astana-view

Результаты общественного мониторинга за 2019-2020 годы

06 Ноября 2020
7572 просмотров

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» публикует результаты общественного мониторинга за 2019 – 2020 гг.

Напомним, что в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей», Национальная палата предпринимателей «Атамекен» осуществляет общественный мониторинг.

Главными задачами мониторинга являются сбор, систематизация, анализ и обобщение информации, в том числе оценка достижения степени решения проблем и задач, на решение которых направлен нормативный правовой акт, а также его влияния на положение предпринимательства в Республике Казахстан.

В целях сбора, систематизации и решения проблем бизнеса с 2014 года «Атамекеном» реализуется уникальный проект «Реестр проблем предпринимателей» (далее – Реестр), который стал одним из действенных инструментов общественного мониторинга. 

Все проблемы собираются и размещаются в открытом доступе на сайте НПП «Атамекен»

С момента запуска реестра было выявлено 635 системных проблем, распределенных по 45 направлениям деятельности,  527 из которых или 83% удалось решить.

Согласно мониторингу наибольшее количество обращений предпринимателей связано с деятельностью в сфере логистики и перевозок. Далее в рейтинге вопросы в отрасли строительства, закупок, медицинской и фармацевтической деятельности, образования, АПК и сельского хозяйства, естественных монополий и разрешительных процедур.

Стоит отметить, что реализация данного проекта позволила мониторить «общую картину» по имеющимся проблемам и препятствиям в предпринимательской деятельности и получать информацию о состоянии предпринимательства в целом. На основе данной информации определяются отрасли, требующие принятия комплекса мер по решению проблемных вопросов предпринимателей.

На основе мониторинга и анализа поступающих от бизнес-сообщества обращений совместно с Правительством на постоянной основе проводится работа по решению системных проблем предпринимателей.

 

Ежегодно для улучшения условий ведения бизнеса НПП РК «Атамекен» предлагает ряд мер. На 2020 год было внедрено 8 пакетов мер, в том числе в 2019 году: 

2 апреля 2019 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» (7-ой пакет).

Закон направлен на:

  • совершенствование условий для развития предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций в сферу торговли;
  • дальнейшее развитие торговли с государством, в том числе ЕАЭС;
  • обеспечение законного оборота товаров посредством их маркировки, а также внедрения онлайн-контроля кассовых машин;
  • совершенствование электронной и биржевой торговли;
  • повышение позиций Казахстана в рейтинге Doing business.

С принятием 7-го пакета поправок:

  • Сокращены сроки возврата до 15 рабочих дней при применении налогоплательщиками Контрольного счета НДС на добровольной основе.
  • Законодательно закреплено определение состава комитета по аудиту из членов совета директоров в целях исключения конфликта интересов.
  • Исключено требование о необходимости миноритарным акционерам доказывать в суде умышленность введения в заблуждение акционеров должностными лицами общества для привлечения их к ответственности.
  • Введена возможность открытия текущего счета в банке, постановку на регистрационный учет НДС и регистрацию договора для обязательного страхования жизни и здоровья работников на этапе регистрации юридического лица.
  • Устранен барьер для «бизнеса на колесах» в части выдачи разрешений на переоборудование транспортных средств под торговые павильоны и пункты питания, а также утверждения маршрутов их передвижения.

2020 год стал для предпринимателей и для в страны в целом сложным из-за карантина, который повлекла за собой пандемия коронавируса. Однако работа над мерами поддержки бизнеса не останавливалась, а только набирала обороты.

29 июня 2020 года принят ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата» (8-пакет).

По итогам обсуждения с бизнес-сообществом одобрен ряд предложений в сфере регулирования земельных отношений и развития конкурентной среды.

В сфере регулирования земельных отношений поправки направлены на:

  • исключение требования по обязательному выкупу права аренды при передаче права застройщиком уполномоченной компании в соответствии с законодательством о долевом участии в жилищном строительстве;
  • определение минимального срока аренды в 3 года при предоставлении земельного участка для целей строительства;
  • исключение необходимости подготовки и принятия решения акимата из процесса предоставления земельного участка, предоставляемого через торги, аукционы, конкурсы;
  • исключение обременения на продажу земельного участка при наличии на него предписания о необходимости принятия мер.
  • увеличение сроков аренды земельного участка для строительства;
  • рассрочка кадастровой стоимости при изменении целевого назначения земельного участка.

В сфере развития конкурентной среды и совершенствования антимонопольного законодательства:

  • увеличение срока исполнения выносимых антимонопольным органом уведомлений о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства с 10 до 30 дней с возможностью его продления по заявлению предприятия;
  • снижение административных барьеров при подаче субъектами рынка ходатайств на экономическую концентрацию и др.
  • сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием;
  • установление компетенции Правительства по утверждению перечня разрешенных видов деятельности для государственных предприятий и другие.

В рамках Комплексного плана мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» (утвержденного Распоряжением ПМРК № 11-р от 01.02.2019) НПП «Атамекен» на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди бизнес-сообщества о проводимых в стране реформ путем организации встреч и обсуждений, общественных приемных для бизнеса, а также через информационные каналы постоянно доводим до бизнеса новшества в законодательстве. 

Вместе с тем, на основании поступающих от бизнес-сообщества обращений проводится мониторинг практической реализации реформ.

Третий год подряд представители НПП «Атамекен» активно принимают участие в презентации реформ, проводимых Казахстаном по улучшению позиции страны в рейтинге «DoingBusiness» и их обсуждению с экспертами Всемирного банка в офисе Всемирного банка, г. Вашингтон (США). Участие НПП «Атамекен» в данной презентации также имеет положительную оценку со стороны Всемирного банка.

На данном этапе, с учетом предложений НПП «Атамекен» ведется работа по формированию очередного (девятого) пакета поправок в действующее законодательство в сфере регулирования предпринимательской деятельности, которые направлены сокращение количества процедур, снижение административных барьеров, а также временных и финансовых издержек бизнеса.

Что касается анализа регуляторного воздействия (далее – АРВ), то объем регуляторных инициатив сократился вдвое. Нацпалатой  проведена большая работа по вопросам дерегулирования и снижения административных барьеров:

- количество разрешений снижено на 72 % (с 1115 до 316);

- количество требований к предпринимателям на 58 % (30497 до 17654);

- оптимизирована система государственного контроля на 20%.

С 2013 по 2020 год (сентябрь включительно) НПП «Атамекен» выдано 34 391 экспертное заключение, из них 680 по законопроектам и 163 по концепциям законопроектов.

Принято участие в 196 заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. В рамках работы комиссии рассмотрено 420 концепций законопроектов, а также 91 законопроект, инициированный депутатами.

 

Социологические исследования

В целях мониторинга и объективной оценки предпринимательского (делового) климата в регионах Казахстана, анализа распространения коррупции в конкретных сферах, НПП «Атамекен» проводятся социологические исследования.

Так, в соответствии  с Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» регулярно проводится независимый рейтинг «Деловой климат».

Независимый рейтинг «Деловой климат» является национальным аналогом таких известных бизнес-инициатив, как «Опора России» Российской Федерации, «Бизнес-барометр» компании Deloitte, «Европейский барометр семейного предпринимательства» KPMG, «Бизнес - барометр для G20» компании Эрнст энд Янг, «Глобальный бизнес барометр» (TheEconomist) и пр.

В 2019 году Методика проведения независимого рейтинга «Деловой климат» (далее – Методика) усовершенствована с учетом результатов обсуждения и анализа потребностей бизнес-сообщества, инвесторов и государственных органов.

Согласно актуализированной Методике анализ и сравнение условий ведения бизнеса в регионах Казахстана проводится в разрезе 7 факторов: «Состояние рынка и ресурсов», «Рыночная инфраструктура», «Перспективы развития и продажи», «Внутренние ресурсы», «Технология и производство», «Государственная поддержка», «Административное регулирование».

Для более точной оценки делового климата, наряду с анкетным опросом предпринимателей и глубинного интервью с представителями МСП в регионах, используются также статистические данные в разрезе регионов (значимость статистических показателей - 50%, опроса предпринимателей -  50%).

Опрос проводится в 17 регионах Казахстана: в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и в 14 областях.

В рамках проекта в 2019 году проведен опрос 3091 малых и средний предприятий, 100 фокусированных интервью.

По выявленным в ходе исследования проблемам регулярно вырабатываются и реализовываются конкретные практические меры.

С результатами социологического исследования независимый рейтинг «Деловой климат» можно ознакомиться, перейдя по ссылке

Составной частью независимого рейтинга «Деловой климат» является «Специальный обзор по коррупции».

В результате усовершенствования   Методологии «Делового климата» с 2019 года «Специальный обзор по коррупции» выделен в отдельное исследование, который проводится по заказу Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.

Основные подходы к подготовке Специального обзора по коррупции согласованы с Агентством РК по противодействию коррупции.

Целью данного исследования является анализ распространения коррупции в конкретных сферах и выработка конкретных практических мер по выявленным в ходе исследования проблемам.

Обзор коррупции в 2019 году проводился в разрезе 8 сфер деятельности и представляющих их 15 государственных органов центрального и местного уровней.

В анкетном опросе приняло участие 5891 субъекта МСП (346 респондентов в каждом регионе), проведено 70 глубинных интервью во всех регионах страны.

По результатам исследования составлена республиканская карта коррупции. С результатами социологического исследования «Специальный обзор по коррупции» можно ознакомиться, перейдя по ссылке

Взаимодействие с Генеральной прокуратурой РК

С 2016 года в целях развития бизнеса и создания комфортных условий для предпринимательской деятельности между НПП «Атамекен» и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан заключаются Дорожные карты.

За годы сотрудничества с Генеральной прокуратурой реализовано более 90 мероприятий, это и гуманизация уголовного и административного законодательств, оптимизация госконтроля и решение системных проблем бизнеса.

Так, положительное решение нашли следующие вопросы:

  • сокращение регистрации уголовных дел в отношении предпринимателей в 8 раз;
  • исключение ареста предпринимателей;
  • освобождение от ответственности лиц, впервые совершивших преступление;
  • проведение амнистии;
  • анализ СУР по 6 сферам (налоговое администрирование, пожарная безопасность, СЭС, земля, трудовое законодательство, экология);
  • гуманизация уголовного законодательства (внесены поправки в УК, исключено «лжепредпринимательство» (ст.215), в 6 статей включены примечания об освобождении от ответственности (незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, монополистическая деятельность, незаконное использование товарного знака, нарушение маркировки подакцизных товаров, уклонение от уплаты налога);
  • гуманизация административного законодательства (возвращение института малозначительности; оплата штрафа с 50% скидкой по 300 составам КоАП РК; снижение штрафов на 30% по 95 статьям; замена штрафа на предупреждение по 45 статьям;
  • смягчение наказания по 15 статьям; досрочное возобновление лицензии/разрешения; исключение конфискации по 4 составам, введены альтернативы конфискации по 3 составам КоАП РК);
  • совместное решение системных проблем (решено 31 из 70);
  • проведен анализ 73 разрешенных товарных рынков, по итогам которых предложено исключение 62 разрешенных видов деятельности, осуществляемых субъектами квазигосударственного сектора;
  • проведена ревизия действующих юридических лиц на предмет соответствия и обоснованности осуществления ими видов деятельности, по итогам которой выработаны рекомендации, затрагивающие 103 из 301 предприятий, отнесенных к республиканской собственности;
  • утверждены Типовые формы договоров аренды и купли-продажи земельного участка;
  • проведен анализ 9 отраслевых законов на предмет наличия порядка проведения проверок в отношении 4 сфер, отнесенных в исключение из Предпринимательского кодекса РК (пп.7), 16), 21),22) п.3 ст. 140 ПК РК;
  • решены системные проблемы бизнеса (устранен административный барьер для «бизнеса на колесах», в части выдачи разрешений на переоборудование транспортных средств и прицепов под торговые павильоны и пункты питания;
  • выработан альтернативный вариант решения проблемного вопроса, позволяющий выплачивать кадастровую стоимость земельного участка при изменении его целевого назначения).

Дорожная карта по реализации сотрудничества на 2020 года состоит из 36 задач, основными приоритетными направлениями которой являются:

  • анализ эффективности и совершенствование реализации правоприменительной практики;
  • решение проблем по сокращению квазигосударственного сектора и развитию конкуренции;
  • решение проблем в сфере архитектурно-строительных и земельных правоотношений;
  • анализ систем управления рисками контрольно-надзорных органов, оценка эффективности работы систем;
  • решение системных проблем предпринимательства;
  • усиление ответственности бизнеса перед государством и потребителями.

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры