Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас
Рус

Защита бизнеса

«Атамекен» защищает законные права и интересы предпринимателей. За годы работы к нам поступило более 27000 обращений от бизнесменов страны. Более 40% проблем – решены положительно.

Благодаря поддержке «Атамекена» предприниматели сэкономили 133,6 млрд тенге. Это отмененные штрафы, пени, доначисления, предотвращенные имущественные убытки.

Системные проблемы, которые требуют внесения изменений в законодательство – включаются в республиканский Реестр проблем. В нем свыше 600 вопросов, 428 из них – полностью решены, 123 вопроса – на стадии решения.

Бизнес и закон

75% всех замечаний и предложений бизнеса – включены в законопроекты и нормативные правовые акты! 

Вместе с «Атамекеном» предприниматели получили возможность совершенствовать и разрабатывать Законы.

Все законопроекты и НПА, которые касаются бизнеса, проходят обязательное согласование с бизнес-сообществом и «Атамекеном»! 

Если предприниматели не согласны с предлагаемыми нормами законопроекта – они могут внести в них изменения уже на стадии разработки.

Всего за время работы «Атамекен» выдал 26 821 экспертное заключение в законопроекты и нормативные правовые акты. 

                                              

Бизнес и контроль

«Атамекен» совместно с Правительством существенно упростил и улучшил условия ведения бизнеса в Казахстане.

Сокращено количество проверок.

Было 183 000 (2013 год), стало 81 000 (2017 год).

Сокращено количество разрешений, которые должны получать предприниматели, на 72%. Было - 1115, стало - 315.

Сокращено количество различных требований к предпринимателям на 58%.

Было -  30 500, стало - 13 000. (Только в органах СЭС сократили количество требований к бизнесу с 11 000 до 1 700).

Таким образом, бизнес получил возможность ежегодной экономии на 5,5 млрд тенге и общей (единовременной) экономии на 600 млрд  тенге.   

(Например, отмена требований по установке КПУ для нефтебаз сократила финансовые потери бизнеса более чем на 67 млрд.тенге. Отмена требования по прохождению повторной государственной экологической экспертизы сэкономила 750 млн. тенге. И т.д.).

Бизнес и саморегулирование

С 2016 года «Атамекен» аккредитует саморегулируемые организации, а также активно участвует в реформе по передаче госфункций в конкурентную среду.

Сегодня «Атамекен» активно принимает участие в реализации законодательства о саморегулировании. Так, саморегулирование, основанное на обязательном членстве, введено в 2-х сферах:

  •  оценочная деятельность (Закон РК «Об оценочной деятельности» подписан 10 января 2018 года);
  •  деятельность юридических консультантов (Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» подписан 5 июля 2018 года).

При участии «Атамекен» сформированы базовые подходы и разработаны инструменты для качественной реализации государственных функций. Затронуто 30 сфер госуправления.

Проведена инвентаризация 15 000 функций государственных органов, проанализировано 140 государственных функций, из которых 56 (40%) поддержаны к передаче:

  • 32 в саморегулирование (из 94 функции);
  • 5 в конкурентную среду (из 46 функций).

По итогам проведенной инвентаризации функций, сформирован перечень функций государственных органов, поделенный на 2 основные группы. На основе предложений госорганов и бизнеса, формируется третья группа функций предлагаемых к рассмотрению в 2020-2022 годах.

В настоящее время обсуждается введение саморегулирования в сферах банкротства и реабилитации, экологического аудита, вневедомственной комплексной экспертизы.

Бизнес и штрафы

Административные штрафы для предпринимателей снижены на 30% (по 157 составам правонарушений). Бизнес получил возможность оплачивать штрафы с 50% скидкой (по аналогии с физическими лицами, например, при нарушении ПДД).

Из  Уголовного кодекса икслючена статья «Лжепредпринимательство».

В 6 статьях предусмотрено освобождение от ответственности, если нарушение совершено впервые и добровольно возмещен ущерб. В итоге, более 20 000 бизнесменов остались в экономическом обороте, сохранили свои предприятия, и соответственно, рабочие места.

В целях рассмотрения указанных жалоб при Министерстве финансов создана Апелляционная комиссия, в состав которой включены представители государственных органов и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

Бизнес и налоги

Бизнес впервые принял участие в разработке нового Налогового Кодекса. В результате, по инициативе предпринимателей, приняты следующие изменения:

В целях снижения нагрузки на фонд оплаты труда снижена ставка социального налога на 1,5%;

Предусмотрено сохранение действующих специальных налоговых режимов;

Снижена налоговая ставка стоимости патента - с 2% до 1 %, за исключением торговой деятельности;

Пересмотрены пределы специальных налоговых режимов на основе упрощенной декларации по численности и предельному доходу; 

Для сельхозтоваропроизводителей предусмотрена корректировка зачета по НДС, взамен 70% льготы;

Дополнительно вводится новый альтернативный режим на основе фиксированного вычета, на добровольной основе;

Для исключения нагрузки на малый бизнес сохраняется действующий порог по НДС в размере 30 000 МРП;

Доходы, полученные от электронной торговли, освобождаются от КПН и ИПН;

Недропользователей освободят от КПН дивидендов и прироста стоимости при показателях переработки;

В нефтяном секторе отменяется бонус коммерческого обнаружения по всем контрактам;

Недропользователь сможет компенсировать расходы на разведку по одному месторождению в рамках другого контракта, где началась добыча;

Для морских и глубоких нефтяных месторождений введен альтернативный налог на недропользование;

В горнорудном секторе отменяется бонус коммерческого обнаружения по всем контрактам и налог на сверхприбыль с переносом нагрузки на рентный налог на экспорт по углю;

Пересмотрена ставка НДПИ на олово (с 6% на 3%).

С 2020 года сокращается срок исковой давности для малого и среднего бизнеса - с 5 до 3 лет;

Сокращаются основания для назначения внеплановых налоговых проверок;

И самое главное: все неясности и неточности Налогового кодекса будут толковаться в пользу предпринимателей. Бизнесмен не будет платить штраф и пеню, если действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, по которому впоследствии изменилась позиция.

                                             

Бизнес и таможня

«Атамекен» и бизнес-сообщество внесли предложения в Таможенное законодательство.

C 1 января 2018 года вступил в силу Кодекс «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» и законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования».

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ БИЗНЕСА?

Закреплена юридическая возможность для внедрения механизма «единого окна».

Проведение таможенной очистки теперь возможно «постфактум». Расширен перечень товаров и предпринимателей, которые смогут выпускать товары ДО подачи таможенной декларации;

Сокращены: сроки завершения таможенного транзита - с 1 рабочего дня до 4 часов;

время оформления транзита при продлении сроков выпуска - с 10 до 5 рабочих дней;

Бизнесу представляется возможность по отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов: до 1 месяца с уплатой процентов за предоставления отсрочки (рассрочки) – всем участникам внешнеэкономической деятельности. До 6 месяцев без процентов – определенной категории товаров, установленных Кодексом (в рамках госзаказов и для сельхознужд);

Реализация товаров в зонах беспошлинной торговли (DUTY FREE):

  • Лицам, прибывающим с территории третьих стран;
  • Лицам, убывающим с одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС;

Сокращены сроки выпуска товаров:

  • время регистрации декларации с 2 часов до 1 часа;
  • время выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени;

Предоставлена возможность внесения изменений и дополнений в таможенную декларацию до выпуска товаров

Для малого и среднего бизнеса сокращен срок:

  • исковых требований таможенных органов на взыскание таможенных платежей;
  • и нахождения товаров под таможенным контролем.

Упрощены требования для владельцев свободных складов, таможенных складов и складов хранения собственных товаров.

                                              

Бизнес и закупки

«Атамекен» внес поправки в Закон о государственных закупках.

 Они предусматривают:  

- внедрение административной ответственности в квазигосударственном секторе;

 -внедрение административной ответственности за неполное и несвоевременное опубликование планов закупок;

- обязательное указание национальных стандартов РК;

- обязательная выплата аванса в размере 30% при закупках работ по строительству;

- установление минимальных порогов демпинга;

- установление Единых подходов в предквалификационном отборе;

- создание Единой точки доступа по закупкам;

- установление изъятий из национального режима в целях поддержки ОТП и защиты внутреннего рынка.

Сформирован электронный Реестр отечественных товаропроизводителей строительных материалов, оборудования, изделий и конструкций. Реестр стал обязательным при проектировании объектов строительства за счет бюджетных средств.

Заключено соглашение с Фондом «Самрук-Казына» и разработаны поправки в Правила закупок, направленные на поддержку отечественных производителей. В их числе:

-первоочередный приоритет закупа среди товаропроизводителей Фонда;

-внедрение оффтейк-контрактов;

-разработана Программа по созданию нового производства (порядок заключения оффтейк-контрактов);

-регламентация сроков подписания актов приема-передачи (10 рабочих дней);

-требование о применении материалов и оборудования казахстанского производства, при закупе работ на сумму свыше 250 млн. тг у производителей, состоящих в Реестре Холдинга;

-приобретение импортозамещающего товара способом из одного источника путем прямого заключения договора;

С 1 января 2019 года начал работу Реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг на основе которого компаниям будет выдаваться Индустриальный сертификат.

                                             

Бесплатные услуги для бизнеса

В «Атамекен» 174 536 предпринимателей получили БЕСПЛАТНЫЕ услуги (по программе «Дорожная карта бизнеса 2020»).

Мы помогаем бесплатно составить и отправить налоговый отчет, подготовить бизнес-план, провести маркетинговое исследование рынка, сформировать пакет документов для получения кредита и т.д..

Также бизнес может рассчитывать на бесплатные консультации по вопросам участия в государственных закупках, грамотному составлению деловых документов. (услуга также доступна онлайн). 

Услуги можно получить в Центрах обслуживания предпринимателей (при областных Палатах) и в Центрах поддержки предпринимательства (при филиалах Палат в районах и моногородах).

Все услуги вы также можете получить онлайн через портал services.atameken.kz.

     

Бизнес и кадры

С поддержки «Атамекен» 2555 предприятий обучают специалистов под свои производственные нужды.

Для того, чтобы решить проблему «кадрового голода» на предприятиях, «Атамекен» внедрил «Дуальную систему обучения». Более 60% времени учащиеся колледжей и вузов проводят на предприятиях, остальное время – получают теоретические знания.

Система внедрена в 11 приоритетных отраслях, по 97 специальностям и 150 квалификациям.

Также совместно с Министерством образования и науки РК проводится Рейтинг образовательных программ казахстанских вузов. Его цель – приблизить обучение к потребностям рынка. 

Обучение бизнесу

НПП «Атамекен» бесплатно обучает безработных и самозанятых жителей страны по проекту «Бастау».

Только в 2018 году было обучено 28 345 самозанятых и безработных из 160 районов и 40 городов Казахстана.

Участникам выплачивается стипендия и оказывается полная поддержка: от разработки бизнес-плана, до дальнейшей помощи при ведении бизнеса (бухучет, налогообложение, защита прав и т.д.).

Также «Атамекен» проводит обучающие курсы для потенциальных, начинающих и уже действующих предпринимателей - «Бизнес-Советник», «Бизнес Рост», Проектное обучение с приминением принципов наставничества.

За 4 года обучение прошли 74297 человек. Из них 8553 – открыли бизнес, 3816 – расширили бизнес, 3871 – получили финансирование.

По проекту «Старшие сеньоры» - 179 предпринимателей улучшили бизнес-процессы за счет привлечения зарубежных специалистов. По проекту «Деловые связи» - 133 предпринимателя прошли бизнес-стажировку за рубежом.

5 лет вместе с бизнесом

                                      

Партнеры