astana-view

Бесплатные сервисные услуги НПП в регионах

27 Января 2016
11433 просмотров

Какая сервисная поддержка оказывалась предпринимателям в регионах в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса - 2020» в 2015 году?

По состоянию на 25 ноября 2015 г., оказано 56640 сервисных услуг 35174 субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом количество оказанных услуг, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось с 32195 до 56640 (на 75,9%), а количество СМСП увеличилось с 15923 до 35174 (на 120,9%).

Наибольшее количество услуг по итогам 2015 года представлено в ЮКО - 9667 или 17,1%, ВКО - 7750 или 13,7% и г. Алматы - 7078 или 12,5%.

Анализ представленных услуг позволяет говорить о региональной дифференциации, вероятно, связанной с уровнем социально-экономического развития регионов. Развитие регионов проходит при значительных различиях в условиях воспроизводства: регионы в разной степени обеспечены природными ресурсами, сильно отличаются по структуре экономики, климатическим условиям, демографическим процессам, экономическому и научно-техническому потенциалам и др.

За октябрь-ноябрь т. г., по состоянию на 25.11.2015 г., оказано 23598 сервисных услуг 15161 субъектам малого и среднего предпринимательства.

Казахстанский сектор малого и среднего предпринимательства отличает высокая степень региональной дифференциации. Анализ субъектов МСП - участников сервисной поддержки в региональном разрезе по итогам 2015 года показывает, что наибольшее количество участников наблюдается в ЮКО - 4733 или 13,5%, г. Алматы - 4708 или 13,4% и Алматинской области - 4330 или 12,3%. В меньшей степени представлены участники сервисной поддержки в Мангистауской области - 909 или 2,6%, ЗКО - 1070 или 3,0% и Атырауской области - 1210 или 3,4%.  

За октябрь-ноябрь т. г. в 14 областях страны и гг. Астана и Алматы оказано 23598 услуг 15161 субъектам малого и среднего предпринимательства.

Рассматривая в отраслевом разрезе СМСП, получивших сервисную поддержку, необходимо отметить, что наибольшее число предпринимателей в 2015 г. наблюдаются в оптовой и розничной торговле, сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Так, в оптовой и розничной торговле задействовано 14814 участников или 42,1%, сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 6718 или 19,1%. Наименьшее количество участников сервисной поддержки наблюдаются в таких отраслях, как государственное управление и оборона – 1, деятельность домашних хозяйств – 8 и электроснабжение, подача газа, пара, воздушное кондиционирование.

Анализ обращений субъектов МСП, представляющих большую часть субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре обращений, показывает, что наибольшее количество субъектов в сфере оптовой и розничной торговли обслужено в г. Алматы - 3538 или 23,9%, Алматинской области - 1797 или 12,1% и ЮКО - 1290 или 8,7%. Наименьшее количество обращений в сфере оптовой и розничной торговли наблюдается в Мангистауской области - 130 или 0,9%, Атырауской области - 402 или 2,7% и ЗКО - 407 или 2,7%.

В сельском, лесном и рыбном хозяйстве больше всего обращений в 2015 году наблюдается в ЮКО – 1600 или 23,8%, Алматинской области – 1588 или 23,6% и ВКО – 772 или 11,5%. В меньшей степени представлены в данной отрасли г. Астана – 10 или 0,1%, г. Алматы – 18 или 0,3% и Мангистауская область – 22 или 0,3%.

Следующим по значимости в плане количества обращений СМСП является обрабатывающая промышленность. Так, больше всего обращений в 2015 году поступили в ЮКО – 398 или 19,2%, ВКО – 253 или 12,2% и Карагандинская область – 252 или 12,1%. Менее представлены в данной отрасли такие регионы, как Мангистауская область – 27 или 1,3%, ЗКО – 47 или 2,3% и Кызылординская область – 52 или 2,5%.

В сфере транспорта и складирования количество участников в 2015 году расположилось в следующем порядке по мере убывания: Актюбинская область – 160 или 13,8%, Костанайская область – 157 или 13,5% и ВКО – 119 или 10,3%. Самое меньшее количество обращений в сфере транспорта наблюдается в таких регионах, как Кызылординская область – 14 или 1,2%, Мангистауская область – 21 или 1,8% и Жамбылская область – 32 или 2,8%.

Как показал анализ общего количества участников в разрезе организационно-правовой формы, по итогам 2015 года за получением сервисной поддержки обратились  24 902 индивидуальных предпринимателей, 5605 товариществ с ограниченной ответственностью,  4584 крестьянских хозяйств,  остальные 60 - производственные кооперативы и 23 акционерных обществ.

За октябрь-ноябрь 2015 года за получением сервисной поддержки обратились 10 454 ИП,  2 218 ТОО, 2 455 КХ, остальные 0,2% составляют акционерные общества и производственные кооперативы, осуществляющие коммерческую деятельность.

Анализ общего количества участников в разрезе организационно-правовой формы показывает, что доля субъектов МСП, имеющих форму собственности ИП, значительно преобладает над другими организационно-правовыми формами. Это объясняется тем, что, во-первых, данная категория, согласно статистическим данным Комитета по статистике, занимает значительную долю среди действующих субъектов МСП в Казахстане (более 73% по состоянию на 01.09.2015 г.). Многие начинающие бизнесмены выбирают форму ИП неслучайно. У данной организационной формы есть целый ряд основных преимуществ:

1. Упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, при котором не требуется специальное бухгалтерское образование. Более того, если индивидуальный предприниматель использует упрощенную систему налогообложения, экономия становится очевидной.

3. Простота организации денежных расчетов. Индивидуальный предприниматель не обязан иметь расчетный счет в банке. А даже и при наличии такого счета ему не устанавливается лимит по остатку денег в кассе. Кроме этого, индивидуальный предприниматель вправе не оформлять кассовую книгу.

В сравнении итогов октября-ноября 4 квартала с 3 кварталом 2015 г. наблюдается некоторое снижение показателей по количеству обращений в организационно-правовой форме ИП и ТОО. Так, темпы роста ИП снизились с 12877 в 3 квартале до 10454 в октябре-ноябре 4 квартала (на 23,2%), а ТОО с 2860 до 2218 (на 28,9%).

В то же время количество обращений в форме КХ за аналогичный период увеличилось с 1905 до 2455 (на 28,9%), ПК с 23 до 25 (на 8,7%) и АО с 7 до 9 (на 28,6%).  

Наибольшее количество предприятий в форме ИП, обратившихся в ЦОП по итогам 2015 года, наблюдается в таких регионах, как г. Алматы - 3973 или 15,9%, ЮКО - 3014 или 12,1% и Алматинской области - 2675 или 10,7%.

Наименьшее количество обратившихся в форме ИП наблюдается в Мангистауской области - 635 или 2,5%, СКО - 772 или 3,1% и ЗКО - 743 или 3,0%.

Количество обращений СМСП, зарегистрированных в форме ТОО, составляют наибольшую долю в ЮКО - 1092 или 19,5%, г. Алматы - 730 или 13,0% и г. Астана - 514 или 9,2%. В меньшей степени обращений в форме ТОО наблюдаются в таких регионах, как Кызылординская область - 146 или 2,6% от всех ТОО, Павлодарская область - 151 или 2,7% и Алматинская область - 162 или 2,9%.

Наибольшее количество обращений предприятий в форме КХ встречаются в Алматинской области – 1493 или 32,6%, ВКО – 620 или 13,5% и ЮКО – 584 или 12,7%. Незначительная доля КХ наблюдается в г. Астана – 3 или 0,06%, г. Алматы – 3 или 0,06% и Мангистауской области – 20 или 0,4%.

Во всех регионах, кроме г. Астана, Алматинской области и Мангистауской области, наблюдается обращение предпринимателей в форме производственных кооперативов, но их доля в общем количестве организационно-правовых форм незначительна. Так, наибольшее количество обращений в форме производственных кооперативов наблюдается в ЮКО – 36 и Акмолинской области – 4. В меньшей степени представлены участники в Атырауской области – 1, Костанайской области – 1, Кызылординской области – 1 и Павлодарской области – 1.

Количество обращений СМСП, зарегистрированных в форме АО в общем количестве организационно-правовых форм, также незначительно и в большей степени представлено только в таких регионах, как ЮКО - 7 и Мангистауской области - 3. Меньше всего обращений СМСП в форме АО наблюдаются в г. Астана - 1, Жамбылской области - 1, ЗКО - 1 и вовсе не представлены в г. Алматы, Алматинской области, Акмолинской области, Кызылординской области, Павлодарской области и СКО. 

Наибольшее количество субъектов в форме ИП обратились в г. Алматы – 1873, ЮКО – 1391 и ВКО – 1204. Меньше всего обращений в форме ИП наблюдается в Кызылординской области - 198, ЗКО – 291 и СКО – 292.

Наибольшее количество СМСП в форме ТОО наблюдается в ЮКО – 415, г. Алматы – 318 и г. Астана – 231. В меньшей степени обращений в форме ТОО в Кызылординской области – 13, Карагандинской области – 50 и Павлодарской области – 50.

Наибольшее количество обращений предприятий в форме КХ встречаются в Алматинской области - 952, ВКО – 467 и ЮКО - 332. Незначительная доля КХ наблюдается в г. Алматы – 1, г. Астана - 2 и Мангистауской области - 18.

 В 8 регионах из 16 наблюдается обращение предпринимателей, зарегистрированных в виде ПК, всего таких предпринимателей составляет 25 человек или 0,2% от общего количества СМСП.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, представленные как АО, были отмечены в 7 регионах из 16, их общее количество достигло 9 субъектов или составило 0,1% от общего количества, получивших поддержку.

Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: многообразие организационно-правовых форм предоставляет возможность вести предпринимательскую деятельность с учетом особенностей региона, материальных возможностей предпринимателя или группы людей, целей и задач деятельности, возможностей для развития, подчеркивает индивидуальность предпринимателей.

По итогам 2015 года из 35174 предприятий, получивших сервисную поддержку, 34378 предприятий относятся к малому бизнесу, что составляет 97,7% от общего количества обратившихся. К среднему бизнесу относятся 796 предприятий или 2,3% всех обратившихся за поддержкой.

За октябрь-ноябрь из 15161 предприятий, получивших сервисную поддержку, 14 936 предприятий относятся к малому бизнесу, что составляет 98,5% от общего количества обратившихся. К среднему бизнесу относятся всего 225 предприятий или 1,5% всех обратившихся за поддержкой.

В то же время наблюдается некоторое снижение по количеству участников сервисной поддержки, как со стороны малых предприятий, так и со стороны средних. Так, количество малых предприятий в октябре-ноябре 4 квартала 2015 г. по сравнению с 3 кв. 2015 г. снизилось с 17240 до 14936 (на 15,4%), а средних предприятий с 432 до 225 (на 92,0%).

Наибольшее количество предприятий, относящихся к малому бизнесу по итогам 2015 года, приходится на г. Алматы – 4601 или 13,4%, ЮКО – 4525 или 13,2% и Алматинскую область – 4318 или 12,6%.  

Наименьшую долю занимают такие регионы, как Мангистауская область – 879 или 2,6%, ЗКО – 1059 или 3,1% и Атырауская область – 1165 или 3,4%.

Наибольшее количество предпринимателей, деятельность которых относится к среднему бизнесу, наблюдается в ЮКО – 208 субъектов или 26,1%, г. Алматы – 107 субъектов или 13,4% и ВКО – 77 или 9,7%.

В ЗКО, Алматинской области и Костанайской области наименьшее обращение лиц в среднем бизнесе: 11, 12 и 13 соответственно.

В региональном разрезе по итогам октября-ноября 2015 года наибольшее количество предприятий, относящихся к малому бизнесу, приходится на Алматинскую область - 2363 предприятий, г. Алматы - 2138 предприятий и на ЮКО - 2111 предприятий.

 Наибольшее количество предпринимателей, деятельность которых относится к среднему бизнесу, наблюдается в г. Алматы - 55 человек, в ЮКО - 46 человек, и ВКО -  20 субъектов.

Региональный дисбаланс в развитии малого и среднего бизнеса обусловлен плотностью населения, уровнем предпринимательской активности и спросом на услуги в том или ином регионе.           

Сравнивая соотношение мужчин и женщин в рамках отчетных периодов (1 полугодие, 3 квартал и 4 квартал), максимальное количество мужчин обратилось в 3 квартале 9255 – 49,4% от итогового количества мужчин, обратившихся в 2015 году. Также наибольшее число женщин, получивших сервисные услуги, приходится на июль, август и сентябрь  - 8417 или 51,2 % от общего количества женщин, получивших услуги в 2015 году. Наряду с этим, значительное количество участников обратилось в октябре-ноябре 2015 года – 15161 субъектов МСБ, где общее количество мужчин составило 8028 участников или 52,9%, женщин  7133 участницы – 47,1%.

Количество мужчин в качестве потребителей сервисных услуг по итогам 2015 года превышает женщин на 2302 участников или 14,0%. Так, если в 1 полугодии мужчины превышали женщин на 41,6%, то в 3 квартале на 9,9%. При этом в октябре-ноябре 4 квартала, по сравнению с 3 кварталом, наблюдается уменьшение женской активности в получении сервисных услуг, где мужчины превышают женщин на 895 участников или 12,5 %.

В то же время наблюдается значительная динамика по количеству участников сервисной поддержки, в период с июня по сентябрь, как со стороны мужчин, так и женщин: с 841 до 9255 участников или в 11 раз и с 594 до 8417 или в 14,2 раз соответственно. Однако в октябре-ноябре 2015 года, по сравнению с 3 кварталом, просматривается незначительный спад как со стороны мужчин, так и со стороны женщин: с 9255 до 8028 (на 15,3%) и с 8417 до 7133 (на 18%) соответственно.

В таких регионах, как ЮКО, Жамбылская, Мангистауская и Северо-Казахстанская области, преимущественно наблюдается превышение мужчин над женщинами, в качестве потребителей сервисных услуг.

В г. г.Алматы и Астана, напротив, наблюдается превышение женщин над мужчинами в 1,7 раза и 1,02 раза соответственно. Данная ситуация, вероятно, возникла из-за более высокого уровня вынужденного предпринимательства, когда населению (в особенности женскому) приходится открывать свой бизнес не благодаря стремлению изобрести и продвинуть на рынок инновационные продукты, а из-за необходимости обеспечивать себя и свою семью. Также в региональном разрезе по итогам октября-ноября 2015 года,  явное преимущество в пользу женщин отмечается в г. Алматы, где на 581 женщин-предпринимателей больше, чем мужчин.

Возрастной состав потребителей сервисных услуг представлен всеми возрастными категориями – от 17 и свыше 57 лет.

Проводя сравнительный анализ возрастного состава, следует отметить, что основной категорией в 2015 году являются участники от 30 до 49 лет – 17596 или 50,0% от всего количества участников. За октябрь-ноябрь т. г. сервисную поддержку получили 7482 предпринимателей в возрасте от 30 до 49 лет, что составляет 49,4% от общего количества по отчету (15161).

Более того, если сравнивать в рамках отчетных периодов 2015 года 1 полугодие и 3 квартал, то также данная категория остается неизменной и превалирует над остальными возрастными категориями (50,9%, 50,6%).

Второй по значимости, по итогам 2015 года, является категория в возрасте 50-57 лет – 7168 чел. или 20,4%. За октябрь-ноябрь 2015 года 3 130 предпринимателям в возрасте от 50 лет до 57 лет также была оказана сервисная поддержка, что составляет 20,6% от общего количества СМСП.

Также, если сравнивая отчетные периоды 2015 года: 1 полугодие и 3 квартал, то данная возрастная категория по-прежнему остается на втором месте. Данная категория превалирует над молодежью и над лицами  старше 57 лет (21,2%, 20,2%).

Наименьшее количество предпринимателей обратилось за получением сервисных услуг в возрасте от 57 лет и выше – 4839 человек или 13,8%. Практически та же самая картина наблюдается и в октябре-ноябре 2015 года – 2370 или 15,6%. Сервисные услуги пользуются наименьшим спросом у данной категории граждан в течение всего отчетного года.

В то же время в рамках 4-го квартала наблюдается увеличение интереса к сервисной поддержке у лиц старше 57 лет по сравнению с категорией от 17 до 29 лет и опережает на 191 субъектов МСБ.

Количество участников сервисной поддержки среди наиболее молодой части населения по сравнению с другими категориями, остается на 3 месте среди анализируемых 4 групп в разрезе 2015 года и составляет – 5571 клиента или 15,8%. За октябрь-ноябрь т. г. сервисную поддержку получили 2 179 предпринимателей в возрасте от 17 до 29 лет, что составляет 14,4% от общего количества за данный период. Это объясняется тем, что чаще всего обращаются за консультационной поддержкой в ЦОП действующие предприятия. Устоявшейся считается фирма, существующая более 42 месяцев, и возможности попадания в группу устоявшихся предпринимателей у категории в возрасте от 17 до 29 лет практически нет.

Практически такая же ситуация прослеживается и за октябрь-ноябрь 2015 года.

 Согласно Единой программе поддержке и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2020», сервисная поддержка ведения действующей предпринимательской деятельности  предоставляется по 8 видам услуг.

Сервисная поддержка в 2015 году начата со второй середины мая. По состоянию на 25 ноября 2015 года, в ЦОП, ЦПП и МЦПП было оказано 56640 услуг 35174 субъектам МСБ, что больше предыдущего отчетного периода (3 квартал)  в 2 раза.

 Анализ обращений субъектов МСП по итогам 2015 года показывает, что наибольшее количество консультаций было оказано по юридическим вопросам – 16748 или 29,6%, по бухгалтерским и налоговым услугам  – 14611 или 25,8% и по вопросам маркетинга – 10687 или 18,9%.

Наименьшее количество консультаций оказано по вопросам менеджмента – 1648 или 2,9% и полному сопровождению всего процесса по внедрению систем менеджмента – 2245 или 4,0%.

По сравнению с прошлым отчетным периодом, структура консультаций по видам услуг в 4 квартал 2015 г. незначительно изменилась по таким направлениям, как ведение бухгалтерского и налогового учета, услуги по таможенным процедурам, консультирование и полное сопровождение процесса по внедрению систем менеджмента, услуги по вопросам маркетинга, услуги, связанные с государственными закупками и услуги по вопросам менеджмента. Так, в структуре обращений существенно снизилась доля консультаций по ведению бухгалтерского и налогового учета, консультирование и полное сопровождение процесса по внедрению систем менеджмента и услуги связанные с госзакупками.

Напротив, незначительно увеличилась доля обращений по таможенным процедурам, оказанию юридических услуг, услугам по вопросам маркетинга и услугам по вопросам менеджмента.

Если рассматривать подробно количество обращений по видам услуг в разрезе регионов, то по услугам в области бухгалтерского и налогового учета наибольшее количество оказанных услуг наблюдается в ЮКО – 2415, Алматинской области – 1526 и Актюбинской области – 1479.

Начиная с мая 2015 года, РПП в регионах республики проведен конкурсный отбор и определены сервисные компании, оказывающие услуги, за исключением РПП ЮКО, Жамбылской, Кызылординской, Акмолинской области, где сервисные услуги оказываются собственными усилиями. По результатам конкурсного отбора РПП областей и городов республиканского значения были определены 28 сервисных компаний для оказания услуг в 12 регионах страны.

На протяжении исследуемого периода в региональном разрезе в рамках ЦОП по итогам 2015 года доминируют такие регионы, как г. Алматы – 7078 обращений или 25,1%, ЮКО – 3930 или 13,9% и ВКО – 3233 или 11,5%.

Наименьшее количество обращений в ЦОП по итогам 2015 года зафиксировано в Алматинской области – 523 или 1,9%, Акмолинской области – 622 или 2,2% и Костанайской области – 707 или 2,5%.

В то же время МЦПП в 2015 году представлены не во всех регионах страны, – расположены в порядке убывания в Атырауской области – 276 или 43,3%, Кызылординской области – 111 или 17,4%, ЗКО – 91 или 14,3%, СКО – 89 или  13,9% и Павлодарской области – 71 или 11,1%.

Анализ обращений субъектов МСП  по видам оказываемых услуг в ЦОПе по итогам 2015 года показывает, что наибольшее количество консультаций из 28227 услуг было оказано по бухгалтерскому и налоговому учету – 5439 или 19,3%, по вопросам маркетинга – 6910 или 24,5% и юридическим вопросам – 4267 или 15,1%.

В региональном разрезе наибольшим спросом пользуются услуги по налогообложению и бухучету в г. Алматы - 1265 обращений, ВКО - 916 и ЗКО - 468.

Анализ обращений субъектов МСП по видам оказываемых услуг в ЦПП показывает, что наибольшее количество консультаций из 27770 услуг было оказано по юридическим услугам - 11694 или 42,1%, бухгалтерскому и налоговому учету - 9053 или 32,6% и по вопросам маркетинга - 3490 или 12,6%.

Анализ обращений субъектов МСП  по видам оказываемых услуг в разрезе МЦПП показывает, что наибольшим спросом пользуются услуги по вопросам маркетинга – 190 или 29,8%, юридические услуги – 131 или 20,5%, и ведение бухгалтерского и налогового учета – 120 или 18,8%.

В меньшей степени пользуются спросом услуги в сфере информационных технологий – 21 или 3,3% и по вопросам менеджмента – 24 или 3,8%. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры