Как защитить внутренний рынок Казахстана от экспансии импортного товара?
У предпринимателей СКО появилась возможность вплотную заняться швейным делом. Есть ли перспективы у этой отрасли в северном регионе страны рассказал исполнительный директор ТОО «Швейная фабрика школьной и детской одежды» Александр Белоконенко.
Как сейчас обстоят дела в мировой легкой промышленности?
Легкая промышленность входит в состав ведущих мировых отраслей. На ее долю приходится 5,7 % мирового промышленного производства и более 14 % занятых в производстве. Лидирующие позиции в мировом экспорте одежды занимают Китай (17% мирового экспорта текстиля), Гонконг (12%), Германия, Италия Турция, Мексика, США, (по 7 % швейной продукции). Как Вы видите, производство тканей и одежды – важный источник дохода и занятости многих стран, в том числе развивающихся. Отрасль характеризуется постоянным ростом, обусловленным ростом населения земли и повышением его благосостояния. Так за последние 15 лет потребление тканей и одежды выросло в странах ЕС на 90,5 %, США- на 99,3 %, Японии- на 220 %. В развивающихся странах (Китай, Турция, Индия, Индонезия и др.) легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики.
Какая помощь оказывается для развития легкой промышленности в этих странах?
В большинстве из этих стран разработаны программы поддержки отраслей легкой промышленности, включающие в себя меры государственной поддержки производителей, направленные на налоговое и таможенное регулирование. Так в Китае производителям продукции легкой промышленности устанавливается льготный режим налогообложения. В Турции ввозимое для отрасли оборудование не облагается пошлинами и НДС.
В Турции экспортеры предоставляются целевые льготные кредиты, полный или частичный возврат налогов, включенных в стоимость экспортной продукции, частичная компенсация расходов на научные разработки, кредитные каникулы на вновь запускаемые производства.
В вопросе создания инфраструктуры бизнеса нам интересен опыт Китая. Там отдельные провинции и города специализируется на выпуске определенных видов изделий (тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий, одежды для женщин и др.). Для повышения конкурентоспособности продукции, создания инновационной основы развития отрасли, власти провинций содействуют формированию на своих территориях и инфраструктуры бизнес-технопарков, включающих в себя центры проверки качества, сервисные, учебные, информационные, логистические центры и центры автоматизированного проектирования моделей, научно-исследовательских институтов по изучению свойств тканей, технологий и другое.
Государственная поддержка предприятий отрасли позволила развивающимся странам повысить качество производимой продукции, обновить парк технологического оборудования. Так, за последние 10 лет Китай и Турция полностью обновили основное технологическое оборудование. Тогда как в России этот % составил лишь 1,5%. У нас, в Казахстане единицы предприятий, которые имеют возможность приобрести специальное высокопроизводительное оборудование.
В каком состоянии сегодня находится легкая промышленность Казахстана?
По оценкам различных экспертов внутренний спрос на отечественные товары (одежда и обувь) наш легкая промышленность обеспечивает менее чем на 10% (отмечу, порог экономической безопасности государства должен составлять не менее 30 %).
При этом менее 8% приходится на швейную и текстильную подотрасль, на кожевенно-обувную менее 2%. Оставшиеся более 90% рынка занимают импортные товары. Замечу, что 10% это совокупный объем, в котором товары народного потребления занимают объем не более 1,5 -2%. Объем отечественного рынка ТНП составляет 1,7-2,0 трлн тенге. Уход с рынка одежды и обуви отечественных предприятий вызван небывалой интервенцией товаров легкой промышленности из Европы, Азии, Америки. Представители иностранных фирм и совместных предприятий закупают и реализуют изделия, изготовленные в Китае, Тайване, Гонконге, детскую одежду, изготовленную в Италии, Португалии, Египте. Значительные партии детской одежды ввозятся «челночниками» из Турции, Кореи, Китая, Арабских Эмиратов. Все это привело к резкому снижению объемов производства легкой промышленности, закрытию предприятий, массовому увольнению работников их этих предприятий. Так, к примеру, в Петропавловске были закрыты две фабрики союзного значения и 5 швейных цехов, находящиеся в районных центрах. Число работников швейных предприятий сократилось с 5 000 человек до 500-600 человек. Такая же картина наблюдается в целом по всему Казахстану.
Как можно решить данную проблему?
Чтобы переломить сложившуюся ситуацию на рынке одежды и обуви, нужна воля отечественных товаропроизводителей, подкрепленная прорывными бизнес-проектами и эффективная поддержка со стороны государства, особенно в переходный период.
Надо отметить, что современные производители легкой промышленности находятся в зоне больших рисков. На западе, рыночные риски распределены между его участниками по кластерному принципу (оптовые и мелкооптовые торговые фирмы, фирмы, оказывающие сервисные услуги, информационно-рекламные услуги, транспортно-логистические услуги, производство малых и средних предприятий и др.) обеспечивающие устойчивую работу товаропроводящей сети.
Кроме этого, низкая конкурентоспособность Казахстанской продукции складывается из-за высокой себестоимости производства, отсутствия специального высокопроизводительного оборудования, что влияет на качество товара. У нас отсутствуют эффективные программы маркетингового продвижения, привлекательность и эргономичность упаковки. Это обусловлено низким уровнем знаний у отечественных предпринимателей об основных экономических законах развития бизнеса и эффективных способах продвижения продукции.
Для решения данных проблем мы должны создать эффективную систему подготовки, переподготовки и аттестации кадров технического и управленческих звеньев, а также совершенствовать обучение рабочего звена - швей, закройщиков и других специалистов, востребованных в швейных цехах.
Сегодня мы разработали концепцию развития нашего швейного предприятия ТОО «Швейная фабрика школьной и детской одежды», которая направлена на выполнения мероприятий по улучшению работы предприятия, технологической модернизации производства, увеличение производительности и качества труда, замещение импорта, защиты интересов товаропроизводителей, более полной загрузки действующих мощностей.
С начала 2019 года стал активно функционировать швейный мега-кластер, управляющей компанией которого является «Научно-исследовательский институт дизайна и технологий «Сән Әлемі». Основная его цель - создать условия к повышению наукоемкости в индустрии швейной промышленности, создать для участников кластера условия, которые мотивировали бы наших товаропроизводителей к расширению ассортимента, направленного на сокращение импортных товаров на нашем рынке.
ТОО «Швейная фабрика школьной и детской одежды», используя государственные программы поддержки отечественных производителей, предлагает на базе нашей швейной фабрики создать дилерскую сеть, которая должна охватить все региональные рынки (13 районов СКО), в том числе и областной центр. Основная цель дилерской сети развитие механизмов региональных рынков, снижение рыночных рисков, отражающихся на производителе. В каждом районном центре ведется поиск структуры, которая должна стать товаропроводящей ячейкой между нашим предприятием и районным центром. Выбор каждой такой структуры будет согласовываться с акиматом района, филиалом палаты предпринимателей, отделом образования района.
Как можно использовать существующую государственную поддержку?
Используя государственную программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», предусматривающую выделение грантов в пределах 250 000 тенге, швеи прошедшие краткосрочное обучение могут приобрести оборудование. Это даст возможность снизить затраты, на укомплектование оборудованием вновь создаваемых малых швейных цехов. Кроме того, наше предприятие, в составе имеет учебный центр «Швейный профессионал», который готов обучить швей на краткосрочных курсах. Открытие малых швейных цехов в районах, используя технологические возможности фабрики решат в районах проблемы обеспечения аграриев спецодеждой, офисной одеждой учителей и работников гос. учреждений и другое. Кроме того, как отметил председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев, в этом году к запланированному обучению 15 тысяч сельчан по линии «Бастау» дополнительно, по поручению Главы государства, будут обучены 40 тысяч безработной молодежи из села. Учитывая высокий спрос, предлагают увеличить индикатив финансирования с 20% до 30% из числа обучившихся по программе «Бастау».
Соответствует ли местная детская одежда нормативам ГОСТа?
Одной из немаловажных задач, стоящих перед отечественными товаропроизводителями, является вытеснения с нашего рынка продукции детского ассортимента, в том числе и школьной формы низкого качества. Для этого, в Палате предпринимателей открыт Реестр для регистрации отечественных производителей на возможность выполнения таких работ с получением индустриальных и экологических сертификатов. Наличие указанных нормативов даст возможность поставлять на отечественный рынок детскую одежду, в том числе школьную форму.
В свою очередь поставка детской одежды соответствующего качества на рынок несет за собой и повышения цен по сравнению с продукцией низкого качества.
Для повышения привлекательности на рынке качественной одежды считаю в переходный период установить компенсационные нормативы предложения, по которым должен дать Ученый совет «Научно – исследовательский институт Дизайна и технологий «Сән Әлемі» с привлечением экспертов по вопросам легкой промышленности аккредитованных «Атамекеном». Установить закуп школьной формы только у производителей, внесенных в реестр Палаты предпринимателей.
В свою очередь наша фабрика, являясь соучредителем республиканского швейного мега-кластера «Научно – исследовательский институт Дизайна и технологический «Сән Әлемі», расширяя свой ассортимент, и имея специальное высокопроизводительное оборудование, будет готовить крой и загружать малые швейные цеха в районах, тем самым готовить дополнительные рабочие места в сельской местности. Развивая швейное производства в мега-кластере, сельские швейные цеха со временем так же попадут под инновационные государственные проекты, получать возможность модернизировать свои производства.
Последовательно решая вопросы модернизации производства, внедряя эффективные системы современного менеджмента и маркетинга. Применяя эффективную поддержку со стороны государства, наши товаропроизводители смогут максимально потеснить импортеров товаров, оставить на рынке тот объем импортного товара, который будет сохранять баланс конкурентной среды на отечественном рынке.
Спасибо за интересную беседу!
Оставьте комментарий:
Комментарии: