Шакпак-Ата
Долгая, почти трехчасовая дорога в Шакпак-Ата позволяет внимательно созерцать пустыню. На многие километры распростерлась она, перерезанная следами цивилизации: столбами с линиями электропередач, доставляющими электричество в самые отдаленные части Мангистау. Горизонт заслоняют волнистые вершины гор. Это и есть волны древнего океана Тетис, когда-то плескавшегося в этих краях на многие сотни тысяч километров. Контраст убеленных сединой меловых вершин гор черной впадины, насыщенной каменным углем, доказывает, что пустыня вовсе не серая, как привыкли считать люди.
Живописное кремниевое ущелье предвосхищает путь к мечети Шакпак-Ата. В переводе это слово означает «старец-кремень». Один из старожилов поселка Шаир утверждает, что, согласно одному преданию, Шакпак-ата – это вовсе не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами неспроста: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры.
В сохранившихся документах прошлого сказано, что «больше он был известен под именем Чахмаг-ата. В дороге, когда была надобность достать огонь, ему было достаточно прикоснуться одним ногтем к другому, чтобы искры посыпались в разные стороны».
Известный геоморфолог Серикбол Кондыбай, увлеченный изучением истории, традиций Мангистау, выяснил, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата.
Что же касается его настоящего имени, то оно, по предположению многих ученых, - Шахмардан. Дело в том, что у Шопан-ата было двое сыновей: Шахрух-ата (Шагырык-ата) и Исан-ата. У Шахруха в свое время родилось двое сыновей: Капаш-ата (Капан-ата) и Шахмардан, прозванный Шакпак-ата за свои способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага. Что касается времени жизни суфия, то мнения исследователей разнятся: академик Медоев утверждал, что Шакпак-ата жил в IX веке. Бартольд придерживался мнения, что суфий жил во времена правления Узбек-хана, который правил с 1312 по 1342 годы (XIV век). В научных трудах Берга и Эверсмана, которые большое значение уделяли истории Мангистау, было указано, что Шопан-ата был учеником Ахмеда Яссауи. После обучения в туркестанском медресе он возвратился на родину, в Мангистау, женился. У него было двое сыновей и дочь Тергенбиби. Умер суфий в 62 года, в 1182 году. Таким образом, получается, что если Шопан-ата жил в XII веке, то его внук Шакпак-ата – в XIII-м веке. То есть предположения Берга и Эверсмана наиболее достоверные.
Так или иначе, но Шакпак-ата, последователь учения Ходжи Ахмеда Яссауи, относится к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау. Легендарны имена всех этих святых. Бытует вот такая легенда о Шакпак-ата. Шел однажды суфий мимо одного аула и стал невольным свидетелем нелицеприятной семейной сцены: муж избивал свою жену. И причина тому бездетность. Шакпак-ата незамедлительно вступился за несчастную. То ли в знак благодарности и признания, то ли от нежелания продолжать жить в вечных унижениях, женщина пошла за Шакпак-ата. Говорят, в том безжизненном месте, где они остановились, стали пробиваться из-под земли родники, как из ведра лить дожди. И люди потянулись сюда с надеждой, что здесь отыщут снадобье от своих бед и лишений.
По сей день эти места окружены особым ореолом таинственности и загадочности. Какая-то особенная тишина и покой обволакивают путников своими объятиями.
В местах активного паломничества в последнее время замечена мирская суета, а здесь - ни души. По вымощенным ступенькам можно спокойно пройти и обозреть мечеть снаружи и внутри. Поднимаясь в скалистую мечеть, можно услышать, как в отдалении, в низине, ухает филин.
Подземная мечеть Шакпак-Ата вырублена в горной меловой скале. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию. Помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. Для этого они оставляли заболевшего человека в пещере на ночь. Считалось, что в течение ночи на больного спустится благостный дух и болезнь обязательно отступит. И до сих пор люди приезжают сюда с надеждой исцелиться от недугов.
По утверждению археологов, мечеть построена в IХ-Х вв. Имя ей дано в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель.
