astana-view

В Казахстане стартовала Дорожная карта внедрения дуального обучения

25 Июля 2014
15709 просмотров

Национальная палата предпринимателей РК совместно с Министерством образования и науки презентовала  Дорожную карту внедрения дуального обучения

В апреле этого года по инициативе Нацпалаты между Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты населения и НПП был подписан Меморандум о сотрудничестве и  утвержден пошаговый план совместных действий, призванный значительно модернизировать систему подготовки технических и профессиональных кадров.

С текстом Дорожной картой вы можете ознакомиться здесь

Как отметил заместитель Председателя Правления НПП РК Нуржан Альтаев,  одним из сейчас важных и актуальных вопросов является подготовка кадров  с учетом их потребности на отечественных предприятиях. Для этого Национальная палата предпринимателей совместно с Министерством образования и науки разработала Дорожную карту внедрения дуального обучения, которая  содержит  11 приоритетных отраслей региона, такие, как  машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, сервис, транспорт, строительство и др.

«Согласно этой программе, более 170 колледжей в течение 2014-2016 годов подготовят свыше 10 тысяч специалистов по  83 специальностям  для порядка 400 предприятий. Подготовку, переподготовку, повышение квалификации, а также сертификацию специалистов будут также осуществлять учебные центры и кластеры», - проинформировал Нуржан Альтаев.

По его словам, в  Дорожной карте отдельной графой  выведены приоритетное развитие каждой области и проекты в рамках Государственной программы форсированного индустриального развития региона на 2015-2019 гг.

При этом, как было отмечено, Карта включает список колледжей, которые предусмотрены в проектах внедрения дуального обучения Республиканского научно-методического центра,  Фонда национального благосостояния «Самұрық-Қазына», заявивших о внедрении элементов дуального обучения с 2013 года.

         Также  НПП совместно с Министерством образования и науки и международным немецким обществом «GIZ» в рамках эксперимента планирует внедрить дуальное обучение в колледжах  и предприятиях  4-х регионов.

Как сообщил Заместитель Председателя Правления НПП РК Нуржан Альтаев, по итогам совместной работы с Министерством образования и науки внесены изменения в 17 нормативно-правовых актов, создающих административные барьеры по подготовке кадров и внедрения дуальной системы обучения. Изменения будут приняты до сентября текущего года.

Стоит отметить, что в регионах руководители предприятий  и учебных центров положительно оценили инициативу НПП и Министерство образования и науки.

Директор  учебного и научно-исследовательского центра «Бiлiк маманы»  Южно-Казахстанской области Гульнара Усенова отметила, что их центр непосредственно и работает  по дуальной системе обучения.

«Учебный центр находится на территории  индустриальной зоны, где сконцентрировано 42 предприятия, многие из которых только начали свою деятельность. И сейчас у них острая нехватка  в специалистах», - рассказала директор  учебного центра.

По словам Гульнар Усеновой, центр активно поработал в целях  внедрения дуальной системы, побывав  на предприятиях, заводах, выявляя, где и какие   кадры нужны,  приняты заявки от работодателей. К примеру, крупное предприятие «Отау-строй», как выяснилось, нуждается в менеджерах.

«Мы согласны готовить любых специалистов, потому что  наш центр ориентирован на рынок труда.  Есть две стороны:  желающие  получить профессию, и те, кто согласен принять их на работу. Наша задача - обучить и предоставить рабочих, которые будут работать на этих заводах», - отметила директор учебного центра.

Как рассказал директор Павлодарского нефтехимического завода Шухрат Данбай,  60 процентов своего учебного времени десятки студентов Павлодарского химико-механического колледжа проводят на заводе. По его словам, закрепить теорию на практике - для них это не просто слова. В самом колледже и на предприятии специально для студентов оборудованы  современные химические лаборатории и целый комплекс мастерских. «Извечный замкнутый круг: работодателям нужны опытные кадры, а как получить этот драгоценный опыт, если выпускнику непросто трудоустроиться, не имея записей в трудовой книжке? Особенно актуальна эта проблема для профессиональных и технических специальностей, поскольку только теория зачастую оторвана от практической работы. Разорвать эту зависимость помогает дуальное обучение: студент половину своей учебы проводит не в аудиториях колледжа, а непосредственно в действующем цеху или лаборатории», - отметил Шухрат Данбай.

Шухрат Данбай

По словам руководителя ПНХЗ, на сегодняшний день на заводе 44 студента проходят практику по дуальной системе обучения. В этот пилотный проект включили студентов двух специальностей - будущие технологи переработки нефти и газа и специалисты по ремонту и обслуживанию оборудования два дня в неделю находятся в колледже, остальные - на заводе, причем с 8 утра и до 17 вечера, как и все заводчане. Площадкой для дуального обучения на предприятии стала ремонтно-механическая база. Для студентов даже специальную форму пошили и предоставили небольшие оклады для оплаты стажировки.

«Полтора года дуального обучения обеспечат ребят не только навыками, но и потенциальным рабочим местом. Нужно отметить, что коллектив предприятия значительно помолодел в последние годы, а после модернизации ПНХЗ здесь появятся еще 300 вакантных мест», - заключил Шухрат Данбай.

Бақтияр Алдашов, «Talas Investment Company» ЖШС бас директоры

Қазір техниканың заманы. Бірақ, бізде замануи техниканың тілін білетін мамандарды шаммен іздеп таппай қалатынымыз рас. Сондықтан бұл дуальді оқытудың пайдасын әлі талай көреміз деп ойлаймын.

Мен басшылық ететін  «Talas Investment Company» ЖШС-нің құрылғанына көп болған жоқ. Біздің зауытта натрий цианиді өндіріледі. Өздеріңіз білесіздер, бұл алтын өндірісіне аса қажет металл. Индустриаландыру картасы бойынша салынған зауытты іске қосар кезінде кәсіби мамандарды таппай қиналдық.

Бақтияр Алдашов

Ал, қазір біздің зауытта 19 студент жұмыс істейді. Олар №2 Қаратау колледжінде білім алып жатқан жастар. Теорияны колледж қабырғасынан оқып келіп, оқу бағдарламасы уақытының жартысынан көбін бізде өткізеді. Тәжірибе жинайды, еңбегіне қарай ақысын алып отыр. Есесіне, ертең колледжді бітірген кезде білікті маман болып шыға келеді. Содан кейін, біз де кадр мәселесіне алаңдамаймыз. Дуальді оқыту - біздің талаптарымызға сәйкес мамандарды іздеу, дайындау, біліктілігін арттыруға жұмсалатын шығындарды үнемдеп, кадрларды дәл тапсырыс бойынша дайындауға мүмкіндік береді.

Дуальді оқытудың жол картасы енді-енді енгізіліп жатыр ғой. Сондықтан, биыл біз тек осы 19 студентті қамтыдық. Алдағы уақытта,бұл тәжірибені дағдыға айналдырмақпыз. 

Директор ТОО «Северо-Казахстанская опытная станция» Бильгибай Канафин тоже поддержал идею НПП и МОН.

Бильгибай Канафин

«Очень радуюсь, что теперь вопросами трудоустройства, в том числе по программе «Молодежная практика» и прохождения производственной  практики, занимается и филиал палаты предпринимателей, где лучше знают о потребностях в кадрах на предприятиях», - сказал он.

По словам Бильгибая Канафина, благодаря заключенному трехстороннему договору по молодежной практике   с филиалом Аккайынского района Палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области и Аграрным колледжем предприятие приняло на работу сразу девять выпускников. Все они работают по своей специальности - тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и распределены по двум отделениям. Руководят их работой бригадиры и учетчики по технике.

«Для выпускников колледжа молодежная практика – это хорошая возможность приобрести профессиональный опыт, проявить себя и получить возможность дальнейшего трудоустройства, а для нас – проверить их знания, испытать в работе и, в конце концов, подготовить себе хороших сотрудников, уже проверенных на деле. Как раз по окончании практики четверых из них мы планируем взять к себе на работу. Поэтому считаю, что трудоустройство по  молодежной практике - это необходимая мера государственной поддержки. Во-первых, у выпускников появляется шанс проявить себя, доказать будущему работодателю, что он готов к той или иной должности не хуже специалистов с опытом, и, во-вторых, у самих работодателей появляется хорошая возможность принять на работу уже подготовленного специалиста. Главное - правильно подходить к закреплению выпускников по молодежной практике, то есть направлять их в те организации, где действительно есть вакансии», - отметил руководитель  ТОО.

Начальник Атырауского монтажного управления АО «ЭЛМО» Арман Жарылгасов также рассказал, что есть договоренность с Палатой предпринимателей и Управлением образования области об обеспечении  студентов энергетического колледжа практическими занятиями по принципу 2+4, где теории будет отведено 2 часа, практике - 4.

«Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для АО «ЭЛМО» - это возможность подготовить для себя кадры, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для студентов дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены», - резюмировал Арман Жарылгасов. 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры