astana-view

О 10 шагах по развитию предпринимательства

06 Июня 2017
5735 просмотров

«Атамекен» предлагает 10 шагов по развитию предпринимательства

9 сентября 2016 года Главой государства одним из приоритетов работы Правительства обозначено стимулирование массового предпринимательства и обеспечение занятости. Для реализации поставленных Главой государства задач НПП РК «Атамекен» предлагает 10 шагов по развитию предпринимательства.

1. Расширение микрокредитования

Микрокредиты бизнесу предоставляются в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 (до 10 млн. тенге под 6% годовых), Дорожной карты занятости 2020 (до 3 млн. тенге под 5% годовых), инструментов НУХ «КазАгро» (кредитование через МКО до 3 млн. тенге под 9,5 / 12% годовых).

С начала текущего года «Атамекен» за счет привлечения частных инвестиций и средств местных бюджетов приступила к пилотному микрокредитованию в 5 областях: Алматинская, Актюбинская, Кызылординская, Костанайская и Мангистауская области.

Ключевым преимуществом реализуемых «Атамекеном» подходов микрокредитования стали гибкость по залогам, предоставление поручительства, сопровождение бизнес-проектов от обучения предпринимателей до их реализации, возможности кооперации и прямого сбыта.

Микрокредиты выдаются в сумме до 15 млн. тенге под 6% годовых сроком до 5 лет без отраслевых ограничений. При этом для получения микрокредита предпринимателю необходимо предоставить всего 5-6 документов.

Широкий охват услугами микрокредитования обеспечивает развитая инфраструктура НПП в том числе на районном уровне. На сегодняшний день функционирует 23 ЦОПа на областном уровне и 188 ЦПП на районном уровне – в 152 районных центрах, 9 малых городах и 27 моногородах РК.

В ЦОП и ЦПП предпринимателя обучают, помогают с бизнес-планом и оформлением необходимых документов для получения кредита в МКО, впоследствии предпринимателю оказывают бесплатные бухгалтерские и юридические услуги.

2. Массовое обучение населения основам бизнеса

На сегодняшний день обучение населения основам бизнеса осуществляется в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 по проектам «Бизнес-Советник» и «Бизнес-Рост».

При этом обучение по проекту «Бизнес-Советник» осуществляется в течение 2 дней, по проекту «Бизнес-Рост» - в течение 2-5 дней в зависимости от темы обучения. В таком формате обучение основам бизнеса неподготовленной аудитории, в особенности сельского населения, неэффективно и формально.

В рамках реализации действенных мер для обеспечения занятости населения, снижения социальной напряженности, а также развития предпринимательства в регионах, «Атамекен» при поддержке Правительства РК реализует два проекта - «Bastau Бизнес» и «Bastau Кәсіп».

Продолжительность обучения по проекту «Bastau Бизнес» составляет 1 месяц, что превышает продолжительность других программ обучения бизнесу от 6 до 10 раз. В этой программе были учтены недостатки госпрограмм обучения бизнесу: «сжатость», отсутствие индивидуального подхода, отсутствие системы отбора участников, возможность обучения на дому, отсутствие постоянного сопровождение проекта, выездные консультации и т.д.

Проект «Bastau Бизнес» реализуется в 5 этапов: 1) информирование и ознакомление населения с проектом 2) проведение тестирования и отбором участников; 3) практическое обучение; 4) всесторонняя проработка бизнес-проектов, разработка бизнес-плана; 5) сопровождение проекта в течение первых 12 месяцев, включая предоставление микрокредитования.

Особенность проекта «Bastau Кәсіп» заключается в ориентированности на потребности рынка труда, что реализовано через «уберизацию» услуг обучения и занятости: мобильное приложение на базе сервиса Naimi.kz, единый call-центр, обучение и поиск заказов в режиме онлайн.

«Атамекеном» реализуется проект онлайн-обучения «Атамекен Бизнес Академия», а также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров.

3. Развитие сельхозкооперации

Одной из сдерживающих проблем развития АПК является преимущественно мелкотоварный характер производства. Для решения проблемы мелкотоварности в октябре 2015 года был принят Закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах». Реализуется совместный План НПП и МСХ по созданию и реализации 10 пилотных кооперативов.

Также НПП реализуется программа «200 сельхозкооперативов с «Атамекеном». На сегодняшний день уже сопровождается более 283 сельскохозяйственных кооперативов, которые объединяют около 7 тыс. крестьянских/фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.

4. Поддержка конкурентоспособного бизнеса за счет долгосрочных госзаказов в обмен на локализацию

В сложившихся экономических условиях важно стимулирование спроса на продукцию отечественного производства. Ключевую роль в данном процессе играют товары повседневного, а также постоянного спроса в рамках государственных закупок, закупках квазигоссектора и недропользователей.

Необходимо принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественных производителей путем повышения доли местного содержания за счет заключения долгосрочных договоров и предоставления государственной поддержки в обмен на локализацию производства.

Стоит вопрос на правительственном уровне создание комиссии по увеличению доли местного содержанию за счет заключения долгосрочных договоров и принятия комплексных мер государственной поддержки для предприятий обрабатывающего сектора промышленности.

Одним из механизмов стимулирования спроса на отечественную продукцию является централизация системы государственных закупок.

5. Экспортоориентированность МСП – ключевой драйвер роста экономики

Замедление экономического развития страны стимулирует нас на поиск новых драйверов роста. Необходимо уделить внимание экспортоориентированным предприятиям. Сектор малого и предпринимательства также имеет свои внутренние проблемы. Сегодня в Казахстане существуют все общепризнанные меры господдержки экспорта, которые «размыты» между различными государственными учреждениями. Это приводит к несогласованности мер, к накладыванию одинаковых функций между организациями по поддержке экспорта.

Учитывая, что поддержка экспортеров является разносторонним механизмом и требует использования различных инструментов, необходимо взаимоувязать все меры в единый органичный и последовательный процесс. Для этого необходимо выработать общую Стратегию продвижения экспорта, начиная от того какие компании имеют потенциал для экспорта до организации различных выставок и площадок в других странах.

Конечной целью является найти эти предприятия и продвигать на экспортные рынки. Если их недостаточно, то взрастить дополнительно, оказывая им всяческую поддержку, вплоть до предоставления прерогативы при получении госзаказов на долгосрочной основе (с контрактами на 3 года) в период становления.

В этой связи, предлагается разработать новую Стратегию продвижения экспорта с консолидацией на экспортоориентированность МСП всех мер поддержки экспорта с операторством в едином окне.

6. Региональная карта развития предпринимательства как основа для принятия индустриальных и инвестиционных решений

Региональная карта развития предпринимательства – это электронный портал, представляющий собой бизнес-навигатор, где сосредоточена актуальная информация для предпринимателей, потенциальных предпринимателей, инвесторов и иных пользователей, имеющих заинтересованность в предпринимательской деятельности.

Бизнес-навигатор включает в себя информацию по мерам государственной поддержки и развития предпринимательства; аналитический обзор по всем регионам страны (экономическая специализация и основные показатели социально-экономического развития).

Также на портале размещен Единый реестр предпринимателей страны с актуальными контактами и иной необходимой информацией о бизнес-субъектах.

В этой связи, Региональная карта может стать реальной основой для принятия индустриальных и инвестиционных решений. В настоящее время в Карте сформировано 105 перспективных инвестиционных проектов. Представители более 103 стран уже посещают портал.

7. Создание сервиса «Правительство для бизнеса»

Проект «Правительство для бизнеса» позволит создать эффект синергии от консолидации мер поддержки в «едином окне», увеличит охват и доступность мер поддержки для предпринимателей, а также повысит прозрачность процедур получения мер поддержки.

Операторство, с учетом имеющейся инфраструктуры до районного уровня и опыта работы по сервисному обслуживанию предпринимателей, предлагается закрепить за НПП РК «Атамекен», при координации со стороны Правительства.

Правительство для бизнеса – это одно окно, в котором предпринимателя консультируют, оказывают услугу и сервис в едином стандарте и формате, объединяя все меры, оказываемые институтами развития для бизнеса, начиная от субсидирования, грантования, сертификации, факторинга, торговых площадок, СЭЗы, НИОКР и т.д.

8. Дерегулирование контрольно-надзорных функций государственных органов

В целом по республике контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство (45 ведомств центральных госорганов и 16 местных исполнительных органов в регионах).

Анализ государственных функций показал, что указанные ведомства обладают 512 контрольными функциями в различных сферах, что говорит о тотальности госконтроля, при этом в отношении предпринимателей на сегодня действует более 18 000 требований (наибольшее количество требований в сфере промышленной безопасности – более 10 тысяч) в проверочных листах. Вместе с этим, за пределами проверочных остались более 8 000 требований санитарных норм и правил, которые также подлежат контролю со стороны государства.

Предлагается:

  1. провести работу по сокращению требований, предъявляемых к субъектам бизнеса при проведении проверок.
  2. провести разграничение государственного контроля на контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) и контроль за качеством товаров (работ, услуг);
  3. передать контрольные функции по вопросам качества предоставляемых товаров, работ и услуг в конкурентную среду
  4. поэтапное замещение государственного контроля обязательным страхованием ответственности предпринимателей перед потребителями;
  5. сократить количество исключений из общего порядка проведения проверок в Предпринимательском кодексе. 

9. Дальнейшая гуманизация уголовного и административного законодательства

В Уголовном кодексе существенных смягчений по экономическим преступлениям, в целом, не наблюдается. Наказания за некоторые из них вполне сопоставимы с наказанием за убийство, к примеру, за выписку фиктивного счета-фактуры, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство предусмотрено до 10 лет лишения свободы.

Учитывая проводимую политику последовательного отхода от карательных мер к профилактике, к уголовным правонарушениям в экономической сфере следует применять экономические меры ответственности.

В ходе уголовного процесса по делам лжепредпринимательства не соблюдаются требования законодательства в части объективности и полноты исследования. Сам состав «лжепредпринимательства» дублирует другие составы преступлений (по сути это один из способов уклонения от уплаты налогов, банковских кредитов, мошенничества).

Сложилась порочная практика отмены регистрации юридических лиц (лжепредприятий). Все их сделки с контрагентами признаются недействительными. Как следствие, последним доначисляются дополнительные суммы налогов и штрафов.

Уголовное преследование также используется как инструмент для «внеплановых» проверок и все еще остается средством оказания давления на бизнес. Если для обычной проверки госорган должен доказать его обоснованность в органах прокуратуры, то для начала уголовного преследования таких преград нет.

10. Ревизия всех подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов

На расширенном заседании Правительства  от 9 сентября 2016 года Глава государства отметил необходимость проведения повторной инвентаризации подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду или на местный уровень.

В настоящее время роль квазигосударственного сектора в экономике остается чрезмерно высокой. Доля активов контролируемых государством организаций достигает 60% ВВП.

Отсутствует информация о точном количестве госкомпаний, поскольку Реестр государственного имущества КГИП МФ РК (www.gosreestr.kz) включает дочерние и зависимые организации госкомпаний до 5-го уровня аффилированности, хотя отдельные государственные компании имеют организационную структуру до 9-го уровня.

Для преодоления сложившейся ситуации в рамках исполнения поручения Главы государства по снижению доли участия государства в экономике до 15% от ВВП по опыту стран ОЭСР предлагается параллельно с исполнением Комплексного плана приватизации на 2016-2020 на правительственном уровне создать специальную рабочую группу (Правительственный штаб). Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды, в которых действует организации с государственным участием, внесение предложений по целесообразности их дальнейшего функционирования.

В этой связи предлагается провести с участием бизнес-сообщества полноценный анализ функций подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов и стандартов ОЭСР.  На основе проведенного анализа приватизировать и/или ликвидировать субъекты и организации, не соответствующие вышеуказанным принципам и задачам.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры