astana-view

Социальные объекты в руках бизнесменов

15 Августа 2014
8064 просмотров

 

В последнее время в бизнес-кругах активно обсуждалась возможность отдавать в управление бизнесменам социальные объекты. В том числе и детские дошкольные учреждения. Каковы будут механизмы передачи детских садов в управление частным компаниям? В связи с передачей детских садов насколько повысится оплата? Обо всем этом мы поговорили с аналитиком «Казахстанского центра государственно-частного партнерства» Оксаной Самокейш.

Всем известно, что оплата в государственных детских учреждений значительно ниже, нежели в частных. Так, к примеру, отправив ребенка в государственный садик, ежемесячно родители будут платить от 10.000 тг. Как правило, максимальная стоимость не превышает 30.000 тг. В частных детских садах, ежемесячная сумма оплаты варьируется от 40.000 тг и может достигать 200.000 тг в месяц. Понятное дело, в частные сады идут те, кто может себе этого позволить. Но если и государственные детские сады передадут в частные руки, есть риск повышения стоимости и этого, ранее «бюджетного», сегмента детских учреждений.

Оксана Самокейш данную версию развития событий опровергает.

Каковы будут механизмы передачи детских садов в управление частным компаниям?

Для начала нужно развести два понятия: «доверительное управление», которое регулируется в одном случае Законом «О госимуществе», а во втором – Законом «О концессиях». Мы ведем речь о доверительном управлении в рамках Закона «О концессиях». В декабре прошлого года законодательство, регулирующее государственно-частное партнерство, претерпело кардинальные изменения, благодаря чему линейка контрактов ГЧП значительно расширилась. Сегодня законодательно закреплены такие виды контрактов, как передача в доверительное управление в рамках концессии, договор концессии на базе частной собственности – то есть контракты, интересные отечественному бизнесу. При разработке этого законодательства в большой мере учитывался тот фактор, что необходимо создавать такие инструменты ГЧП, которые могут применяться в связке с казахстанским бизнесом. Приведу пример: проект строительства БАКАД в Алматы стоит больше 80 млн. долларов США, а много ли казахстанских компаний готовы реализовать этот проект, привлечь финансирование и обеспечить качественную эксплуатацию построенной дороги? Ответ очевиден – нет. Анализ показывает, что казахстанский бизнес заинтересован в недорогих проектах, поскольку, с одной стороны, финансовоёмкие проекты сложны в части привлечения ресурсов, с другой – дорогие проекты всегда сопровождаются большими рисками. Это, откровенно говоря, отпугивает наших предпринимателей. Но если мы обратимся к Закону о концессиях, то в нем четко сказано, что проекты ГЧП направлены на создание социальной инфраструктуры и жизнеобеспечение населения. Поэтому социальный компонент стоит во главе угла. И недостаток детских садов является одной из  социальных проблем не только в Алматы, но и в других регионах, которая требует своего решения уже сегодня, если не вчера.  Говоря о механизмах передачи детских садов в доверительное управление в рамках Закона о концессиях, нужно отметить, что одним из главных принципов ГЧП является конкурсность, поэтому передача будет осуществляться путем проведения конкурса, который будет проводиться акиматом города. Первоначально определяется пул объектов, которые акимат намерен передать в доверительное управление. После этого разрабатывается концессионное предложение, определяющее основные параметры проекта, объем средств необходимых для реконструкции объектов, пул мер государственной поддержки при реализации проекта и т.д. После положительной экспертизы разрабатывается конкурсная документация, регламентирующая условия конкурсных процедур, условия контракта, сроки проекта, требования к частному партнеру.  После этого проводится конкурс, в ходе которого определяется частный партнер государства, которого по закону мы называем концессионером, далее заключается договор о доверительном управлении и осуществляется непосредственно проект. Хочу отметить, чем доверительное управление в рамках концессии отличается от доверительного управления в рамках закона о госимуществе: в проектах ГЧП обязательным условием является осуществление реконструкции объекта той компанией, которая возьмет объект в управление. Срок договора может достигать 30 лет, в течение которого концессионер обеспечивает эксплуатацию и полное содержание объекта.

Предприниматели неохотно идут в социальный бизнес, поскольку он не такой рентабельный, как скажем, торговля. Будут ли какие-то стимулирующие механизмы для них?

Безусловно, рынок услуг в нашей стране уступает сфере торговли  по своей привлекательности с точки зрения получения быстрой прибыли. Но, если бы мы остались в «челночных» забегах, которые настигли нас в 90-х, то до сих пор Казахстан не видел бы такие услуги, как IТ-сопровождение, консалтинг, туристический бизнес и т.д. На самом деле, период наращивания «дикого» капитала мы проходим, и в нашей стране уже есть предприниматели, которые достаточно заработав, думают о диверсификации своего бизнеса. Кроме того, есть предприниматели малые и средние, для которых проекты в социальной сфере – это отличная возможность наращивать свой коммерческий потенциал. С тезисом, что «предприниматели неохотно идут в социальный бизнес» я бы поспорила. Один факт, что программа «Балапан» эффективно функционирует и является одной из тех, которые не постигла гибельная участь, говорит о том, что детские сады – это интересный бизнес. Но о фактах: первое – в рамках ГЧП акимат предоставляет такую меру поддержки, как гарантия потребления. Это значит, что управление образования обеспечит поток детей, стоящих в очереди на место в детсаду в первую очередь в те дошкольные учреждения, управление которыми осуществляется в рамках проекта ГЧП. Второй привлекательный момент – в дошкольном воспитании существует «подушевое» финансирование, для чего в бюджете города ежегодно закладываются нормированные выплаты детским садам на каждого ребенка. Родителям остается оплачивать питание детей, дополнительные образовательные программы.  Ну и не маловажно: это - созидательный бизнес, ведь давать возможность развиваться детям, освободив их мам и пап, чтобы они могли работать и зарабатывать – это как минимум приятно, а когда это еще приносит доход, так это мечта.

В связи с тем, что детские сады перейдут в частные руки, насколько повысится оплата, всё-таки в бюджетных детских садах она на порядок ниже.

Оплата в детских садах не повысится вовсе, либо повысится несущественно. Безусловно, каждый контракт нужно рассматривать отдельно, и вопрос ценовой политики должен обсуждаться акиматом с частным партнером. Но при разработке таких проектов у акимата и концессионера есть ряд опций. Например, акимат может в контракте предусмотреть, что часть мест в детском саду должны распределяться по минимальной стоимости, на уровне государственных детских садов. Однако мы не должны забывать, что частному партнеру необходимо видеть финансовую привлекательность в проектах. Поэтому часть групп могут быть коммерческими, в которых наполнение образовательных и развивающих программ могут быть разнообразнее, и это будет коммерческой компонентой в таких проектах. Родители же сами смогут выбирать, какую группу будут посещать их дети, и если коммерческие группы будут для них более привлекательными, то это будет их выбор в пользу динамичного развития своих чад. Но мы не должны забывать, что воспитательный и обучающий процесс, как в бюджетных, так и в коммерческих группах будет соответствовать стандартам дошкольного воспитания, так что качество концессионер будет гарантировать. Кстати, качество оказания услуг в рамках проектов ГЧП в социальной сфере – это один из главных аргументов. Всеми давно признано, что частники оказывают любую услугу на порядок лучше государственных организаций, достаточно посмотреть на клиники,  школы и те же самые детские сады.

В Алматы пилотный проект считают очень быстрым и опасаются, что он будет проходить на добровольно-принудительной основе? Как это будет на самом деле? Есть ли вообще желающие брать в управление социальные объекты и сколько их?

Мы шли к тому, чтобы обеспечить законодательное поле для доверительного управления в рамках Закона «О концессиях» больше двух лет. Так что это никак нельзя назвать скорым решением. У Алматы есть возможность первыми на практике запустить законодательно разработанное новое решение, и я считаю, что это отличный показатель прогрессивности руководства города. С другой стороны, опасения предпринимателей понятны, потому что мы всегда боимся нового, не протестированного, когда нет возможности посмотреть на других и понять, насколько  хорошо это работает. Быть первыми всегда сложно и не всегда понятно. Это практика бизнеса, первым быть всегда трудно, но зато и лавры достаются первым! Поэтому спешу успокоить предпринимателей – повода для беспокойства нет. Партнером акимата станет победитель в рамках конкурса, тот кто разработает и даст лучшее предложение акимату. Кроме того, в процесс может быть вовлечена Национальная палата предпринимателей, которая строго отслеживает интересы частного бизнеса. Учитывая, что такой подход к управлению государственной собственностью в крупнейшем городе нашей страны станет «первой ласточкой», то можно не сомневаться, что этим проектам будет уделено большое внимание и со стороны Казахстанского центра ГЧП, министерства образования и других организаций, заинтересованных в том, чтобы ГЧП получило новый импульс своего развития, отвечая потребностям населения  и казахстанского бизнеса.

Автор: Мичгона Жантенова


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры