Мораторий дал бизнесу вздохнуть свободно
В прошлом году, согласно Указу Президента РК «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», в целях дальнейшего кардинального улучшения бизнес-среды, был объявлен мораторий на проверки МСБ с 2 апреля 2014 года по 1 января 2015 года.
О том, насколько изменилась ситуация с проверками МСБ, что дал мораторий, как сами предприниматели восприняли данный указ Главы государства, мы попросили рассказать руководителя Секретариата Комитета развития малого и среднего бизнеса НПП РК Юрия Тлеумуратова.
«Кардинально изменилась ситуация с проверками. Если в 2013 году 2/3 проверок затрагивали именно субъектов частного предпринимательства, то в 2014 году, наоборот, только 1/3 (преимущественно, крупный бизнес). Существенно изменилась структура проводимых проверок в части групп риска. Так, за 2014 год удельный вес проверок с высокой группой риска составил 35,0% (20 816 от 59 546 проверок со степенями риска), при 18,8% за прошлый год. Т.е. введение моратория позволило государственным органам увеличить более чем вдвое удельный вес проверок в высокой группе риска, что и подтверждает правильность решения. Удельный вес проверок с незначительной группой риска составил 46,5%, при 58,1% за 2013 год. Наметилась динамика к снижению в этой группе, но ее темпы незначительны. Спрашивается, зачем «кошмарить» там, где нет особой необходимости, не лучше ли заниматься не увеличением количества проверок, а сфокусироваться на их эффективности, и именно там, где высоки риски нарушений. На наш взгляд, удельный вес проверок с высокой группой риска должен быть порядка 60-ти%, со средней группой риска - 30-ти%, а с незначительной группой риска - не более 10-ти %», - рассказал Юрий Тлеумуратов.
- Юрий Джумабаевич, а можно в цифрах увидеть всю картину? И доказывают ли они, что и без жесткого контроля со стороны госорганов возможно ведение бизнеса?
- Безусловно. Должен заметить, что значительно увеличились объемные показатели МСБ. Так, количество зарегистрированных субъектов МСБ - на 120 648 единиц или 7,9%, активных субъектов МСП - на 28 471 единицу или 3,3%, занятых в МСБ - на 262,7 тыс. человек или 10,0%.
Если говорить о выпуске продукции субъектами МСП, то за 9 месяцев 2014 года выпуск продукции субъектами МСП составил 10 трлн. 132,4 млрд. тенге, в аналогичном периоде 2013 года данный показатель составил 6 трлн. 522 млрд. тенге, это 55,4% роста. Более того, выпуск продукции за 9 месяцев 2014 года превысил показатель всего 2013 года (за весь 2013 год выпуск продукции субъектами МСП составил всего 9 трлн. 165,4 млрд. тенге), преимущественный рост производительности труда в МСБ, которая составила 4,7 млн. тенге, увеличение по сравнению с 2013 годом на 34,3%. То есть за 2014 год достигнут рост производительности труда в МСП (относительно предыдущего года) в полтора раза выше, чем среднегодовой рост за предыдущие 9 лет (21,9%).
Все это показывает, что МСБ адекватно отреагировал на решение Главы государства объявить мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Мораторий на проведение проверок МСБ дал возможность бизнесу вздохнуть свободно от никому не нужных проверок, проводимых государственными органами. Необходимо отметить, что мораторий не являлся стопроцентным, поскольку вопросы безопасности, а также законности не отменялись, и государственные органы отслеживали ситуацию, но без проведения бездумных и многочисленных проверок, зачастую не приносящих каких-либо результатов, а только отвлекающих сами государственные органы и бизнес от выполнения своих основных задач.
Результаты моратория 2014 года в совокупности с упорядочением проверок в дальнейшем ярко иллюстрируют об изменении подходов к проведению проверок с карательных на предупредительные или профилактические, достижении более целевой направленности проверок. Для проверяющего государственного органа проверки должны быть первоисточником объективной и достоверной информации о проблемах и достижениях своей целевой группы с целью дальнейшей корректировки политики и практики ее регулирования.
- В конце 2014 года принят закон о кардинальных мерах поддержки предпринимательства. Какое участие в разработке законопроекта приняла НПП?
- 29 декабря 2014 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан».
Законом внесены изменения и дополнения в 11 кодексов и 94 закона. При разработке и рассмотрении закона разработано и внесено на рассмотрение 1 860 поправок в действующее законодательство. Всего НПП разработано и предложено более 400 поправок в действующее законодательство, 152 из которых включены в закон. Внесенные изменения позволили существенно сократить административные барьеры и решить ряд проблем бизнеса, в том числе: исключено требование по получению разрешения на эмиссии в окружающую среду для объектов IV категории, отменены плата и необходимость получения разрешения на эмиссии в окружающую среду для крестьянских и фермерских хозяйств, работающих по специальному налоговому режиму, продлен срок действия установленных предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (для объектов I, II, III категорий - десять календарных лет, IV категории - бессрочно).
Решена проблема наличия санитарно-эпидемиологической экспертизы (требуется только в случае строительства и реконструкции объектов высокой эпидемической значимости), отменено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы для проектов поисковых и оценочных работ, проектных документов на проведение работ по добыче и др.
Также при подготовке самого закона при участии НПП решены наиболее актуальные проблемы бизнеса. К примеру, при изменении целевого назначения земельного участка в коммерческих целях не требуется получение решения местных исполнительных органов, упрощена дорогостоящая и длительная процедура сдачи объекта в эксплуатацию - с 2016 года объекты в эксплуатацию будут принимать сам заказчик, подрядчик и представитель технадзора, уплаты субъектами малого и среднего предпринимательства сборов при государственной регистрации. Решена проблема обязательности нотариального удостоверения учредительного договора для товариществ с ограниченной ответственностью, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства.
Эффект принятых изменений в рамках данного закона - сокращение непроизводственных затрат для бизнеса, сроков получения различных разрешений, повышение эффективности деятельности бизнеса, снижение уровня коррупции при взаимодействии бизнеса с властью.
Иные изменения и дополнения, выработанные НПП, направлены на совершенствования законодательства в сфере экологического регулирования, налогообложения, земельных отношений, строительства, туризма, торговли и т.д.
Карлыгаш УСУПБЕКОВА
Оставьте комментарий:
Комментарии: