туризма, в данный момент находит свое положительное разрешение.

«Благодаря позиции Национальной палаты предпринимателей РК, которая увидела свою задачу в том, чтобы защитить интересы бизнеса, мы смогли разобраться в возникшей ситуации, хотя бы частично ее смягчить, решить какие-то каверзные вопросы.

Нацпалата совместно с Комитетом гражданской авиации, Комитетом индустрии туризма смогла разрулить ситуацию таким образом, что авиакомпания, имеющая серьезные позиции на рынке туризма, изыскала возможность для выполнения своих обязательств перед пассажирами, исключив вопрос поступления платежей», - сказала Инна Рей.   

 

Проблемы выездного туризма в Казахстане с 2012 года

Дата

Масштаб события

Май 2012 г.

200 туристов не смогли вовремя вернуться в Казахстан с острова Хайнянь, Китай. Граждане застряли в китайском аэропорту из-за неполадок в самолете Боинг 757, чартерного рейса казахстанского авиаперевозчика.

15 августа 2012 г.

В связи с финансовыми проблемами компании «On travel» сотни туристов не смогли вылететь на отдых в Грецию. Также еще свыше 100 туристов не смогли вовремя возвратиться обратно в Казахстан с острова Крит (Греция).

Июнь 2013 г.

В Анталии 1018 туристов не смогли вылететь из-за банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines. В последствии самолеты МЧС Казахстана вывезли на родину "застрявших" в Турции туристов.

Январь 2014 г.

Почти сотни казахстанских туристов не смогли вовремя вылететь из Тайланда в Казахстан. Как объяснил в интервью представитель туристской компании «Гульнар тур», в которой они приобрели путевки, рейс по направлению Утапао-Алматы задерживается из-за позднего прибытия воздушного судна из Астаны.

21 мая 2014 г.

200 туристов из Усть-Каменогорска не смогли вылететь на отдых в Турцию. Туристы, купившие путевки в компании «Гульнар тур», не смогли вылететь на отдых в Анталию чартерным рейсом. 

28 мая 2014 г. 150 туристов из Астаны не смогли вовремя вылететь в Анталью.  На этот раз почти на сутки задержались 150 человек из Астаны. До нервного срыва пассажиров едва не довел туроператор «Travel System».

 

Системное решение

Данная ситуация, по мнению секретаря Секретариата Комитета туристской отрасли НПП РК Олега Мецика, имеет в себе глубокие корни.

Как сообщил г-н Мецик, Национальная палата предпринимателей совместно с туристическими ассоциациями планирует в ближайшее время провести урегулирование законодательства в сфере распределения ответственности между туроператором и турагентом (данные предложения уже находятся на рассмотрении в Правительстве).

«Решается вопрос о создании открытого фонда туроператоров, в компетенцию которого входит страхование рисков компаний, работающих на рынке выездного туризма», - добавил Олег Мецик.

Если инициативы НПП по созданию фонда туроператоров найдут поддержку на уровне Правительства, то, думается, в дальнейшем казахстанские потребители туруслуг смогут рассчитывать на защиту своих интересов в рамках закона.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры