Аблай Мырзахметов об основных направлениях для улучшения экономики страны

В ходе IV Съезда Председатель Правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов выделил несколько основных направлений для улучшения экономики страны.

«Глава государства поставил задачи по третьей модернизации. По опросу предпринимателей во время наших поездок мы собрали мнения отраслевых предпринимателей и определили 5 направлений, которые считаем важными для достижения этой цели и улучшения бизнес-среды: первая это макроэкономичекая стабильность. Вторая задача это снижение доли государства в экономике. Третья задача - поэтапный переход к горизонтальным мерам господдержки. Четвертая – бизнес-ориентированное регулирование и пятая – повышение конкурентоспособности предприятия», - обозначил Председатель Правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов. 

Глава Правления рассказал о показателях малого и среднего бизнеса в ВВП.

«По предварительным данным за 2016 год доля МСБ в ВВП снизилась до 23% (2015г. - 25%). По данному показателю необходимо отметить, что остаются вопросы по методике расчета доли малого и среднего бизнеса в ВВП. В настоящее время для целей статистики используется только один показатель – число работников (до 250 чел.)», - начал свое выступление Аблай Мырзахметов.

Таким образом, в число МСБ включаются субъекты квазигоссектора, отдельные крупные сырьевые компании.

«В январе-декабре 2016 года по сравнению с январем-декабрем 2015 года выпуск продукции МСБ (в сопоставимых целях) уменьшился почти на 6%, количество действующих субъектов сократилась на 4,5% (порядка 56 тыс. субъектов). Такая статистика свидетельствует о том, что МСБ находится в непростых условиях», - считает Аблай Мырзахметов.

Спикер отметил, что для достижения устойчивого долгосрочного экономического роста акцент должен быть сделан на создании максимально благоприятных условий для бизнеса.

«Вместе с тем, мы наблюдаем рост деловой активности в 2017 году, за 1 квартал рост ВВП достигло почти 3,5%. Но мы понимаем, что основным драйвером такого роста является сырьевой сектор и крупные предприятия. Уверен, что для достижения устойчивого долгосрочного экономического роста акцент должен быть сделан на создании максимально благоприятных условий для МСБ», - добавил Председатель Правления.

Аблай Мырзахметов отметил проблему доступа к финансам.

«Серьезной проблемой для бизнеса является доступ к финансам. Несмотря на то, что Нацбанком постепенно снижается базовая ставка (сейчас – около 11%), кредиты остаются дорогими. Важной составляющей борьбы с инфляцией является тарифная политика, которая проводится Правительством. В свою очередь Нацбанк должен отвечать не только за инфляцию, но и за рост экономики, помогая тем самым Правительству. В связи с этим, для обеспечения доступности кредитования необходимо дальнейшее снижение базовой ставки», - подчеркнул Председатель Правления.

Другой серьезный вопрос – это налоговая политика.

«Проводимая налоговая реформа должна исходить из условия недопущения роста налоговой нагрузки, как это было поручено Главой государства. В настоящее время налоговая политика акцентирована на выполнении фискальной функции. Мы понимаем, что государство должно выполнять свои социальные обязательства, и для этого необходимы устойчивые доходы бюджета. Вместе с тем, следует начать обсуждать вопрос смещения акцентов налоговой политики на стимулирование деловой активности, отраслевого стимулирования через преференции и т.д», - считает спикер.

Глава Правления затронул и вопрос поэтапного перехода к «горизонтальным» мерам господдержки.

«Системные проблемы с доступом к финансам, высокие издержки в ряде отраслей приводят к тому, что государство вынуждено субсидировать бизнес. В 2016 году из госбюджета на субсидии было выделено более 400 млрд. тенге. Все мы знаем, для бизнеса основными являются субсидии по ДКБ-2020 и субсидии в АПК. Мы понимаем, что охват такими мерами небольшой. И такой поддержкой пользуется не все субъекты МСБ, которых почти 1,2 млн», - сказал Аблай Мырзахметов.

Спикер подчеркнул, что для большинства предпринимателей важны «горизонтальные» меры: низкая налоговая нагрузка; доступные кредиты;  качественная инфраструктура;  доступ на внешние рынки; доступ к передовым знаниям и технологиям.

Глава Правления считает, что даже в рамках уже действующих программ, возможно существенно расширить инклюзивность мер господдержки, перераспределив бюджетные средства между отдельными направлениями. К примеру, в рамках ДКБ строительство инфраструктуры к одному объекту может существенно ограничивать возможности субсидирования десятков предприятий.

Адресную поддержку следует сосредоточить на мерах программ конкурентоспособности в приоритетных отраслях в обмен на встречные требования по технологической модернизации.

О ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА