astana-view

Казахстанскому ритейлу 20 лет. Где мы находимся сейчас и что нас ждет впереди?

19 Марта 2019
2588 просмотров

Итоги международного съезд ритейлеров, посвященного 20-летию казахстанской розницы под названием «Мир торговли 2019», в своем аналитическом обзоре подвел Динмухамед Абсаттаров.

На прошлой неделе мы (НПП «Атамекен») совместно с компанией «Exim Partners» провели в Алматы международный съезд ритейлеров, который был посвящен 20-летию казахстанской розницы под названием «Мир торговли 2019». По сути, данное мероприятие стало традиционной, т.к. ежегодно на его площадке собираются авторитетные эксперты, дистрибьюторы, поставщики технологий и товаров, международные сети, различного уровня байеры и представители госорганов.

Конечно, большое спасибо организатору Конвента Елене Саргалдаковой, которая ежегодно расширяет горизонты данного съезда и реально способствует в определенной мере развитию отечественной торговли.

Да, в ходе двухдневной «тусовки» участниками мероприятия были затронуты самые актуальные темы современного ритейла: закупочная политика торговых сетей, борьба с контрафактом, кадровые вопросы в торговле, переговоры с сетями, экспорт в Европу и страны СНГ, вопросы регулирования торговой сферы, категорийный менеджмент, экспорт фруктов и овощей в РФ, новые технологии, e-commerce и др.

Итак, остановлюсь коротко на некоторых из них:

Первое. Несмотря на развитие современных форматов и расширения позиций торговых сетей, наши производители так и не до конца поняли правила развития торговли, не научились правильно представлять свой продукт, свой торговый знак, не понимают важность развития собственного бренда. И здесь мы не берем во внимание пресловутые причины нехватки денег, отсутствие поддержки и т.д. Большинство предприятия-производители не желают проявлять гибкость и подстраиваться под требования торговых сетей. Одним словом, не работает элементарный маркетинг. С другой стороны, нет анализа рынка, узкого исследования конкретной ниши. И когда в одном зале собрались все стороны рынка, указанные недостатки стали очевидными.

Я конечно, не про всех, но, про основную массу казахстанских поставщиков, которые систематический сетуют на несправедливую политику со стороны крупных магазинов. Работа по принципу «я произвел, а торгаши должны сами ко мне приходить» остался в позапрошлом веке. Производителей много, а цивилизованные маркеты являются той самой площадкой, где стыкуются спрос и предложение, и они открыты для взаимодействия, НО, под конкретными условиями, отвечающими требованиям рынка.

Второе. Это то, что в Конвент приехали компаний розничной торговли стран ЕАЭС и они заинтересованы в установлении B2B сотрудничества с казахстанскими производителями. Во приведу простой пример потребности новосибирской сети «Бахетле» (марка «Добрянка»), которая очень заинтересована в поставках fresh food из РК. Новосибирск занимает второе место в РФ по торговым площадям на душу населения. «Добрянка» реализует 5 тонн гранатов в неделю, 6 тонн томатов и огурцов, картофеля 20 тонн. В июне-июле острая потребность в сарыагашком картофеле. И это только 4 магазина «Добрянки».

В настоящее время данная сеть закупает овощи и фрукты в Узбекистане и Казахстане, однако поставки из РК несистемны и осуществляются посредническими фирмами по принципу «когда как получится». Активно участвовавшие в панельной сессии «Фермеры Чилика» не проявили желания сотрудничать с ними, несмотря на декларируемую высокую порчу продпродукции.

Третье. Для реального продвижения ОТП между торговой сетью и производителем нужен один игрок, который мог бы осуществлять сортировку, упаковку, предпродажную подготовку произведенной продукции по современным стандартам, что на сегодняшний день является главным барьером между двумя сторонами. Будь это ОРЦ, официальный дилер или как можно назвать еще, не суть важно.

Четвертое. Это абсолютное отсутствие у превалирующего большинства малых компаний-производителей маркетинговой стратегии, а у большинства стабильных фирм отдела маркетинга. Это, в современном мире, недопустимая модель работы, особенно, в торговле. И на прямолинейный подход ОТП – «мы хотим, чтобы вся линейка производимой продукции располагались на полках сетей, последние коротко ответили – мы продаем то, что пользуется спросом у покупателей!!!». Сегодня все сферы бизнеса исходит из принципа банальной клиентоориентированности. Максимальную цену за любой товар вы можете получить только тогда, когда в нем есть максимальная необходимость. Нужно посмотреть на свой продукт и свой собственный бренд глазами конечного потребителя. Потому что он будет выбирать, что ему покупать, а что нет.

Я вам не открываю ничего нового, но очень жалко, что именно такие элементарные вещи не воспринимаются нашими ОТП, которые постоянно жалуются на политику сетей, магазинов и т.д. Простой пример высказывания простого продавца на алматинском рынке «Кенжехан» на вопрос, почему в его ассортименте нет казахстанской обуви, носков, белья и др. он очень спокойно ответил «а кто предлагал мне их».

Нужно вести постоянные переговоры с сетями, маркетами, рынками, дистрибьюторами, байерами, всеми участниками торговли, не забывая про свое уникальное торговое предложение.

Пятое. Контрафакт. Только в результате потребления населением поддельного коньяка под известной маркой «Бахус» в год бюджет страны недополучает 3-3,5 млрд. тенге налогов. В этом плане, по мнению бизнеса, декларируемая повсеместно популярное слово «маркировка» не принесет эффекта. Теневики так и будут «благополучно» работать во внелегальном поле, а дополнительная нагрузка от чипирования будут нести только «чистоплотные» игроки рынка. Без системной борьбы с неформальной экономикой, говорить об эффективности цивилизованных инструментов прослеживаемости и учета продукции, по крайней мере, преждевременно.

Если продолжать, то таких интересных аспектов очень много.

В целом, что удивляет, это масштаб и притягательная сила Конвента «Мир Торговли», куда собрались участники из 8 зарубежных стран. В мероприятии приняли участие 35 ритейлеров из Казахстана, Беларуси, России, Украины, Армении, Узбекистана и Азербайджана, около 20 средних и крупных дистрибьюторов и 21 ОТП. Это несмотря на то, что билеты на него относительно не дешевые.

И я очень рад, что не первый год НПП «Атамекен» является его соорганизатором. Действительно качественный в содержательном и обучающем плане съезд ритейлеров очень полезный. По результатам двухдневного съезда достигнуто более 60 договоренностей между казахстанскими поставщиками и торговыми сетями РК и зарубежных стран. Данный конгресс уже стал ежегодной традиционной площадкой для встреч профессионалов сферы трэйда. И с каждым разом съезд «Мир торговли» становится все актуальнее и интереснее.

Ну, а я поздравляю Вас с 20-летием казахстанского ритейла и желаю процветания отечественным копаниям и торговле Казахстана.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры