Сисем-ата
Целый город мавзолеев, сложенных из розоватых плит местного известняка. Сейсем-ата, этот архитектурный ансамбль создавался на протяжении пяти столетий.
Наиболее ранние памятники его относятся к XIV - XV векам, к эпохе Золотой Орды и периоду ее распада. Это - развалины мавзолея Сейсем-ата, мусульманского проповедника, и погребальные сооружения с каменными изображениями шлемов. Сейсем-ата, по легенде, - выходец из лежащего на Сырдарье города Туркестана, ученик и сподвижник поэта-мистика Ахмеда Ясави (XII век).
Позже погребение Сейсем-ата стало святым, и многие считали и считают сейчас за честь похоронить своих близких на этом кладбище. Поэтому оно продолжает расти и в наши дни. Погребальное сооружение Сейсем-ата было возведено на вершине кургана эпохи раннего железа. Его могила выглядит архаично и очень скромно. Лишь обилие старых рогов архаров, принесенных его почитателями, да шест с некогда украшавшим его навершием выделяют ее среди других погребений.
Богатство форм и типов памятников на некрополе приводит впервые попавшего сюда человека в некоторое замешательство. Все надгробные сооружения здесь делятся на несколько типов. Во-первых, койтасы - каменные бараны, на некрополях Устюрта и Мангышлака сохранилось лишь несколько каменных баранов, выполненных в реалистической манере. К сожалению, большинству из них мусульманские ортодоксы отбили головы.
Это и есть бейт - аулие Сейсем-ата (бейт - кладбище, аулие - святое место). В некрополе Сейсем-ата на Устюрте находятся 30 купольных мавзолеев. Это мавзолеи таким народным героям, как Тулеп-батыр, Конай-батыр, Суюнкара-батыр, боровшимся против хивинских ханов и других завоевателей. Здесь эахоронены виднейшие личности рода адай: Есекмерген из подрода тиней, кунанорыс Лабак, кенже Конай, есен Сейт, байымбет Анет, жары Суйнкара, жанай Кожаназар (прадед А. Кекильбаева).
История некрополя берет начало с очень давних времен. Захоронения батыров, биев стоявших во главе первых переселений рода адай в Мангистау находятся в этом некрополе. Здесь самые искусные приемы зодчества, выработанные веками строительной деятельности коренного народа.
На некоторых кулпытасах некрополя Сейсем-ата XX века, установленных над женскими погребениями, изображены прически из множества кос с подвешенными к ним украшениями-оберегами. Кулпытасы на могилах мужчин несут барельефные изображения боевого пояса, ремесленных орудий, нередко боевого коня и, конечно, оружия. На древних кулпытасах можно увидеть кинжалы, топоры-балта, луки, стрелы; на более поздних - шомпольные ружья-мултуки, а также луки и топоры.
На Сейсем-ата сохранились сагана, наружные стены которых покрыты рельефными изображениями живых существ. В одном случае - это лучник в высоком головном уборе, натягивающий лук, в другом - лошади и боевое оружие. Эти сагана, датируемые XIV - XV веками, были нам крайне интересны: ведь изображения человека на погребальных памятниках Устюрта и Мангышлака очень редки.
Есть на Сейсем-ата, так же как и на других могильниках, сагана-тамы. Это своеобразные мавзолеи - прямоугольные массивные сооружения, не имеющие крыши. Они появились в конце XVIII века. Внутренние стены сагана-тамов украшали богатым орнаментом. Иногда в него искусно вписывали предметы домашнего обихода: самовар, чайник, чашки, треногу, чугунный котел, орудия труда.
Все новые и новые страницы жизни Устюрта раскрывало перед нами бейт Сейсем-ата. Обычно их сооружали на возвышенных местах, и они были видны издалека. Наиболее ранняя группа мавзолеев - XIV век - известна на западных чинках Устюрта. Это портальные мавзолеи Космола. Один из них частично сохранился, другой разрушен полностью.
Подлинным произведением искусств является, например, мавзолей Латипова, построенный в 1990 году. Он сооружен на некрополе Сейсем-ата из плит розовато-белого ракушечника, имеет удлиненные пропорции и строгие классические формы, перекрыт изящным щлемовидным куполом. Мавзолей настолько легок и, если так можно выразиться о погребальном памятнике, жизнерадостен, что мысли о смерти как-то отступают и, растворяясь, уходят вместе с миражами прочь.
Наиболее ранний мавзолей некрополя Сейсем-ата сложен из каменных плит, имеет внушительные размеры и выглядит весьма архаично. По кладке, размерам и пропорциям он аналогичен мавзолею Домбаул в Джезказганской области Казахстана. Последний датируется IX - XIII веками. Возможно, для могильника Сейсен-ата эта дата слишком занижена, поскольку большинство исследователей истории архитектуры относит наиболее раннюю группу сооружений этого кладбища к XIV веку.
Однако в центре Сейсан-ата существует курган эпохи раннего железа, и это позволяет предположить, что захоронения совершались здесь задолго до эпохи Золотой Орды. В охранную зону памятника входит территория непосредственно некрополя Сисем-ата и прилегающая к нему территория на расстоянии 200 - 250 метров. Общая площадь охранной зоны памятника составляет 58 гектар.
На территории некрополя расположены существующие традиционные поселения скотоводов – зимовки и летовки, древние караванные дороги и маркирующие их колодцы, остатки поселений. Памятник представляет собой сложный природно-культурный ландшафт. Его главным ядром является некрополь Сейсем - ата, который связан с остальными природными и культурными компонентами этого ландшафта.
Дорога в Сисем-Ата проходит через местность Маната. В этом месте существует неписаная традиция у местных жителей, да и не только, - необходимо остановиться у священной могил Маната и получить благословение на дальнейший путь и только после этого можно продолжить маршрут. В окрестностях некрополя Сейсем-ата находится большое количество захоронений, построенных в виде шлема.
Исследователь Западного Казахстана М. Мендикулов высказал предположение, что это форма появилась в виде каменной скульптуры еще в начале основания некрополя и отмечала могилу героя, погибшего на войне в XIV веке, а позже была перенесена на форму купола мавзолеев военной знати. Границы некрополя Сисем-ата образуют овальную вытянутую форму, по длинной оси вытянуты с севера на юг.
В некрополе принято на учет 1328 самых разнообразных памятников, из них 22 купольных мавзолеев, 155 саганатамов, 382 кулпытасы с койтасами, 129 саркофагов, остальные объекты это каменные оградки и стелы. Все памятники на некрополе возведены из местного камня-песчаника, без фундаментов, на глинистом растворе. Основной комплекс некрополя формируется вокруг могилы Сейсем-ата – одного из проповедников ислама.
О его личности данных нет, но легенды относят его к огузо-кипчакскому периоду, т. е. к средневековью. Кроме развалин гробницы самого Сейсем-ата, к этому времени могут быть отнесены каменная скульптура шлема и надгробные стелы с изображениями вооружения, связанные с военно-политическими событиями кипчако-ногайлинской эпохи в истории региона.