Ярким проявлением камнерезного кочевого искусства является подземная мечеть Шакпак-Ата. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько каменных комнат. Руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Основная зала увенчана массивными колоннами, поддерживающими свод зала. В центральной части свода - световой колодец, украшенный декорами. В западном крыле мечети устроена михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников. Стены помещений мечети и портала, а также ниш для захоронений испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, быков, раскрытых ладоней, растительных узоров. Среди надписей выделяется суфийское стихотворение о бренности этого мира и кратковременности жизни. Необычны наскальные изображения ладоней. Ислам традиционно запрещал изображать людей или части их тела. А тут рисунки раскрытой человеческой ладони встречаются в нескольких местах. Сегодня, посылая близким и родным в письмах рисованные ладошки, мы пытаемся донести теплый привет, вроде бы из рук в руки. В прошлые же века изображение ладони считалось суфийским оберегом, защищающим священное место и всех сюда входящих от нечистых сил. Надо сказать, что этих знаков предостаточно и на внешней стороне мечети, вырубленной в скале. Эта кисть встречается во многих священных местах не только Мангистау. Научная трактовка такова: дочь пророка Мухаммеда Фатима семнадцатой приняла мусульманскую веру. Символом праведности считается эта кисть, увековеченная на государственных флагах Туниса, Алжира и Марокко. Люди чтут Би-Фатиму и в Казахстане. Муж ее, Хазрет Хали, тридцать первым принял ислам. Он многое сделал для распространения мусульманства на кавказской земле.
Изображение ладони может означать прикосновение, энергетический обмен. Это характерно для лечебных традиций в язычестве. Если наскальные рисунки отнести к языческому периоду, то можно смело предположить, что первые обитатели появились здесь около двух тысяч лет назад. Обнаружены также арабские иероглифы, которые в переводе читаются: Башим Мухаммед, Баки Хафиз, Башим Бердимухаммед... Есть предположение, что это перечисление имен сорока учеников суфия, которые похоронены в окрестности мечети: где они умирали, там и были воздвигнуты мемориалы.
Природа и та оставила свои тамги в этой местности. На известняковых скалах, будто каменные сосульки, потеки каменных пород сохранились в вечности. В других местах, словно дождевые капли на песке, запечатлены каменные узоры. Филигрань каменных сплетений – особенность этих мест, ваятель которых мастер-Ветер.
Проходы в пещере изгибаются и петляют, поднимаясь винтовыми каменными лестницами вверх. Свод центрального зала, где раньше совершалось основное чтение молитв, венчается круглым отверстием. Сверху скалы-пещеры, в которой выбита мечеть, построено здание, давно забывшее проворные руки строителей- реставраторов.
Если смотреть на древнюю мечеть Шакпак-Ата сверху, то можно обратить внимание, что она имеет форму латинского креста. Вот этот самый крест вырублен в склоне каменного мыса между двух оврагов, спускающихся по склону горы Унгазы. Каждый из концов креста указывает на одну из сторон света. Крестовидная планировка позволяет высказывать предположение о ее строительстве в до- исламский период.
Бытует такая легенда: «Однажды Чахмаг-ата по окончании молитвы уснул в мечети. В это время грабители, кочевавшие поблизости, подошли к мечети с целью ограбить. Обнаружив крепко запертые двери и не сумев их разбить, они решили сделать подкоп. Тогда мюриды взмолились: «О, Чахмаг-ата, помоги!» В ту же минуту копавшие превратились в камни...»
На вершине горы Имеди в Каратау есть святое место, называемое Сахабия (облачный). Аксакалы говорят, что Чахмаг-ата туда взошел по облаку. Однажды ему пришлось спасаться от преследования врагов. Но наступило время молитвы. Несмотря на угрозы жизни, он остановился. Выбрал большой камень, взошел на него и стал молиться. Молился ровно два года, не замечая времени. На этом камне по сей день видны следы ног, рук, лба и носа. По прошествии двух лет пришел враг и отрубил в глубоком овраге, в урочище Кунан-Су, ему голову. Чахмаг-ата, взяв отрубленную голову подмышку, исчез. И по сей день жива память о нем в народных преданиях.
Что же касается мечети, по обе стороны у входа в нее выбиты в скале пещеры-захоронения, возможно, учеников Шакпак-ата или близких ему людей. Где именно захоронены мощи самого суфия, доподлинно неизвестно. Это заставляет ко всем захоронениям относиться с особенным трепетом и вниманием.
Некоторые ученые утверждают, что основное назначение этого самого святилища – врачевание. Не исключено, что служители этого места составляли какой-то монашеский орден, лечащий больных. Сохранились легенды прихожанок, записанные путешественниками XIX века. Согласно этим легендам, сюда приходили, в основном, женщины, страдающие бесплодием. И вроде бы большое значение в их излечении имел лунный свет, используемый в лекарских целях служителями мечети. Сюда стремились и больные мужчины с недугами глухоты, слепоты и немоты. Они не только находили покой в душе, но и освобождались от заболевания. Легенда ли это? Трудно сказать, тем более что достойных служителей, некогда здесь живущих, вряд ли сегодня найдешь.
Подземные мечети, вырубленные в скалах природного ландшафта края, считаются особо почитаемыми святыми местами. И стены здесь – не просто камни, они были свидетелями многих великих деяний.