astana-view

Крупные ж/д перевозчики могут оказаться на грани банкротства

30 Апреля 2015
3887 просмотров

Сегодня в НПП «Атамекен» прошло очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей. Темой заседания стали проблемы предпринимателей транспортной отрасли.

«В декабре 2013 года Министерством транспорта и коммуникаций РК были направлены исковые заявления в суд о взыскании более 2,5 миллиардов тенге с компаний, оказывающих услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, в том числе по социально значимым межобластным сообщениям. Это, прежде всего, средства, которые были выплачены перевозчикам в виде государственных субсидий. Основанием для этого взыскания стало постановление Счетного комитета от 3 июля 2013 года», - сообщил директор Департамента правовой защиты предпринимателей НПП РК Олег Савеленко.

В числе компаний, с которых государство взыскивает средства - АО «Пассажирские перевозки», ТОО «Сункар 1», АО «Пригородные перевозки», ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс», ТОО «Arlan Trans Astana», ТОО «Марал Нур».

По словам Олега Савеленко, анализ документов и нормативно-правовых актов в данной сфере показывает, что действия министерства и Счетного комитета нарушают права перевозчиков.

Юрист пояснил, что сумма государственных субсидий ежегодно выплачивается перевозчикам на основании заключаемого в установленном порядке договора и в последующем субсидии ежемесячно выделяются с 1 января по 31 декабря.

Такая процедура выплаты и начисления установлена законодательством, требования которого со стороны перевозчиков были выполнены надлежащим образом. Директор Департамента правовой защиты предпринимателей НПП РК особо подчеркнул, что в ходе проверок у Счетного комитета претензий к перевозчикам не возникало в принципе.

«Вместе с тем, со стороны государственных органов (на тот момент - Министерства транспорта и коммуникаций, Агентства по регулированию естественных монополий, - прим.кор.) было допущено несвоевременное утверждение и применение временного понижающего коэффициента на услуги АО «Казахстан Темир Жолы», как оператора магистральной железнодорожной сети. В результате чего перевозчики в 2010-2012 годах понесли дополнительные расходы на оплату услуг АО «КТЖ». Эти расходы перевозчиков расценены Счетным комитетом как перерасход государственных субсидий», - пояснил О. Савеленко.

Президент ТОО «Пассажирская компания «Туран Экспресс» Роман Ботабеков в интервью журналистам отметил, что перевозчики очень надеются на содействие Национальной Палаты в решении проблемы, которая может привести к банкротству социально значимых компаний.

«Если судом будет вынесено неправомерное решение, компании просто станут банкротами - сотни людей останутся без работы, а вагоны без движения», - заявил глава железнодорожного предприятия.

Руководитель Управления железнодорожного транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Кабижан Нурбек, отметил, что подобные проблемы в отрасли возникают из-за несовершенства законодательства.

«Если смотреть по году, то Министерство в мае подает бюджетную заявку по субсидированию и предоставляет его параметры (...) В конце года, в рамках действующих параметров, Министерство заключает договоры. Проблема в том, что мы в бюджетной программе устанавливаем повышение тарифов на 10 процентов, а потом АО "Пассажирские перевозки" или "Пригородные перевозки" подают заявки, где указаны цены (после вмешательства антимонопольных органов - прим. кор.) гораздо ниже. Получается, бюджетное законодательство предоставляет одно, а антимонопольное законодательство – другое», - сказал он.

По словам К. Нурбека, дабы преодолеть противоречия, в законодательство вносятся изменения. Тогда существующее законодательство будет дополнено следующим механизмом: «Как только заключаем договоры с перевозчиками, мы сразу же предоставляем эти данные Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. И, уже на основании этих данных, будет устанавливаться понижающий коэффициент».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры