astana-view

По правилам ВТО Казахстан должен отказаться от поддержки отечественных производителей

17 Июня 2015
20860 просмотров

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Рахим Ошакбаев поделился своими опасениями по поводу скорого вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.

- Как скажется вступление в ВТО на казахстанских предпринимателях и экономике страны в целом?

- Как Вы знаете, переговоры о вступлении в ВТО продолжались около 20 лет. Переговоры эти проходили принципиально в закрытом режиме, поэтому позиции публично не оглашались, и бизнес-сообщество, бизнес-ассоциации, и, в том числе, Национальная палата предпринимателей до сих пор пока не знают, на каких условиях Казахстан вступил в ВТО. Есть общее понимание.

Безусловно, и у общественности, и у предпринимателей есть опасения, связанные с тем, что после вступления Казахстана в ВТО значительно снизится уровень тарифной защиты, и поток дешевых импортных товаров хлынет на нашу территорию, тем самым губя нашу промышленность.

Существуют понятия «сводный перечень товаров» и «средняя арифметическая ставка» по ним. До вхождения Казахстана в Таможенный союз в 2010 году  средний уровень тарифной защиты составлял порядка 6,2%. После того, как мы вошли в ТС, у нас стал применяться единый таможенный тариф, и уровень таможенной защиты вырос до 10,6%.

После вступления Казахстана в ВТО, которое, надеюсь, произойдет уже в этом году, уровень тарифной защиты снизится до показателя 7,9%. Но, в любом случае, он будет выше, чем был до того, как мы вступили в Таможенный союз. Из этого можно сделать вывод, что, в целом, значительного снижения тарифной защиты не произойдет, и этот показатель будет выше, нежели был еще до вступления в ТС.

Вместе с тем есть отдельные товарные позиции, по которым уровень товарной защиты может упасть критически, и это могут быть те сферы, в которых Казахстан сделал значимые инвестиции в организацию собственного производства, допустим, автомобили. По ним пока у нас официальной информации нет, нам остается только догадываться.

Мы договорились, что в начале июля проведем публичное заседание с госпожой Айтжановой (Министерством национальной экономики РК) для того, чтобы они рассказали бизнес-сообществу о том, на каких условиях Казахстан вступил в ВТО.

Есть еще один очень чувствительный момент. Уже сейчас известно, что по 3 тысячам товарных позиций Казахстан по условиям ВТО имеет тарифы ниже, чем сейчас есть в едином таможенном тарифе. То есть они будут отличаться от уровня тарифов Евразийского экономического союза. Соответственно, это порождает риски реэкспорта товаров. Условно можно завезти какую-то продукцию в Казахстан по более дешевым ставкам, нежели этот импорт будет осуществляться в Россию, Беларусь, Кыргызстан или Армению, а потом сделать реэкспорт. Поэтому сейчас возникает потребность у всех стран наладить администрирование и контроль перемещения товаров для того, чтобы не допустить такие случаи. Многие позиции для наших российских коллег очень чувствительные. Допустим, трубы металлические. Россия импортирует, ЕТТ у нас 10%, условно, а Казахстан договорился, что это будет 5%. Вот эта разница в 2 раза - она достаточно чувствительная для российских производителей трубы, поэтому, естественно, они будут запрещать импорт дешевой трубы через Казахстан без уплаты дополнительных 5%. Как это администрировать, пока большой вопрос. В настоящий момент прорабатывается 2 варианта: либо это лицензирование импорта отдельных позиций в страны ТС, либо маркировка товаров. Сейчас реализуется пилотный проект по маркировке изделий из меха, чтобы понять, как эта система будет работать. Но вопрос остается открытым.

Кроме того, для нас это также актуально в связи с тем, что в обозримом будущем мы будем снимать таможенный контроль: санитарный, эпидемиологический, ветеринарный на границе Казахстана и Кыргызстана, а поскольку есть массовые случаи завоза дешевого серого импорта из Китая в Кыргызстан, мы боимся, что эта дешевая продукция попадет на нашу территорию, и наши производители, которые и так испытывают не лучшие времена, окажутся перед серьезным вызовом.

- С какой продукцией Казахстан выйдет на мировой рынок?

- В настоящий момент наши основные экспортные позиции известны - это, в первую очередь, нефть, нефтепродукты, цветные, черные металлы, различные металлоконструкции. И сейчас, если мы смотрим статистику в рамках ТС, то у нас наблюдается серьезный рост именно переработанной продукции.

- Готов ли отечественный бизнес выйти на мировой рынок, если учесть, что в условиях ЕАЭС наш товар не всегда выдерживает конкуренцию?

Скажем дипломатично, это будет сделать очень сложно. Честно могу сказать, что ЕАЭС как продолжение ТС и ЕЭК, конечно, столкнулся с серьезным вызовом в силу нашего регионального кризиса, последствий мирового кризиса, девальвации рубля, снижением цен на экспотную продукцию. Казахстанские производители, особенно пищевых продуктов, промышленной сферы, столкнулись с тем, что не могут конкурировать даже на своей территории с потоком дешевого импорта из России и Беларуси, не говоря уже о том, чтобы рассматривать перспективы экспорта.

Вторым большим вызовом, как я уже сказал, будет снятие таможенного контроля с границы с Кыргызстаном, соотвественно, мы можем ожидать, что с юга пойдет дешевая продукция, которая производится в Китае, и без уплаты такможенных пошлин будет попадать на территорию ЕАЭС.

Третий вызов связан с тем, что мы должны привести свое законодательство в соответствие с требованиями организации еще до вступления в нее, то есть до конца текущего года. Где-то 15-17 декабря текущего года в Наэроби пройдет X Министерская конференция, на которой уже Казахстан должен стать 162-ым членом ВТО. К этому моменту сейчас в Нацпалату поступил законопроект «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты», который предусматривает полностью исключение такой важной меры,  как поддержка казахстанских производителей, которая делится на поддержку в контрактах на недропользование, квазигоссектор и госзакупки. Конечно, нас это не радует, потому что текущий кризис уже показал, что единственная эффективная мера, которая находится в том числе в арсенале правительства - это размещение государственного заказа национальных компаний, недропльзователей преимущественно среди казахстанских производителей. Такая поддержка местных производителей будет запрещена.

Мы полагаем, что полностью отказываться от этого инструмента нельзя. Необходимо наше законодательство адаптировать к требованиям ВТО, а ВТО не запрещает преференции местным производителям, если они закупаются как правительством, так и квазигоскомпаниями для собственных нужд. (...) Здесь надо подойти взвешанно. Необходимо внимательно изучить опыт других стран-членов ВТО, в первую очередь, РФ, которая, несмотря на свое членство как в ЕЭАС, так и в ВТО, тем не менее эффективно защищает местного производителя и оказывает ему должную поддержку, в том числе при закупках.

- Если представить самый нежелательный сценарий для небольшого бизнеса, может такое быть, что предприятия станут закрываться, увольняться люди?

- Сейчас уже этот сценарий реализуется во многих отраслях. По официальным данным Министерства сельского хозяйства, средняя загруженность предприятий пищевой промышленности не превышает 40-50%. То есть государство, в том числе посредством «Казагро», банковской системы, инвестировало деньги, и мы не можем реализовать этот проектный потенциал, поскольку у всех серьезно упали продажи, так как на рынок приходит очень дешевая продукция.

- Кыргызстан первым из постсоветских государств вошел в ВТО. В некоторых СМИ пишут о том, что на 40% упала промышленность, сокращены сельхозугодья. Что стало причиной? Не грозит ли это Казахстану?

- Не хотелось бы быть негативным предсказателем, но опыт Кыргызстана показал, что вступление в ВТО не помогло им развить собственную промышленность и сельское хозяйство в значимых объемах.

- С чем связаны затянувшиеся переговоры о вступлении Казахстана в ВТО?

- Насколько мне известно, в последний момент были серьезные разногласия  с Монголией и Украиной. Ключевые вопросы с ЕС и США (основные бенефициары ВТО по переговорам) были разрешены в начале текущего года. Я полагаю, что серьезно осложнились переговоры по ВТО в свое время в связи с тем, что Казахстан стал членом ТС и перешел на единый таможенный тариф. Здесь параллельно велись переговоры Российской Федерацией, в какой-то момент вроде как была достигнута договоренность, что Россия и Казахстан будут вступать в ВТО на единых условиях – то есть будут вести переговоры вместе, но этого почему-то не случилось. В итоге эта разница в 3171 товарную позицию (разница в ставках) - она является результатом того, что Казахстан продолжил свои переговоры по вступлению в ВТО, как если бы он не являлся членом ЕАЭС.

- Какого позитива ожидать от вступления в ВТО?

- Один из таких гипотетических плюсов вступления в ВТО в том, что наши экспортеры получат доступ к международно признанным инструментам разрешения торговых споров и могут обращаться в суд ВТО.

- Не будут ли ЕАЭС и ВТО друг другу противоречить?

- Поскольку Россия является членом ВТО, то нормативно-правовая база ЕАЭС максимально адаптирована к условиям ВТО, и, можно сказать, что Казахстан уже в условиях ВТО. Точно могу сказать, что для потребителя серьезных изменений в объективной реальности не произойдет. Для казахстанских производителей, если правительство будет настаивать на том, чтобы полностью убрать инструмент поддержки местного содержания, это, конечно, станет серьезным вызовом. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры