astana-view

Реестр проблем

№515

Проблема по выдаче отказов, в связи с тем, что участники юридического лица являются должниками по исполнительным документам

В адрес Палаты предпринимателей Акмолинской области (далее - РПП) поступил ряд обращений от предпринимателей (ТОО «Умай Жер», ТОО «КТ «Степняк», ТОО «Региональный зерновой холдинг») об оказании содействия в решении проблемного вопроса, возникшего в результате активации в Государственной Базе Данных “Юридические лица” автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства. Поводом для указанных обращений явилось вынесение регистрирующим органом приказов об отказе в государственной перерегистрации (увеличение уставного капитала, выход из состава одного из участников) на основании статьи 11 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», в связи с тем, что учредители (участники) данных юридических лиц являются должниками по исполнительным документам. Так, согласно пп. 4) ст. 11 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» отказ в государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц осуществляется в случаях если физическое лицо, являющееся учредителем (участником) и (или) руководителем юридического лица, является единственным учредителем (участником) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц и (или) признано недееспособным или ограниченно дееспособным, и (или) признано безвестно отсутствующим, и (или) объявлено умершим, и (или) имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления по статьям 215, 237, 238 и 240 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также в случае, если учредитель (физическое лицо и (или) юридическое лицо), руководитель юридического лица, учредитель и (или) руководитель юридического лица, создавший юридическое лицо, являются должниками по исполнительному документу, за исключением лица, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании периодических платежей и не имеющего задолженность по исполнительному производству о периодических взысканиях более трех месяцев. При этом, следует отметить, что данные исполнительные документы по задолженностям не юридического лица, а по личным задолженностям учредителей (кредитные обязательства, налоги, алименты и т.д.). Несмотря на то, что вышеуказанная норма действовала с 2014 года, проблема приобрела актуальность и системность лишь в 2017 году. Так как с начала 2017 года в ГБД ЮЛ стала активной информационная система исполнительного производства, в связи с чем, при автоматизированной обработке сведений о юридическом лице, внесенных органами юстиции в ГБД ЮЛ, результатам обработки является регистрация (перерегистрация) юридического лица, либо отказ в регистрации (перерегистрации), с вынесением соответствующего приказа. Таким образом, объединение двух информационных систем привело к возникновению проблемной ситуации (до объединения баз регистрация производилась), так как помимо обратившихся в адрес РПП, есть и другие предприниматели, которые столкнулись с данной проблемой, о чем свидетельствует увеличение количества отказов в государственной регистрации (перерегистрации) в несколько раз по сравнению с прошлым годом. Эксперты Палаты, более детально изучив имеющиеся материалы по вопросу, считают, что требование ст. 11 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» противорчеит нормам законодательства Республики Казахстан. Так, например, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона РК «О кредитных товариществах» кредитное товарищество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Согласно 3 статьи 2 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» товарищество не отвечает по обязательствам своих участников. При этом, на практике юридические лица при отказе в государственной регистрации (перерегистрации) по пп. 4) ст. 11 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» вынуждены оплачивать задолженности своих участников. Данное обстоятельство может повлечь отрицательные последствия, недобросовестные участники юридического лица также могут использовать данные обстоятельства в своих целях.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКМОЛИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

1. Направить предложение в МЮ РК.Необходимо внести изменения в пп. 4) ст. 11 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»

Пути решения:

Исключить из пп. 4) ст. 11 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» формулировку «а также в случае, если учредитель (физическое лицо и (или) юридическое лицо), руководитель юридического лица, учредитель и (или) руководитель юридического лица, создавший юридическое лицо, являются должниками по исполнительному документу, за исключением лица, являющегося должником по исполнительному производству о взыскании периодических платежей и не имеющего задолженность по исполнительному производству о периодических взысканиях более трех месяцев». Также в случае внесения изменений привести в соответствие ГБД ЮЛ и информационную систему органов исполнительного производства.

Дата включения в реестр:

2017-04-21 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2018-07-01 00:00:00

Ход исполнения:
18.07.2017; Для решения сложившейся ситуации Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» были приняты следующие мероприятия: 1) 13 апреля 2017 года в адрес Министерства юстиции РК (МЮ) был направлен запрос с предложением о решении данного вопроса на законодательном уровне; 2) 26 апреля т.г. от МЮ был получен ответ, согласно которому вопрос перерегистрации кредитного товарищества при наличии в нем участника, являющегося должником по исполнительному документу решить в рамках подпункта 3) пункта 6 статьи 42 Гражданского кодекса РК (в случае если ведение реестра участников кредитных товариществ осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг не требуется осуществление перерегистрации кредитного товарищества); 3) с целью реализации предлагаемого МЮ механизма, в соответствии с пунктом 1 Протокола заседания Экспертной группы по вопросам предпринимательства, прошедшего 30 июня т.г. членами Экспертной группы рекомендовано Национальному банку совместно с ОЮЛ «Ассоциация кредитных товариществ АПК» дополнительно проработать данный вопрос в рамках действующего законодательства через систему реестров участников хозяйственных товариществ.
21.12.2017; 14 декабря т.г. на заседании рабочей группы по рассмотрению законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности и арбитража» членам рабочей группы были одобрены поправки, согласно которым отказ в государственной (учетной) регистрации и перерегистрации юридических лиц, филиалов (представительств) будет распространяться лишь в случаях изменений состава учредителей (участников) в хозяйственных товариществах, где новые учредители (участники) и (или) лица, отчуждающие долю, являются должниками по исполнительному документу.
30.01.2019; 21 января 2019 года подписан Закон по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, в рамках которого предусмотрена поправка в статью 11 11 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Теперь отказ в государственной регистрации и перерегистрации юридических лиц, филиалов будет распространяться лишь в случаях изменений состава учредителей (участников) в хозяйственных товариществах, где новые учредители /участники и (или) лица, отчуждающие долю, являются должниками по исполнительному документу.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Абдуллина Асель Еркинбековна

Эксперт 1 категории

***

Руководитель подразделения:

Мерсалимова Лаура Канатовна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

***

Дочерние организации

Партнеры