astana-view

Тимур Сулейменов: «Падение курса рубля не связано с созданием ЕАЭС»

25 Мая 2015
8072 просмотров

Эксперт заявил, что диспаритет валютных курсов не является прямым следствием создания Евразийского экономического союза

Отделить зерна от плевел предложил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов. На панельной сессии, проходившей в рамках VIII Астанинского экономического форума, эксперт заявил, что диспаритет валютных курсов не является прямым следствием создания Евразийского экономического союза.

«Ясно, что валюты у нас свои, и будут оставаться своими все время… И в каком-то стратегическом будущем у нас валюты будут национальными», - этими словами член ЕЭК сразу отмел все вопросы о возможности установления единой наднациональной валюты.

Финансист пояснил, что все остальные проблемы, связанные с падением российского рубля, вытекают не из договора о создании ЕАЭС, а из документов, принятых значительно раньше.

«У нас с Россией самая большая граница и самая активная приграничная торговля…Существовало Соглашение о зоне свободной торговли – многостороннее, эсэнговское, принятое не касаясь «евразийской» темы. Естественно, были у нас границы и таможенное администрирование, но, тем не менее, у нас не было права применять таможенные въездные пошлины, как до 2010 года, так и в 2015 году. Мы обязаны были предоставлять российским товарам  беспошлинный въезд в нашу страну», - подчеркнул Т. Сулейменов.

Экономист напомнил, что в 1998 году сложилась аналогичная ситуации, когда курс рубля к доллару упал до 3 и даже до 2,9.

«Но тогда это не связывали ни с Таможенным Союзом, ни с ЕАЭС, так как их еще не существовало в природе», - отметил представитель Евразийской экономической комиссии.

В то же время, по его мнению, «вопрос валютной координации стран-членов ЕАЭС стоит вне зависимости от того, есть граница или нет», но сам сложившийся диспаритет валют не являлся «элементом Евразийского экономического союза»

«Это не беда и не болезнь экономического союза нашего», - подчеркнул эксперт. – «Нужно не с Союзом бороться, а работать путем более тесной координации наших курсовых политик. Но, чтобы не было вот этого, не совсем положительного, смешения образа экономической интеграции  рамках Евразийского пространства с обычными валютными диспаритетами»

Тимур Сулейменов предложил участникам дискуссии представить, что в соседнем Узбекистане произойдет резкое снижение курса национальной валюты.

«Поскольку у нас с Узбекистаном также подписано Соглашение о зоне свободной торговли, мы будем узбекские товары пропускать, и они на рынках Шымкента и Тараза станут страшно конкурентными. Сможем ли мы возвести барьер? Ну, поскольку у нас есть таможенное администрирование на казахско-узбекской границе, наверное, у нас будет немножко больше инструментов. Но, тем не менее, действуя в правовом поле, не допустить узбекские товары к нам на рынок мы не сможем. Поэтому, вот этот аспект прошу, коллеги, всегда принимать во внимание», - считает член Коллегии Евразийской экономической политики.

(Кстати, прогноз экономиста, относительно узбекского сума, на прошлой неделе чуть было не стал реальностью. Агентство РБК сообщило, что Центральный банк Узбекистана остановил операции по обмену иностранной валюты в стране. До начала июля приостановлены валютные операции для физических и юридических лиц (компаний). В мае курс узбекского сума на черном рынке упал до 5 000 сум за доллар, при этом еще в марте цена одного доллара США составляла 3 700 сум. Между тем, в Узбекистане с 1 февраля 2013 года запрещена свободная продажа иностранной валюты физическим лицам. Иностранную валюту можно получить только через банки в виде денежных переводов, а также перечислением на пластиковую карточку гражданам.)

Мнение коллеги поддержал заместитель Председателя Правления НПП Рахим Ошакбаев. На его взгляд, диспаритет курса валют «это не вопрос Евразийского союза, не вопрос Зоны свободной торговли - это вопрос к нашему Правительству».

«Я твердо убежден, что в этих вопросах приоритетом и догматом является не интеграция, а все-таки, национальные экономические интересы. Интересы, которые в первую очередь выражены в обеспечении занятости. И вне зависимости от условий, – находимся ли мы в зоне свободной торговли или перешли на более глубокую степень интеграции, – это обязанность регулятора, Правительства обеспечивать занятость. А в рыночной экономике мы можем обеспечить занятость только развитием предпринимательства… Естественно, здесь не нужно быть серьезным экономистом, чтобы понять, что нужно защищать свой рынок», - заявил Рахим Ошакбаев.

По словам заместителя Предправления Нацпалаты, «Атамекен» предлагала Правительству свои меры защиты рынка.

«…В рамках ВТО такие меры носят название «safeguards» - отзывы… Мы апеллировали к статье 29-ой Договора о ЕАЭС: увидев  в нем угрозу экономической безопасности, просили ввести временные торговые ограничения…Правительство откликнулось, но, к сожалению, пока видимого результата не удалось добиться. Сейчас наши надежды на то, что нефть отрастет, да инфляция в России вырастет, курс стабилизируется…Но пока, эффект девальвации рубля продолжает сказываться на нашей экономике и мы это видим в регионах…», - резюмировал Р.Ошакбаев. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры